Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг.момент | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Полина Сергеевна и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. |
Акт. знаний | - Ребята, отгадайте загадку: Бьют меня ногами, режут грудь ножами. Каждый хочет растоптать, а я с подарками опять. - А, что вы представляете, когда говорите слово земля? - Сколько значений имеет слово земля? - Назовите эти значения. | Земля -Планета Земля, часть суши, страна, государство. У слова «земля» несколько значений. - Земля – планета, земля, по которой мы ходим, на которой выращиваем растения. |
Подведение к теме | Давайте послушаем историю-загадку и определим тему нашего урока. Есть на свете чудесная кладовая. Положите в неё мешок зерна – а осенью смотришь - вместо одного в кладовой - двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров моркови. Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него - оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит - глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. -О какой кладовой шла речь? -Какое научное название? - Подумайте и скажите, как вы ответите на этот вопрос: « Что такое почва?». -Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот вопрос. -Какую цель поставит каждый для себя? - Кто догадался, какова тема нашего урока? Верно, мы выясним из чего состоит почва, как образуется, определим её свойства, а так же вы узнаете, кто обитает в почве, какие бывают почвы. | О земле. Почва. Ответы учеников. Что такое почва? |
Изучение нового | Кто мне может прочитать, какое значение имеет слово почва в словаре Даля (слайд) (Почва - поверхность земли, верхний её слой ) -Найдите и сравните определение «почва» в учебнике с. 64 (Запишите его в тетрадь) -Какое же её главное свойство? Посмотрите на рисунок сверху. Какое значение почва имеет для растений и животных? Какие животные живут в почве? - Вспомните, какие условия нужны для развития растения. | Читают определение Чтение определения в учебнике с.64 Плодородие Для растений почва - это часть среды обитания. В почве располагаются корни. Корни, закрепившись в почве удерживают растение на месте, из почвы растение поглощает воду и растворенные в ней органические вещества. Для животных почва - это среда обитания, источник пищи, место зимовки, укрытия от врагов, место для откладки яиц. Вода, воздух, питательные вещества. |
Физкультминутка | Мы копали огород, шаг назад, шаг вперёд. Дождик огород польёт, шаг назад, шаг вперёд. В землю зёрнышко положим. (наклоны) Быстро 3 на 2 умножим. (показать пальчики) Столько раз наклон вперёд.(6 наклонов вперёд) И расцвёл наш огород. (потянуться) | |
Практическая деятельность учащихся | Опыт 1 Видео -Что мы узнали из 1 опыта? –Для чего нужен воздух в почве? Опыт 2 Видео -Что нам стало известно из второго опыта? -Для чего нужна вода в почве? Опыт 3 Перегной придаёт почве тёмный цвет. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. -
Какой вывод можно сделать? Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Опыт 4 -
Что мы узнали из этого опыта? Опыт 5 -
Какой вывод можно сделать? -
-
- Итак, из чего состоит почва? -
Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. Они всасывают из почвы воду. Вместе с водой растения всасывают растворённые минеральные соли. Соли — это питательные вещества, без которых растения не могут жить. Мы видели, что солей в почве мало. Растения могли бы быстро их израсходовать, но этого не происходит. Запас солей в почве постоянно пополняется. Как? Благодаря перегною. Перегной под действием бактерий, которые живут в почве, медленно, постепенно превращается в соли. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее. Итак, с помощью исследований мы доказали, что в почте есть то, что необходимо растениям. А знаете ли вы, какую роль играют животные для почвы? (Прочитайте последний абзац) | То, что в почве есть воздух. Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. В почве есть вода Почва является источником воды для растений. В почве есть перегной. В почве есть глина и песок. В почве есть минеральные соли. В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли. |
Закрепление изученного материала | -Как вы думаете, все ли почвы одинаковы по цвету и составу. (слайд) -Рассмотрите разные образцы почв. - Что заметили? -От чего зависит цвет почвы? - Какой образец почвы, на ваш взгляд, самый плодородный? Чернозём – одно из богатств нашей страны. В чернозёмных почвах самое большое количество перегноя. -Какая почва наиболее характерна для нашего края? Мы с вами выяснили, что почвы очень разнообразны, человек научился использовать их, обеспечивая себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами. Доп.задание Кроссворд 1. Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.) 2. Основное свойство почвы. (Плодородие.) 3. Животные, которые рыхлят почву? /Черви/ 4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.) 5. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. (Глина.) | Почвы разного цвета. От количества перегноя. Чернозём. Для нашего края характерна суглинистая почва. Ответы учеников. |
Итог урока | Вот и подошло к концу наше исследование. Почву очень интересно изучать, потому что она на нашей планете играет важную роль. Что же такое почва? -Почему почву называют «чудесной кладовой»? | |
Рефлексия | 5 пальцев Я узнал, что такое почва Я знаю, из каких компонентов она состоит почва Я узнал, какие животные обитают в почве Я увидел, какие почвы бывают Я активно работал на уроке Это ваша отметка за сегодняшний урок самому себе. Спасибо за урок. | |
Домашнее задание | | |