Тема урока: «Площадь прямоугольника».
Класс - 5
Учебник: УМК «Математика. 5 класс» линии «Сферы» Е.А.Бунимович, Москва «Просвещение», 2013.
Цели урока:
образовательная – актуализировать знания обучающихся о площади и единицах площадей, полученные в начальной школе; учить вычислять площадь прямоугольника.
развивающая – развивать познавательный интерес; логическое мышление; память; внимание; активизировать мыслительную деятельность в процессе выполнения заданий; формировать потребности в приобретении новых знаний; развивать умения систематизировать и применять полученные знания
воспитательная – воспитывать активность; прививать учащимся навыки самостоятельной работы; продемонстрировать применение математики, ее необходимость во многих сферах жизни; воспитывать чувства ответственности; самоконтроля; математической культуры.
Задачи:
- формирование познавательных УУД:
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «площадь прямоугольника», вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней, вычислять площади прямоугольников по формулам. Решать практические задачи.
- формирование коммуникативных и личностных УУД:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- формирование регулятивных УУД:
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
-уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентироваться на успех в учебной деятельности.
Метапредметные:
-уметь анализировать и осмысливать текст задачи;
- извлекать из текста необходимую информацию, строить логическую цепочку;
- оценивать полученный результат;
- осуществлять самоконтроль;
Предметные:
- уметь работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации);
- уметь точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
- уметь применять изученные понятия для решения задач практического характера.
5. Методы:
по источникам знаний: словесные, наглядные;
по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Планируемые результаты: : научатся находить площадь прямоугольника и квадрата по формулам : S = a · b, S = a2; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Оборудование: Учебник: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электоронном носителе / Е.А. Бунимович и др. –2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Сферы), Задачник Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 95 с.: ил., Тетрадь-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с.: ил., мультимедиа проектор, компьютер, рабочие тетради учащихся, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ученические компьютеры (3-5 шт.), раздаточный материал (карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-работают с текстом учебника;
-работают с технологической картой при выполнении заданий;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point
Технологическая карта урока математики
№ | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) | Формируемые УУД |
Познаватель- ные | Регулятивные | Коммуникатив- ные | Личностные |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | Орг. этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие обучающихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с технологической картой. | Знакомство с технологической картой урока, уточнение критериев оценки | 2 | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Прогнозирование своей деятельности | Умение слушать и вступать в диалог | Умение выделять нравственный аспект поведения. |
2 | Мотивация к учебной деятельности | Обеспечение мотивации учения детьми | Беседа с проблемным вопросом по будущей теме. Задает учащимся наводящие вопросы . | Отвечают на вопросы, участвуют в беседе | 4-5 | Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели. | Целеполагание | Постановка вопросов | Самоопределение |
3 | Актуализация знаний Постановка учебной задачи. | Актуализация опорных знаний и способов действий Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: площади прямоугольника. | Повторение пройденного на прошлом уроке. Историческая справка. Создает проблемную ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод Вместе с учениками определяет тему и цель урока. | Решают примеры устного счета. Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленный вопросы, определяют тему и цель урока | 10-15 | Логический анализ объектов с целью выделения признаков. Поиск и выделение необходимой информации. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Построение логической цепи рассуждений. | Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка учебной задачи на основе известного. Планирование, прогнозирование | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог Умение слушать и вступать в диалог | Самоопределение |
