Конспект урока по теме «Письмо» 5 класс
Учитель русского языка и литературы Сизько И.Н.
- Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Письмо0
- Давайте вместе определим задачи урока. О чем будем говорить?
Чему должны научиться?
3 Выведение на экран целей урока презентация 1
- определить, что такое письмо.
-Узнать, какие виды писем существуют.
- История письма
-Знакомство с новыми словами
-как правильно заполнить конверт
- каковы правила написания письма
- создание собственного письма
3. Давайте совершим небольшое путешествие во времени и узнаем историю писем. Ваши одноклассники подготовили небольшие сообщения по данной теме. Послушаем их.Презентация 2
С каменного века начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал "письмо" со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. Память об этом сохранилась в нашем языке: мы чаще говорим "в письме сказано", чем "в письме написано".
История почты тесно связана с историей письменности. Информация стала передаваться в письменном виде, что положило начало почтовой связи.
Великие державы древности Ассирия, Египет, Персия, Рим, государство инков имели развитую, хорошо организованную почту. По мощеным дорогам и караванным тропам день и ночь курсировали гонцы. Они сменялись или меняли лошадей на специально построенных станциях. Собственно, от латинского выражения "mansio pozita..." - "станция в пункте..." и произошло слово "почта".
Письмо зародилось еще в древние времена: в Египте, Риме, Ассирии. В России письмо появилось в 8-9 вв. Так как грамотных было немного, письма писали по определенному образцу, который можно было посмотреть в письмовнике. ПИСЬМОВНИКИ – сборники образцов документов, вышедшие непосредственно из делопроизводственной практики и содержащие стихийно сложившиеся нормы и правила, формулы речевой учтивости, вежливости, необходимые для написания частных и деловых писем.
Особое место в русской истории занимает почта Великого Новгорода. Общеизвестно, что первыми письмами на русском языке принято считать берестяные грамоты. Они позволяют говорить не только о почти поголовной грамотности новгородцев, но и о существовании в боярской республике развитой системы пересылки почты.
Первое упоминание о «Бутылочной» или «Морской» почте – около 1493 года. Долгое время эта почта использовалась не только как «средство связи», но и как средство исследования течений в морях и океанах.
Удивительной способностью голубей возвращаться издалека домой, к родному гнезду, с большой скоростью (60-80 км/ч) пользовались ещё в глубокой древности. Греки, римляне, египтяне, персы, евреи, а позднее галлы и германцы использовали голубей для военных, коммерческих и других целей. Греки сообщали в различные города имена победителей на Олимпийских играх с помощью голубей. Особое развитие получила голубиная почта в Египте . Эти способности птиц человек стал использовать для получения информации с караванных путей. В военные годы голуби передавали срочные донесения. За эти заслуги голубым даже поставлены памятники во Франции и Англии.
Когда же появилась почтовая связь, а грамотных стало побольше, ямщицкие почтовые тройки мчали письма адресатам. В те времена прибытие почтовой кареты в маленький населённый пункт было целым событием. О своём приближении почтальон громко трубил в почтовый рожок. Новости доставлялись со скоростью 70 км в сутки — столько проезжал почтовый дилижанс.
Появление в начале XIX века паровоза и парохода, а в начале XX века самолёта значительно увеличило скорость пересылки почтовых отправлений. Почтовая связь стала общегосударственной и начала обслуживать всё население.
Современная почта своим появлением обязана государству и царю Алексею Михайловичу, его называли Тишайшим. Именно им в 1665 году учреждена служба «для пересылки государственных бумаг» - Ямской или Почтовый приказ. Но почту еще называют Немецкой: она отправляется лишь в Польшу и Курляндию, один раз в две недели...
Лишь при Петре Великом в 1718-1720 годах появится «правильная» почта, и свяжет Петербург со всеми знатными городами. Тогда появились почтовые станции на дорогах. Возчики почты именовались «почтарями», а лошади - «почтовыми». С 1837 года у почтовых повозок появились колокольчики, чтобы, все, заслышав их, уступали всенепременно дорогу летящей тройке с ямщиком на облучке.
