СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Модели и моделирование"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Модели и моделирование"»

Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя: Дмитриева Анастасия Николаевна

2. Класс: 6

3. Предмет: информатика

4. Тема урока: Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.

5. Учебные задачи:

  • дать представление о графиках и диаграммах как разновидностей информационных моделей;

  • сформировать представления о назначении графиков и диаграмм;

  • сформировать умения «читать» и строить простые графики и диаграммы.

6. Тип урока – комбинированный.

7. Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • модель;

  • информационная модель;

  • график;

  • диаграмма.

8.Используемые на уроке средства ИКТ:

  • ПК учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

  • ПК учащихся.

9. Электронное приложение к учебнику:

  1. презентация «Графики и диаграмма»;

  2. файл – заготовка «Погода.doc».

  3. Ресурс: Умеешь ли ты читать линейная диаграмму? (N 192487). Вид ЦОР: Интерактивное задание


УМК: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика: учебник для 6 класса

Планируемые результаты

Предметные:

Научатся: понимать назначение графиков и диаграмм, их виды и отличия, читать их данные.

Получат возможность научиться: создавать, форматировать и заполнять данными графики, диаграммы

Метапредметные:

-познавательные: умение визуализировать числовые данные, устанавливать соответствие полученных данных.

-регулятивные: умение управлять своими действиями, оценивать результаты своей работы.

-коммуникативные: развитие навыков работы с партнером, контролируют, вносят коррективы, оценивают действие партнера.


Личностные:

- понимание значения информационного моделирования как метода познания окружающей действительности;

-интерес к изучению информатики.


Этапы урока:

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала – 4 мин.

3. Формулирование темы и цели урока – 4 мин

4. Изучение новой темы– 7 мин.

5. Первичное усвоение новых знаний – 5 мин.

6. Физкультминутка – 2 мин.

7. Компьютерный практикум – 15 мин.

8. Закрепление изученного материала – 5 мин.

9. Итоги урока, рефлексия, домашнее задание – 2 мин.



п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный момент

Приветствие обучающихся, проверка отсутствующих. Проверка готовности обучающихся к уроку.

Проверяют свою готовность к уроку.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации


2

Актуализация и проверка усвоения изученного материала

Давайте повторим изученную тему: Модель и моделирование.

Что такое модель?

Что такое моделирование?

Чем модель отличается от реального объекта?

Каких видов бывают модели?

Виды информационных моделей?

Что относится к смешанным моделям?

https://learningapps.org/1926568 виды моделей

https://learningapps.org/5824708 инф.модели

Упрощенное подобие реального объекта;

Процесс создания и исследования моделей реальных объектов;

Натурные и информационные;

Информационные: знаковые, образные и смешанные.

Таблицы, схемы, графики и диаграммы

3

Формулирование темы и целей через повторение


Тема нашего урока: смешанные информационные модели, а именно графики и диаграммы.

На прошлом уроке мы увидели, что невозможно быстро и качественно обрабатывать большие объемы однотипной информации, представленной в текстовой форме. Такую информацию гораздо удобнее обрабатывать с помощью таблиц. Но восприятие громоздких таблиц также оказывается затруднительным.

Предположим, вам задали задание нарисовать климатический портрет месяца мая. В течение всего месяца вы собирали информацию о температуре воздуха, давления, влажности, облачности, направления и скорости ветра. Соответствующую информацию вы заносили в заранее подготовленную таблицу, и вот что у вас получилось (слайд)

Важно подвести ребят к самостоятельному выводу о необходимости визуализации громоздких табличных данных. Для этого можно попросить ребят по таблице «Погода в мае 2012 года» ответить, например, на такие вопросы:

Какой день был самым холодным?

Какой день был самым теплым?

В течение скольких дней температура была +15ºС и выше?

Сколько дней была облачность 70-80%,

А 50%?

Когда ученики поймут, что по таблице ответить на эти вопросы достаточно трудно, надо предложить им воспользоваться соответствующими графиками – дело пойдет значительно быстрее!

Цель урока:

- диаграммы и графики;

Узнать о диаграммах и графиках и их использовании, научиться читать графики и диаграммы, создавать их с помощью компьютера.

Познавательные УУД:

закрепление материала, изученного на предыдущих уроках.