4 | Построение проекта выхода из затруднений Первичное закрепление во внешней речи Самостоятельная работа с самопроверкой Включение в систему знаний и повторение | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Установление правильности и осознанности изучения темы. | Направляет работу Выступает в роли тьютора для слабых обучающихся при выполнении творческого задания.учащихся. | Самостоятельно решают задачу. Отвечают на вопрос Обучающиеся выполняют в группах творческое задание из технологической карты Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку. | 14-15 | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция | Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) Умение слушать и вступать в диалог, Интегрироваться в группу; Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем. | Ориента- ция в межлично-стных отношениях Профессиональное самоопределение, смыслообразование |
5 | Рефлексия. Подведение итогов урока | Самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния. | Подводит итоги работы в классе. | Отвечают на поставленные вопросы. Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке Оценивают свою работу и работу одноклассников. | 4-5 | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция | Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении. | Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся |
6 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Задает дозированное домашнее задание | Обучающиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока | 3 | | Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности | управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка | Нравственно -этическая ориентация |
Содержание этапов урока.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Проводит инструктаж по работе с технологической картой: На столах у вас лежат листочки. Сегодня вы будете работать на этих листах. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. Если задание будет выполнено, верно, то вам необходимо в квадрат, находящийся справа от задания, поставить знак «+». Те из вас, кто решит задания быстрее класса, могут заработать дополнительную оценку, выполнив задания на отдельном листе (приложение 1) | |
II . Актуализация знаний. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без знания предыдущего материала, поэтому начнем с математического диктанта. Если верно утверждение, ставите +, если неверно, то -. 2. Мотивация Мы знаем способы сравнения отрезков и углов, некоторых фигур. Представьте, что нам надо сравнить 2 прямоугольника. Как это сделать? А как быть с земельными участками, их один на другой не наложишь. Фигуры можно сравнивать по площади. Что такое площадь? (В математике это часть плоскости, ограниченная замкнутой линией.) А умеете ли вы решать практические задачи на нахождение площади? А кто сможет рассказать как возникло понятие площади в истории человечества? Давайте сформулируем цель и задачи нашего урока. | 1 Учащиеся слушают предложения и ставят нужные знаки. 52 = 25; 32 = 6 Диагонали прямоугольника равны Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны. Одна диагональ прямоугольника делит его на 2 равнобедренных треугольника. Периметр – это сумма длин сторон геометрической фигуры. У квадрата диагонали пересекаются и образуют тупой угол. 2. Отвечают на вопросы: Найдите периметр квадрата со стороной 8 см. Периметр прямоугольника 24 см. найдите полупериметр. А какими могут быть стороны? Периметр квадрата 48 дм. Найдите сторону квадрата. Сторона квадрата равна 10 м. Какой должна быть сторона у равного ему квадрата? На дом была задана задача: Прямоугольники имеют равные периметры. Будут ли равны сами прямоугольники? Слушают учителя. |
III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся. С какой фигурой мы будем работать? В начальной школе вы говорили о площади какой фигуры? (Прямоугольника) Сегодня мы это правило запишем в виде формулы. И для квадрата тоже будет формула. Запишем тему урока: Площадь прямоугольника, квадрата. Площадью в математике называют часть плоскости, ограниченную замкнутой линией. Это слово можно употребить и в другом значении: города нашей Родины богаты площадями. Как называется главная площадь в Мышкине? Немного из истории:( площадь можно найти и у крышки стола, и у тетради, и у учебника, и у пола в классе, и у земельного участка. Для измерения площади у русского народа были свои особые мерки: копна, выть, соха,. Но основными стали «десятина» и «четь». О них мы поговорим подробнее на следующем уроке. Сейчас мы не используем этих мер площади. От древних землемеров нам досталось только само слово «площадь». Откройте учебники на стр. 128 и прочитайте до жёлтого прямоугольника , как найти площадь фигуры. Что является единицей измерения площадей? Что делают с фигурой, чтобы измерить площадь? Какой буквой обозначают площадь? Посмотрите на единицы измерения площадей. (Образцы кВ. см, , кВ. дм, кВ. м.) Могу ли я показать вам кВ. км. А что это? Для измерения земельных участков используют специальные мерки: Га – квадрат со стороной 100 м и ар – квадрат со стороной 10 м. 1 кв. см – это площадь квадрата со стороной 1 см. и тд. Давайте поиграем и подберём для каждой площади единицу измерения. А) комната | 1. См2 | Б) книга | 2. М2 | В)парк | 3. га | Г) город | 4. Км2 | Какая из данных величин выражает площадь песочницы на детской площадке? 