Разработка урока
Предмет-Информатика
Класс-7
Тип урока-изучения и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Технология построения урока-проблемно-диалогическая
Тема-Моделирование
Цель-создание условий для овладения обучающимися знаниями о понятии модели объекта, формирования навыков создания словестных моделей.
Основные термины, понятия-Модель, Моделирование, натурная модель, информационная модель
Планируемый результат-Предметные умения
иметь представление о понятиях "модель", "моделирование";
уметь узнавать разные модели одного объекта;
уметь структурировать информацию;
уметь создавать словестные модели;
знать принцип создания таблиц в текстовом редакторе;
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока-Дидактические задачи
Организационный
(этап мотивации)-Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний и умений-Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).
Постановка учебной проблемы-Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.
Формулирование проблемы, планирование деятельности-Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.
Открытие нового знания-Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.
Первичная проверка понимания-Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.
Применение новых знаний-Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Рефлексия учебной деятельности-Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями для учащихся в группах, бумага, карточки для самооценки, смайлы для рефлексии.
Ход урока
1.Вводная часть (2 мин.)-- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок информатики, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интересной науки.
- Проверьте как организовано ваше «рабочее место» и наличие школьных принадлежностей.
-При входе в класс каждый ученик вытягивает листок с номером своей группы и занимает указанное место за столом (2 группы 1, 2), после чего в течении 2 минут ребята определяют свою роль в группе (кто за что будет отвечать – счетовод, писарь, «мозг» группы...)
2. Объявление темы, целей(2 мин)-Начинаем наш урок. Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату, а вот тему урока я вам пока не скажу, а к концу урока мы все вместе попытаемся ее сформулировать.
В ходе урока вы будете выполнять различные задания. За правильно выполненное задание или правильный ответ, вы получите звезду.
- У каждого из вас на столах находятся оценочные листы, где выделено три графы (1. оценка моих знаний, 2. оценка моей работы в группе, 3. оценка учителя за ПР), пожалуйста поставьте себе оценку в 1 графу которая по вашему мнению соответствует вашим знаниям по изученным темам
-Записывают дату в тетрадь. Заполняют оценочные листы.-
. Актуализация знаний-5мин.-Фронтальная опрос.
Повторение уже пройденного материала по теме «Объекты и системы».
1.С какой темой мы знакомились на прошлых уроках?
2. Что такое объект?
3. Приведите примеры объектов.
4. Если мы не можем увидеть или потрогать объект оригинал, чем мы можем его заменить?-Вспоминают пройденный материал.
3-Изучение нового материала. Формирование понятия модель, виды моделей, моделирование.( 10 мин)
Учитель обращает внимание учащихся на стол, где лежат предметы, и ставит серию проблемных вопросов:
– Что вы видите?
– Что они заменяют?
– Для чего человек создал эти предметы?
Как вы считаете, что мы с вами должны выяснить сегодня на уроке?
Приведите примеры моделей объектов,
с которыми вы встречаетесь в повседневной жизни.
(Приложение)
Совместное обсуждение нового материала (ответы на вопросы), которое сопровождается сладами
Корректировка деятельности учащихся-Отвечают на наводящие вопросы. Формулирую тему урока.
Что такое модель? Иметь представление о моделях, их разнообразии, выяснить свойства моделей.
Выписывают основные определения в тетрадь:
Что такое моделирование.
Как называют исходный объект при моделировании. Как называют его объект-заменитель.
Для чего создают модели объектов.
Когда прибегают к созданию моделей
Как вы понимаете: Свойства модели зависят от цели моделирования. Модели одного и того же объекта будут разными, если они создаются для разных целей.
Какие модели называют натурными. 2-3 примера.
Какие модели называют информационными.
Для чего используют модели.
-
4-Работа в группах(10 мин).Корректировка, помощь группам.
-
Каждой группе предоставляется модель объекта –черепа человека (натурная или информационная). Учащиеся рассматривают модель и отвечают на вопросы самостоятельно:
Рассмотрите представленную модель.
Заменителем какого объекта она является?
С какой целью создана данная модель?
Где можно использовать эту модель?
Что можно узнать об объекте с помощью этой модели?
Какая модель представлена: натурная или информационная?
5.Создание модели цветка
1 ряд рисует цветок для учебника биологии,
2 ряд – для иллюстрации детской сказки.
(Разные цели)
В основе каждой модели лежит конкретная цель.
От цели моделирования зависят требования к модели: какие именно признаки объекта оригинала она должна отразить.
Давайте, сравним результаты. Смотрите, оба рисунка – это модели цветка. Значит, моделировали мы один и тот же предмет. Почему мы получили разные результаты.
6.Физкультминутка.(2 мин)
Учитель показывает упражнения.-Выполняют упражнения -Отдых, разрядка.
7.Практическая работа(5 мин)
А сейчас мы перейдем к практической части нашего урока
Ваша задача сегодня – создание списка в текстовом редакторе.
Тема: “Построение словесной модели в среде текстового редактора”.
Объект моделирования: одноклассник.
Параметры моделирования:
Ф.И.О.
Дата рождения.
Телосложение (рост, вес)
Черты лица.
Черты характера.
Любимый учебный предмет.
Хобби.
Инструмент моделирования: текстовый редактор
Критерии оценки:
«5» - если все задание выполнено верно;
«4» - если не выполнен 1 пункт задания;
«3» - если не выполнены 2 пункта задания
8.Домашнее задание-1 мин
приведите письменно примеры информационных моделей, используемых в школе.
Записывают домашнее задание
9 Итог урока. (5 мин.)
Подводим итог все вместе.
-Самостоятельно анализируют индивидуально каждый свою работу и работу своих одноклассников и оценивают ее.
Оценивают работу каждого ученика в своей группе.
Заполняют оценочные листы.
-Оценка собственной деятельности в группе.
10 Рефлексия(3 мин)
Я попрошу каждого из вас оценить урок и свою деятельность на уроке с помощью смайлов, лежащих на ваших столах. (см. приложение)-Поднимают соответствующие смайлы-
Разработка открытого урока по информатике
Тема: Моделирование
Класс: 7
Учитель информатики: Федорова Наталья Юрьевна
г. Макинск, 2015 год.