СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Площадь прямоугольника"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок знакомства с новым материалом. Большое внимание уделяется смысловому чтению.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Площадь прямоугольника"»

Тема урока: «Площадь прямоугольника».


Класс - 5


Учебник: УМК «Математика. 5 класс» линии «Сферы» Е.А.Бунимович, Москва «Просвещение», 2013.


Цели урока:

образовательная актуализировать знания обучающихся о площади и единицах площадей, полученные в начальной школе; учить вычислять площадь прямоугольника.

развивающая – развивать познавательный интерес; логическое мышление; память; внимание; активизировать мыслительную деятельность в процессе выполнения заданий; формировать потребности в приобретении новых знаний; развивать умения систематизировать и применять полученные знания

воспитательная – воспитывать активность; прививать учащимся навыки самостоятельной работы; продемонстрировать применение математики, ее необходимость во многих сферах жизни; воспитывать чувства ответственности; самоконтроля; математической культуры.

Задачи:

- формирование познавательных УУД:

научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «площадь прямоугольника», вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней, вычислять площади прямоугольников по формулам. Решать практические задачи.

- формирование коммуникативных и личностных УУД:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- формирование регулятивных УУД:

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

-уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентироваться на успех в учебной деятельности.

Метапредметные:

-уметь анализировать и осмысливать текст задачи;

- извлекать из текста необходимую информацию, строить логическую цепочку;

- оценивать полученный результат;

- осуществлять самоконтроль;

Предметные:

- уметь работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации);

- уметь точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);

- уметь применять изученные понятия для решения задач практического характера.


5. Методы:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;

  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.


Планируемые результаты: : научатся находить площадь прямоугольника и квадрата по формулам : S = a · b, S = a2; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.


Оборудование: Учебник: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электоронном носителе / Е.А. Бунимович и др. –2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Сферы), Задачник Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 95 с.: ил., Тетрадь-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с.: ил., мультимедиа проектор, компьютер, рабочие тетради учащихся, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ученические компьютеры (3-5 шт.), раздаточный материал (карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point


Тип урока: урок «открытия» нового знания.


Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-работают с текстом учебника;

-работают с технологической картой при выполнении заданий;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.


Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point



Технологическая карта урока математики

Этап урока


Задачи этапа




Деятельность учителя




Деятельность ученика

Время

(в мин.)


Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личностные

1

2

3

5

6

7

8

9

10


1

Орг. этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие обучающихся.

Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с технологической картой.



Знакомство с технологической картой урока, уточнение критериев оценки

2

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Умение выделять нравственный аспект поведения.

2

Мотивация к учебной деятельности

Обеспечение мотивации учения детьми

Беседа с проблемным вопросом по будущей теме. Задает учащимся наводящие вопросы

.

Отвечают на вопросы, участвуют в беседе

4-5

Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

Целеполагание

Постановка вопросов

Самоопределение

3





Актуализация знаний


Постановка учебной задачи.

Актуализация опорных знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: площади прямоугольника.

Повторение пройденного на прошлом уроке.

Историческая справка.

Создает проблемную ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод Вместе с учениками определяет тему и цель урока.

Решают примеры устного счета.

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленный вопросы,

определяют тему и цель урока

10-15


Логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Поиск и выделение необходимой информации.

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Построение логической цепи рассуждений.

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка учебной задачи на основе известного.

Планирование, прогнозирование

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Умение слушать и вступать в диалог

Самоопределение

4














Построение проекта выхода из затруднений


Первичное закрепление во внешней речи


Самостоятельная работа с самопроверкой


Включение в систему знаний и повторение

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Установление правильности и осознанности изучения темы.

Направляет работу Выступает в роли тьютора для слабых обучающихся при выполнении творческого задания.учащихся.

Самостоятельно решают задачу. Отвечают на вопрос Обучающиеся выполняют в группах творческое задание из технологической карты

Делают

записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку.

14-15

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) Умение слушать и вступать в диалог,

Интегрироваться в группу;

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.

Ориента-

ция в межлично-стных отношениях Профессиональное самоопределение,

смыслообразование

5

Рефлексия.

Подведение итогов урока

Самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния.

Подводит итоги работы в классе.



Отвечают на поставленные вопросы.

Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке

Оценивают свою работу и работу одноклассников.

4-5

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении.

Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся

6

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задает дозированное домашнее задание

Обучающиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

3


Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка

Нравственно -этическая ориентация


Содержание этапов урока.


Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку;

Проводит инструктаж по работе с технологической картой: На столах у вас лежат листочки. Сегодня вы будете работать на этих листах. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. Если задание будет выполнено, верно, то вам необходимо в квадрат, находящийся справа от задания, поставить знак «+». Те из вас, кто решит задания быстрее класса, могут заработать дополнительную оценку, выполнив задания на отдельном листе (приложение 1)

















II . Актуализация знаний.

Новые знания нам будет очень трудно осваивать без знания предыдущего материала, поэтому начнем с математического диктанта.

Если верно утверждение, ставите +, если неверно, то -.



















2. Мотивация

Мы знаем способы сравнения отрезков и углов, некоторых фигур.

Представьте, что нам надо сравнить 2 прямоугольника. Как это сделать? А как быть с земельными участками, их один на другой не наложишь. Фигуры можно сравнивать по площади.

Что такое площадь?

(В математике это часть плоскости, ограниченная замкнутой линией.)

А умеете ли вы решать практические задачи на нахождение площади?

А кто сможет рассказать как возникло понятие площади в истории человечества?


Давайте сформулируем цель и задачи нашего урока.





1 Учащиеся слушают предложения и ставят нужные знаки.

  1. 52 = 25;

  2. 32 = 6

  3. Диагонали прямоугольника равны

  4. Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

  5. Одна диагональ прямоугольника делит его на 2 равнобедренных треугольника.

  6. Периметр – это сумма длин сторон геометрической фигуры.

  7. У квадрата диагонали пересекаются и образуют тупой угол.

2. Отвечают на вопросы:


  1. Найдите периметр квадрата со стороной 8 см.

  2. Периметр прямоугольника 24 см. найдите полупериметр. А какими могут быть стороны?

  3. Периметр квадрата 48 дм. Найдите сторону квадрата.

  4. Сторона квадрата равна 10 м. Какой должна быть сторона у равного ему квадрата?

  5. На дом была задана задача: Прямоугольники имеют равные периметры. Будут ли равны сами прямоугольники?













Слушают учителя.



III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.




С какой фигурой мы будем работать? В начальной школе вы говорили о площади какой фигуры? (Прямоугольника) Сегодня мы это правило запишем в виде формулы. И для квадрата тоже будет формула.


Запишем тему урока: Площадь прямоугольника, квадрата.


Площадью в математике называют часть плоскости, ограниченную замкнутой линией.

Это слово можно употребить и в другом значении: города нашей Родины богаты площадями. Как называется главная площадь в Мышкине?

Немного из истории:(

площадь можно найти и у крышки стола, и у тетради, и у учебника, и у пола в классе, и у земельного участка.

Для измерения площади у русского народа были свои особые мерки: копна, выть, соха,. Но основными стали «десятина» и «четь». О них мы поговорим подробнее на следующем уроке.

Сейчас мы не используем этих мер площади. От древних землемеров нам досталось только само слово «площадь».


Откройте учебники на стр. 128 и прочитайте до жёлтого прямоугольника , как найти площадь фигуры.


Что является единицей измерения площадей?

Что делают с фигурой, чтобы измерить площадь?

Какой буквой обозначают площадь?


Посмотрите на единицы измерения площадей. (Образцы кВ. см, , кВ. дм, кВ. м.) Могу ли я показать вам кВ. км. А что это?

Для измерения земельных участков используют специальные мерки:

Га – квадрат со стороной 100 м и ар – квадрат со стороной 10 м.

1 кв. см – это площадь квадрата со стороной 1 см. и тд.



Давайте поиграем и подберём для каждой площади единицу измерения.

А) комната

1. См2

Б) книга

2. М2

В)парк

3. га

Г) город

4. Км2


  1. Какая из данных величин выражает площадь песочницы на детской площадке?

  1. 4 км2 2. 4 м2 3. 4 дм2 4. 4 см2


Работа с учебником:

У любой фигуры можно найти площадь. Поработаем устно. Стр. 130 № 447. Через запятую в тетради запишите величину площадей этих фигур. ( 7,7, 5.)

Площади фигур а и б равны. Равны ли сами фигуры?


Работа с моделями.

У вас на столах лежат квадратики. Составьте из них прямоугольник площадью 6 квадратных единиц. Соберите рядом прямоугольник, равный вашему. Что скажете о площадях полученных фигур?


Это одно из свойств площадей. Запишем в тетрадь.

Равные фигуры имеют равные площади.


А теперь вспомним как звучало правило нахождения площади прямоугольника в начальной школе. (Длину умножаем на ширину)


Любое правило в математике можно записать с помощью букв. Такие записи называются формулами.