Личностные УУД:

развитие памяти и мышления

Регулятивные УУД:

- развитие логического мышления

4

Изучение новой темы


Учитель объясняет новый материал

График – линия, дающая наглядное представление о характере зависимости какой-либо величины от другой. График позволяет отслеживать динамику изменения данных.

На графике изображают две координатные оси под прямым углом друг к другу. Эти оси являются шкалами, на которых откладываются представляемые значения. Одна величина является зависимой от другой – независимой. Значения независимой величины обычно откладывают на горизонтальной оси (оси OX), а зависимой величины – на вертикальной оси (оси OY). При изменении независимой величины меняется зависимая величина. Значения зависимой величины изображаются: в виде кривых; в виде точек; в виде кривых и точек. Например, температура воздуха (зависимая величина) может изменяться во времени (независимая величина). Таким образом, график показывает, что происходит с y при изменении x.

По данным таблицы можно построить следующие графики: изменения температуры воздуха; изменения влажности воздуха; изменения атмосферного давления

Следующая наглядная форма представления информации – это диаграмма

Диаграмма - графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношении нескольких величин или нескольких значений одной величины.

Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. (если сравниваемые величины образуют в сумме 100%). Большое количество секторов затрудняет восприятие информации по круговой диаграмме. Поэтому круговая диаграмма, как правило, не применяется более чем для пяти-шести значений данных.

Столбчатые диаграммы позволяют сравнивать несколько величин в нескольких точках.

Обеспечить и наглядность, и точность информации во многих случаях позволяют столбчатые диаграммы.

Столбчатые диаграммы состоят из параллельных прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины. Каждый столбик показывает один тип качественных данных (например, один тип облачности) и привязан к некоторой опорной точке горизонтальной оси - оси категорий. В нашем случае опорные точки на оси категорий - это фиксированные значения облачности. Высота столбиков пропорцио­нальна значениям сравниваемых величин (например, количеству дней той или иной облачности). Соответствующие значения откладываются на вертикальной оси значений. Ни ось значений, ни столбики не должны иметь разрывов: диаграмму используют для более наглядного сравнения, и наличие разрывов уничтожает саму цель представления результатов в виде диаграммы.


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a57547fc-fc0d-4b37-b87a-0df20c2bbe32/%5BNS-MATH_4-34-44%5D_%5BIM_033%5D.html

Лепестковая диаграмма - для каждой точки ряда данных предусмотрена своя ось.

Обучающиеся записывают в тетради определение понятия «график», слушают учителя, отвечают на вопросы.




















































Ресурс:

Умеешь ли ты читать линейная диаграмму? (N 192487)

Вид ЦОР:

Интерактивное задание


Познавательные УУД:

поиск и выделение информации, умение анализировать и синтезировать, выдвижение предположений, решение проблемы.


5

Физкультминутка.

- Разминка для глаз

Выполняют упражнения

личностные – умение распределять режимы труда и отдыха;

метапредметные – формирование основ здорового образа жизни.

7

Компьютерный практикум

Выполни задание на компьютере:

С.189, Пр. №13 Задания 1,2

метапредметные – ИКТ-компетентность (умения работать в текстовом редакторе);

предметные–умение создавать в текстовом редакторе графики;

личностные – понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание значения использования наглядных моделей;

коммуникативные – умение работать в группе.

8

Закрепление изученного материала

Задание 1. Соотнесите диаграмму с ее названием и таблицей, по которой она построена

Детям раздается задание для индивидуальной работы.

Проверка через 1 мин у доски

Справились прекрасно





Работа на доске, индивидуальная работа



9

Итоги урока, рефлексия, домашнее задание

Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Домашнее задание: §12 задание после параграфа №2

Работа с дневниками.

Записывают домашнее задание.

регулятивные

планирование, целеполагание, оценка;

личностные

смыслообразование, развитие самооценки




Использованные ресурсы:

  1. Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

  2. Методическая служба. Издательство БИНОМ. http://metodist.lbz.ru/iumk/informatics/er.php

  3. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика: методическое пособие для 5 - 6 классов – М.: БИНОМ, 2014

  4. Поташник, Левит: Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие, Педагогическое общество России, 2012 г.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!