Писали письма на Руси гусиными перьями. Для писания писем использовали орешковые чернила. Перья из левого крыла птицы ценились больше, так как их изгиб был удобнее для руки пишущего. Такими перьями писали письма А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой. И сами письма с течением времени становятся историческими документами.
В наше время, кажется, написать письмо гораздо проще, нужно только взять бумагу и ручку, однако писать письма — дело непростое, оно требует одновременно легкости и глубины, ума и такта, тонкости и деликатности. В разговоре слова сопровождаются или уравновешиваются взглядом, голосом, жестом. На листе бумаги перед нами голая фраза. Здесь во всем величии проявляются могущество и вечность слова. Но в наш век компьютерных технологий мы слишком мало пишем письма. Нам легче быстро набрать на клавиатуре нужный нам текст (без ошибок, помарок…)… и… отправить другу в течение нескольких секунд одним лишь нажатием кнопки ENTER.
Итак, проведя исследование, мы выявили, что сейчас ма очень редко пишем письма, а если и пишем, то только тогда, когда нам надо переслать документы (деловое письмо) или когда нам надо поздравить человека с каким-либо праздником (поздравительная открытка внутри). Но мы не должны забывать, что есть такой эпистолярный жанр как письмо!!! Аккуратно оформленное, грамотно написанное письмо производит впечатление о пишущем как о культурном, организованном человеке. Так что мудрая пословица “по одежке встречают, по уму провожают” абсолютно права.
5. Работа с книгой. Откройте учебник , параграф 43, стр 101. Прочитайте теоретический материал и ответьте на поставленные вопросы
Что такое письмо?
-Какими бывают письма?
-Кому мы чаще всего пишем письма?
-Какую информацию узнаем, чем делимся?
-Каковы правила написания писем? ВОПРОСЫ ОСТАЛИСЬ НЕ ВЫЯСНЕНЫ!!
-Как правильно заполнить конверты?
6 Лексическая работа
1) Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние.
2) Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено.
3) Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.
4) Цифровое условное обозначение населённого пункта.
5) Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы.
6) Получатель письма, тот, кому оно адресовано (адресат)
7) Отправитель письма, тот, кто получает письмо (адресант)
Ученики записывают слова, подчёркивают изученные орфограммы.
- Ребята, мы совсем забыли ещё два самых главных слова, без которых не обойдётся ни одно письмо. Назовите их.
Молодцы, конечно, это слова здравствуйте и до свидания. (Запись слов на доске и в тетради).
7. Одним из важных моментов в отправке письма адресату является правильно заполненный конверт. Давайте этому поучимся
Правила заполнения конверта
Образец
- адрес пишется разборчиво, грамотно, аккуратно;
- названия стран, городов, поселков, деревень и других населенных пунктов пишутся в именительном падеже; фамилия, имя, отчество получателя – в дательном падеже; отправителя – в родительном падеже;
- на почтовом отправлении внизу в левой части конверта пишется цифровой индекс предприятия связи места назначения, состоящий из шести цифр (образец написания их дан на обратной стороне конверта);
- располагаются части адреса в строго установленной органами связи последовательности: вверху в левой части конверта вначале указывается фамилия, имя и отчество адресанта, затем названия
1) улицы, номер дома и квартиры;
2) населенного пункта;
3) района;
4) края
4) области;
внизу в правой части – вначале указывается фамилия, имя и отчество адресата, далее адрес в указанной выше последовательности.
От кого Григорьева Ильи Игоревича (ФИО в род.п)
Откуда ул. 5о летВЛКСМ, дом 18, кв. 196
г. Ставрополь
край Ставропольский
Россия
Кому Ивановой Анне Николаевне ( в дат п)
Куда ул. 50 лет ВЛКСМ, дом 49
г. Ставрополь
край Ставропольский
Россия
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!!!