4 км2 2. 4 м2 3. 4 дм2 4. 4 см2 Работа с учебником: У любой фигуры можно найти площадь. Поработаем устно. Стр. 130 № 447. Через запятую в тетради запишите величину площадей этих фигур. ( 7,7, 5.) Площади фигур а и б равны. Равны ли сами фигуры? Работа с моделями. У вас на столах лежат квадратики. Составьте из них прямоугольник площадью 6 квадратных единиц. Соберите рядом прямоугольник, равный вашему. Что скажете о площадях полученных фигур? Это одно из свойств площадей. Запишем в тетрадь. Равные фигуры имеют равные площади. А теперь вспомним как звучало правило нахождения площади прямоугольника в начальной школе. (Длину умножаем на ширину) Любое правило в математике можно записать с помощью букв. Такие записи называются формулами. | Нам надо понять, что такое площадь, научиться решать задачи по этой теме. Читают учебник. Отвечают на вопросы учителя. Делают вывод: площадь можно найти, умножив длину прямоугольника на его ширину. Подсчитывают площади. Посчитали клеточки. Нет. - Чтобы найти площадь прямоугольника надо знать его длину и ширину. S = a b S = а·а = a2 Свойством сторон квадрата: у квадрата все стороны равны, поэтому длина равна ширине. |
Физкультминутка | А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. (Дети показывают ответы в движении (наклоны, повороты, , хлопки).) |
IV. Первичное усвоение новых знаний. - Итак, формулы мы составили. Теперь учимся решать задачи. | №1 | №2 | №3 | №4 | 1 вариант | Дано: а=8см в=3см Найти: S | Дано: квадрат а=8см Найти: S,P | Дано: S=48см2 а=12см Найти: в | Дано: квадрат S=49см2 Найти: а | 2 вариант | Дано: а=7см в=4см Найти: S | Дано: квадрат а=6см Найти: S,P | Дано: S=18см2 в=3см Найти: а | Дано: квадрат S=81см2 Найти: а | | 1 вариант решают устно, 2 вариант письменно. |
V. Первичная проверка понимания. Разноуровневая самостоятельная работа. 1 уровень. Сторона квадрата 5 см. Найди его площадь. Ширина прямоугольника 4 см, длина 8 см. Найти его площадь. 3. Периметр квадрата 16 см. Найди его сторону. 2 уровень 1.Найди периметр и площадь прямоугольника со сторонами 9 и 6 см. 2. Периметр квадрата 36 см. Найди его площадь. 3 уровень Прямоугольники имеют одинаковый периметр ,равный 20 см. прямоугольник с какими сторонами будет иметь наибольшую площадь? После решения задач записываем свойство: из прямоугольников, имеющих одинаковые периметры, наибольшую площадь имеет квадрат. | Решают самостоятельно задачи в тетрадях . Обмениваются тетрадями и проверяют решение. I уровень 5*5=25 4*8=32 4 2 уровень 9*6=54. 9+6*2=15*2=30 36/4=9. 9*9=81 Дети заполняют таблицу. полупериметр | стороны | площадь | a | b | | 1 | | | 2 | | | | | | | | | | | | из прямоугольников, имеющих одинаковые периметры, наибольшую площадь имеет ___________________ | |
VIII. Подведение итогов урока. -Какую задачу мы ставили на уроке? -Удалось решить нам поставленную задачу? -Каким способом? -Какие получили результаты? По каким формулам находятся площадь прямоугольника и площадь квадрата? -Что еще нужно сделать? -Где можно применить новое знание? -Что на уроке у вас хорошо получалось? -Над чем еще нужно поработать? -Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в картах. Оцените себя. Сосчитайте количество правильных ответов («+»). Поставьте себе оценку в соответствие с критериями: - Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3». Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки. | Отвечают на поставленные вопросы. Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке. Учащиеся самостоятельно выставляют себе отметки с учетом предоставленных критериев. Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок. |
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Сегодня мы говорили о площади прямоугольника. На следующем уроке мы будем решать более сложные задачи. Чтобы вам было проще с ними разобраться прочитайте п.28 на стр.128-129 и решите № 452(б), 455. (слайд 24) А еще я вам предлагаю (по желанию) посчитать затраты на ремонт вашей комнаты вместе с родителями. Спасибо за работу на уроке! (слайд 25) | Учащиеся внимательно слушают и записывают домашнее задание |
Список информационных источников, используемых при подготовке и проведении урока:
Учебник: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электоронном носителе / Е.А. Бунимович и др. –2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Сферы);
Задачник Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 95 с.;
Тетрадь-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с.;
Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах. М.: Русское слово, 1998;
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11. М.: Дрофа, 2001;
А.Г.Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М.: Просвещение, 2010;
http://narod.ru/disk/43798384001.a3decc090405d55ebefa786d9cb2b42b/2788_NwJ.rar.html
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B8&img_url=http%3A%2F%2Fimg0.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F2%2F70%2F417%2F70417520_neznayka_jpg.jpg&pos=2&rpt=simage&lr=8&noreask=1&source=wiz