Нам надо понять, что такое площадь, научиться решать задачи по этой теме.














Читают учебник. Отвечают на вопросы учителя.















Делают вывод: площадь можно найти, умножив длину прямоугольника на его ширину.


















Подсчитывают площади.

Посчитали клеточки.


Нет.









- Чтобы найти площадь прямоугольника надо знать его длину и ширину.

S = a b

S = а·а = a2

Свойством сторон квадрата: у квадрата все стороны равны, поэтому длина равна ширине.



Физкультминутка

А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. (Дети показывают ответы в движении (наклоны, повороты, , хлопки).)


IV. Первичное усвоение новых знаний.

- Итак, формулы мы составили. Теперь учимся решать задачи.



1

2

3

4

1 вариант

Дано:

а=8см

в=3см

Найти: S

Дано:

квадрат

а=8см

Найти: S,P


Дано:

S=48см2

а=12см

Найти: в

Дано:

квадрат

S=49см2

Найти: а



2 вариант

Дано:

а=7см

в=4см

Найти: S

Дано:

квадрат

а=6см

Найти: S,P

Дано:

S=18см2

в=3см

Найти: а

Дано:

квадрат

S=81см2

Найти: а







1 вариант решают устно, 2 вариант письменно.






V. Первичная проверка понимания.

Разноуровневая самостоятельная работа.


1 уровень.

  1. Сторона квадрата 5 см. Найди его площадь.

  2. Ширина прямоугольника 4 см, длина 8 см. Найти его площадь.

3. Периметр квадрата 16 см. Найди его сторону.


2 уровень

1.Найди периметр и площадь прямоугольника со сторонами 9 и 6 см.

2. Периметр квадрата 36 см. Найди его площадь.


3 уровень

Прямоугольники имеют одинаковый периметр ,равный 20 см. прямоугольник с какими сторонами будет иметь наибольшую площадь?


После решения задач записываем свойство: из прямоугольников, имеющих одинаковые периметры, наибольшую площадь имеет квадрат.


Решают самостоятельно задачи в тетрадях .

Обмениваются тетрадями и проверяют решение.


I уровень

  1. 5*5=25

  2. 4*8=32

  3. 4


2 уровень

  1. 9*6=54. 9+6*2=15*2=30

  2. 36/4=9. 9*9=81


Дети заполняют таблицу.

полупериметр

стороны

площадь

a

b


1



2












из прямоугольников, имеющих одинаковые периметры, наибольшую площадь имеет ___________________



VIII. Подведение итогов урока.

-Какую задачу мы ставили на уроке?

-Удалось решить нам поставленную задачу?

-Каким способом?

-Какие получили результаты? По каким формулам находятся площадь прямоугольника и площадь квадрата?

-Что еще нужно сделать?

-Где можно применить новое знание?

-Что на уроке у вас хорошо получалось?

-Над чем еще нужно поработать?

-Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в картах. Оцените себя. Сосчитайте количество правильных ответов («+»). Поставьте себе оценку в соответствие с критериями:

- Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3».

Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки.


Отвечают на поставленные вопросы.

Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке.




Учащиеся самостоятельно выставляют себе отметки с учетом предоставленных критериев.




Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок.


IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Сегодня мы говорили о площади прямоугольника. На следующем уроке мы будем решать более сложные задачи. Чтобы вам было проще с ними разобраться прочитайте п.28 на стр.128-129 и решите

№ 452(б), 455. (слайд 24)

А еще я вам предлагаю (по желанию) посчитать затраты на ремонт вашей комнаты вместе с родителями.

Спасибо за работу на уроке! (слайд 25)









Учащиеся внимательно слушают и записывают домашнее задание




Список информационных источников, используемых при подготовке и проведении урока:

  1. Учебник: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электоронном носителе / Е.А. Бунимович и др. –2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Сферы);

  2. Задачник Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 95 с.;

  3. Тетрадь-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с.;

  4. Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах. М.: Русское слово, 1998;

  5. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11. М.: Дрофа, 2001;

  6. А.Г.Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М.: Просвещение, 2010;

  7. http://narod.ru/disk/43798384001.a3decc090405d55ebefa786d9cb2b42b/2788_NwJ.rar.html

  8. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B8&img_url=http%3A%2F%2Fimg0.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F2%2F70%2F417%2F70417520_neznayka_jpg.jpg&pos=2&rpt=simage&lr=8&noreask=1&source=wiz




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!