СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Односоставные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - знакомство с односоставными предложениями в 8 лассе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Односоставные предложения"»

Виды односоставных предложений.

Задачи урока:

  1. Познакомиться с видами односоставных предложений.

  2. Научиться определять виды односоставных предложений.

  3. Учиться использовать односоставные предложения в устной и письменной речи.


Ход урока

  1. Орг. момент.


  1. Слово учителя:

- На предыдущих уроках мы изучали второстепенные члены и учились выполнять синтаксический разбор предложений. Вот именно с этого вида работы мы и начнем наш урок

  • Ночь. Месяц и звезды ярко сияли.

  • В крепости было спокойно и тихо.


- Кто узнал автора и произведение, из которого взяты эти предложения?


Выполнение учениками разбора двух предложенных предложений.


- Вслух предложения разбирает… . С чего начинается синтаксический разбор?

( С характеристики по цели высказывания)


- В чем отличие этих предложений по характеру грамматической основы?

- Чем может быть выражена грамматическая основа односоставного предложения?

- Сформулируйте тему этого урока.




  1. Сообщение темы урока


  1. Постановка цели урока

  • Познакомиться с видами односоставных предложений.

  • Научиться определять виды односоставных предложений.

  • Учиться использовать односоставные предложения в устной и письменной речи.



  1. Ответы на вопросы:

  • Какие предложения называются односоставными?

  • Можно ли считать, что мысль, выраженная односоставным предложением, неполноценная и усеченная, по сравнению с двусоставным?

  • Для того чтобы это узнать, ответьте на вопрос: «Что лучше режет: нож или ножницы?»




  1. Работа с текстом. Чтение.

Оба инструмента режут одинаково, но разные предметы.

Условно можно рассматривать нож и ножницы как символы односоставных и двусоставных предложений. Первые имеют один главный член (Зима. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда), вторые – два (Я изучаю русский язык).

Но односоставные предложения, так же как и двусоставные, хорошо справляются со своими обязанностями сообщать. Таким образом, мысль, выраженная односоставным предложением, полноценная и неусеченная.


- Итак, что же лучше режет: нож или ножницы?

- Можно ли считать односоставные предложения усеченными по сравнению с двусоставными?


  1. Работа по конструированию предложений.


- Запишите односоставные предложения. Найдите грамматическую основу и укажите, чем она выражена.


  • Декабрь.

  • Пушистый долгожданный снег.

  • Ждем новогоднего чуда.

  • Хочется смеяться и радоваться.



- Переделайте их в двусоставные. Т.о. мы еще раз убедились в том, односоставные предложения, так же как и двусоставные, хорошо справляются со своими обязанностями сообщать.

- В зависимости от того, чем выражен главный член односоставного предложения, выделяют следующие виды односоставных предложений.



- Итак, чтобы определить вид односоставного предложения необходимо выполнить следующие действия:

  1. Изучение теоретического материала.

  1. Выделить грамматическую основу.

  2. Установить: дву- или односоставное.

  3. У односоставных определить, чем выражена основа:

А) имя существительное - назывное;

Б) глагол:

  • 1 или 2 лицо (я, мы, ты, вы) определенно-личное

  • 3 лицо (они)неопределенно-личное

  • лицо не определить - безличное


- Точно такая же памятка по видам односоставных предложений лежит у каждого из вас на парте. Ею сегодня можно пользоваться на уроке, а дома ее вклеить в «Справочник»



  1. Рассматривание схемы по определению видов односоставных предложений.

- Составьте рассказ по схеме.



  1. Работа с текстом

- Одна из задач урока – научиться определять виды односоставных предложений. Этим мы сейчас и займемся.

- Прочитайте текст.

Шестая неделя а еще совсем не ушла зима.

Встаю в пять часов одеваюсь и выхожу из дому… Ночь. Глухо и снежно. В темном небе только чудится рассвет. Первый сладкий вздох свежестью когда оказываюсь на крыльце. Пахнет новым снегом. Как неживые поют по всей деревне петухи.

Поля очень белы их белизна сливаясь с бледно-серым небом погружает в оцепенение. Вдали всё смутно зыбко. Чёрно сереют инеем леса.

Глушь пустота всё занесено снегом.




- Работу с текстом строим по следующему плану:

1. записать предложения, расставить пропущенные знаки.

2. выделить грамматическую основу.

3. указать: одно- или двусоставное, вид односоставного.

- Работаем самостоятельно, затем проверяем. Кто готов отвечать, поднимите руку.


- В каком типе речи написан текст? (описание)

- К какому типу описанию можно его отнести? (это пейзаж)

- Какую роль играет пейзаж в произведении? (передает состояние героя, может служить фоном для какого- либо события, иногда передает отношение автора к герою)

- С каким эпизодом «Капитанской дочки» ассоциируется у вас содержание данного отрывка или какой герой мог испытывать такое же состояние? (состояние Петра Гринева после ранения на дуэли, состояние влюбленности и т.д.)




  1. Сравнительный анализ текстов:


  • Ударили морозы. Снег выпал только вечером. Молодой месяц освещал заснеженные дорожки. Звезды рассыпались горохом на синем полотне. Я взглянул наверх и почувствовал себя счастливым.

  • Подмораживает. Первый снег. Бело и тихо. Синее полотно неба. Молодой месяц и яркие звезды-горошины. Мне радостно, и каждое мгновение ожидаю чуда…



- Сравните два текста.

- Какой из них отличается большей смысловой емкостью, выразительностью, картинностью? Почему?

( Во втором тексте представлены только односоставные предложения. Действия не названы, поэтому читатель сам домысливает, что происходит с тем или иным явлением. Это придает тексту емкость, картинность)

- Т.о., мы можем сказать, что использование в речи односоставных предложений является средством выразительности.


(слайд 12)

  1. В творческой мастерской.

- «… и каждое мгновение ожидаю чуда». Так был закончен второй текст. Любой человек зимой, особенно под конец декабря, находится в состоянии ожидания, ожидания чуда, которое обязательно произойдет, если этого очень захотеть.

- Попробуйте описать это состояние человека, для этого вы можете использовать рабочие материалы урока.

- Используя односоставные предложения, напишите сочинение-миниатюру на тему

«В ожидании чуда».

- Запишите название вашей будущей миниатюры, а для того чтобы создать вам состояние ожидания чуда, я приготовила вам несколько зимних зарисовок. Обратите внимание на порядок кадров, может быть, это поможет вам в работе.


  1. В режиме слайд-шоу просмотр зимних иллюстраций.

- На работу вам даю 5 минут.

Написание сочинений-миниатюр.

Чтение нескольких работ. (оценить)



  1. Подведение итогов урока.


  1. Домашнее задание.

  • Составить тест, используя односоставные предложения

  • Упражнение 356 (з.1)
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!