2 | Актуализация и проверка усвоения изученного материала | Давайте повторим изученную тему: Модель и моделирование. Что такое модель? Что такое моделирование? Чем модель отличается от реального объекта? Каких видов бывают модели? Виды информационных моделей? Что относится к смешанным моделям? https://learningapps.org/1926568 виды моделей https://learningapps.org/5824708 инф.модели | Упрощенное подобие реального объекта; Процесс создания и исследования моделей реальных объектов; Натурные и информационные; Информационные: знаковые, образные и смешанные. Таблицы, схемы, графики и диаграммы |
3 | Формулирование темы и целей через повторение | Тема нашего урока: смешанные информационные модели, а именно графики и диаграммы. На прошлом уроке мы увидели, что невозможно быстро и качественно обрабатывать большие объемы однотипной информации, представленной в текстовой форме. Такую информацию гораздо удобнее обрабатывать с помощью таблиц. Но восприятие громоздких таблиц также оказывается затруднительным. Предположим, вам задали задание нарисовать климатический портрет месяца мая. В течение всего месяца вы собирали информацию о температуре воздуха, давления, влажности, облачности, направления и скорости ветра. Соответствующую информацию вы заносили в заранее подготовленную таблицу, и вот что у вас получилось (слайд) Важно подвести ребят к самостоятельному выводу о необходимости визуализации громоздких табличных данных. Для этого можно попросить ребят по таблице «Погода в мае 2012 года» ответить, например, на такие вопросы: Какой день был самым холодным? Какой день был самым теплым? В течение скольких дней температура была +15ºС и выше? Сколько дней была облачность 70-80%, А 50%? Когда ученики поймут, что по таблице ответить на эти вопросы достаточно трудно, надо предложить им воспользоваться соответствующими графиками – дело пойдет значительно быстрее! Цель урока: | - диаграммы и графики; Узнать о диаграммах и графиках и их использовании, научиться читать графики и диаграммы, создавать их с помощью компьютера. | Познавательные УУД: закрепление материала, изученного на предыдущих уроках. Личностные УУД: развитие памяти и мышления Регулятивные УУД: - развитие логического мышления |
4 | Изучение новой темы | Учитель объясняет новый материал График – линия, дающая наглядное представление о характере зависимости какой-либо величины от другой. График позволяет отслеживать динамику изменения данных. На графике изображают две координатные оси под прямым углом друг к другу. Эти оси являются шкалами, на которых откладываются представляемые значения. Одна величина является зависимой от другой – независимой. Значения независимой величины обычно откладывают на горизонтальной оси (оси OX), а зависимой величины – на вертикальной оси (оси OY). При изменении независимой величины меняется зависимая величина. Значения зависимой величины изображаются: в виде кривых; в виде точек; в виде кривых и точек. Например, температура воздуха (зависимая величина) может изменяться во времени (независимая величина). Таким образом, график показывает, что происходит с y при изменении x. По данным таблицы можно построить следующие графики: изменения температуры воздуха; изменения влажности воздуха; изменения атмосферного давления Следующая наглядная форма представления информации – это диаграмма Диаграмма - графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношении нескольких величин или нескольких значений одной величины. Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. (если сравниваемые величины образуют в сумме 100%). Большое количество секторов затрудняет восприятие информации по круговой диаграмме. Поэтому круговая диаграмма, как правило, не применяется более чем для пяти-шести значений данных. Столбчатые диаграммы позволяют сравнивать несколько величин в нескольких точках. Обеспечить и наглядность, и точность информации во многих случаях позволяют столбчатые диаграммы. Столбчатые диаграммы состоят из параллельных прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины. Каждый столбик показывает один тип качественных данных (например, один тип облачности) и привязан к некоторой опорной точке горизонтальной оси - оси категорий. В нашем случае опорные точки на оси категорий - это фиксированные значения облачности. Высота столбиков пропорциональна значениям сравниваемых величин (например, количеству дней той или иной облачности). Соответствующие значения откладываются на вертикальной оси значений. Ни ось значений, ни столбики не должны иметь разрывов: диаграмму используют для более наглядного сравнения, и наличие разрывов уничтожает саму цель представления результатов в виде диаграммы. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a57547fc-fc0d-4b37-b87a-0df20c2bbe32/%5BNS-MATH_4-34-44%5D_%5BIM_033%5D.html Лепестковая диаграмма - для каждой точки ряда данных предусмотрена своя ось. | Обучающиеся записывают в тетради определение понятия «график», слушают учителя, отвечают на вопросы. Ресурс: Умеешь ли ты читать линейная диаграмму? (N 192487) Вид ЦОР: Интерактивное задание | Познавательные УУД: поиск и выделение информации, умение анализировать и синтезировать, выдвижение предположений, решение проблемы. |
7 | Компьютерный практикум | Выполни задание на компьютере: | С.189, Пр. №13 Задания 1,2 | метапредметные – ИКТ-компетентность (умения работать в текстовом редакторе); предметные–умение создавать в текстовом редакторе графики; личностные – понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание значения использования наглядных моделей; коммуникативные – умение работать в группе. |
8 | Закрепление изученного материала | Задание 1. Соотнесите диаграмму с ее названием и таблицей, по которой она построена Детям раздается задание для индивидуальной работы. Проверка через 1 мин у доски Справились прекрасно | Работа на доске, индивидуальная работа | |
9 | Итоги урока, рефлексия, домашнее задание | Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? Домашнее задание: §12 задание после параграфа №2 | Работа с дневниками. Записывают домашнее задание. | регулятивные – планирование, целеполагание, оценка; личностные – смыслообразование, развитие самооценки |