Чтобы письмо получилось интересным, а вы проявили себе добрым и заботливым адресантом, нужно знать композицию письма.
Кто скажет, что такое композиция?
Алгоритм создания письма (Композиция письма)
1.Приветствие и (или) обращение - название того, кому предназначено письмо. (Дорогой друг!... Любимая моя бабушка!..)
2.Вступление - извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.
3. Основная часть - изложение информации, интересующей адресата.
4. Заключение - выражение уважения, любви, преданности, почтения, прощания и т.д.
5.Подпись. Дата.
Речевые клише
1)Приветствие:
-Здравствуйте!
-Привет!
-Добрый день!
-Дорогой, любимый, родной, уважаемый.
2)Основная часть:
-Рад сообщить…
-Хотел бы рассказать…
-Новостей немного…
-Ты спрашиваешь, что у нас нового… и т.д.
3)Заключение:
-До свидания, Пока, До встречи, До скорого свидания…
-С уважением к вам… Любящий вас… Передавай привет…
6.А теперь я предлагаю вам послушать одно письмо. Послушайте письмо. Определите автора и название произведения, а также адресатов и адресантов. Почему оно вызвало непонимание адресатов и ваши улыбки? чтение учиелем письма Дяди Федора
Мои мама и папа!
Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. И трактор Митю. Трактор хороший, только бензин не любит, а любит суп.
Мама и папа, я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберете, а Матроскин и Шарик пропадут.
А еще у нас печка есть теплая. Я так люблю на ней отдыхать. Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, дорогие мои папа и мама, жизнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний. Но сейчас все по-другому. И колбаса у меня есть, и молоко стоит в мисочке на полу. Пей – не хочу. Мне мышей даже видеть не хочется. Я их просто так ловлю, для развлечения. Или на удочку, или пылесосом из норок вытаскиваю и в поле уношу. А днем я люблю на крышу вскарабкаться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю, как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну.
А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплется – хоть в дом не заходи. Зато новая растет – чистая, шелковистая! Просто каракуль. Да еще я охрип немножко. Прохожих много, и на всех лаять приходится. Час полаешь, два полаешь, а потом у меня не лай, а свист какой-то получается и бульканье.
Дорогие мои папа и мама, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно зимой даже на снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне дают бесплатно. Так что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал, прямо ух! Если я на выставку попаду, мне все медали обеспечены. За красоту и сообразительность.
До свидания. Ваш сын дядя Шарик.
(Э.Успенский. Дядя Федор, пес и кот)
– Что вызвало ваши улыбки и непонимание родителей?
7. Работа в группах. Поработайте редакторами. Вам предстоит навести «порядок» в письме : определить адресанта и адресата произведения (тексты раздаются).
1 группа пишет письмо дяди Федора
2 группа –письмо Матроскина
3 группа-письмо Шарика
-Ребята, я хочу познакомить вас с необычным письмом. Это письмо учительнице от бывшего ученика. А необычно оно потому, что написано в стихотворной форме.
Анна Константиновна!
Вам за давней давностью
И не вспомнить неслуха
С чёлочкой торчком.
Шлю Вам запоздалое
Слово благодарности
За мои чернильные
Палочки с крючком.
Анна Константиновна!
Если Вы позволите,
К Вам на математику
В детство удеру –
Поучиться заново
Крестикам и ноликам,
Самой главной грамоте –
Правде и добру.
Анна Константиновна!
А в конце послания
Вам желает радостей
И хороших слов
Ваш не отличавшийся
По чистописанию
С третьей парты - помните –
Лёша Иванов.
- Понравилось ли вам это письмо, ребята?. Скажите, к какому виду писем оно относится? (Это письмо личного характера, благодарственное.) У каждого из вас есть свои любимые учителя. Я предлагаю написать письмо одному из них. представьте, что прошло 20 лет с момента окончания школы. Напишите, как сложилась ваша жизнь и и и и и