СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Познание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Познание", включает в себя понятие, уровни, формы и методы познания, его виды.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Познание"»

Познание

Урок обществознания в 10 классе

Подготовила: Рыбина О.Н.

Дата урока: 16.11.2022

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Вводная беседа

  3. Изучение нового материала

  4. Закрепление изученного

  5. Запись домашнего задания

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Орг.момент

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих


  1. Вводная беседа

Давайте обратимся с вами к нашим рабочим листам и ознакомимся с заданием №1.

Можем ли мы выполнить данное задание? Почему?


Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема?

Верно. Давайте откроем тетрадки и запишем тему.

Какую цель и задачи поставим перед собой на сегодняшний урок?

Читают задание


Не можем, нам нужно изучить уровни, формы и методы познания

Познание

Записывают


Выяснить, что такое познание, выделить его формы, методы и виды.

  1. Изучение нового материала

Прежде, чем мы приступим к выполнению задания №2, давайте попробуем составить из конструктора определение (на доске вырезанные слова)

Совершенно верно

Как и в любой другой деятельности, в познании есть тот, кто познает, и то, что познают. Какими терминами мы это называем?

Давайте подпишем это в первый уровень нашей схемы. И заполним: кто является субъектом познания, а что объектом.

Смотрите, какая интересная у нас получилась ситуация: субъект и объект познания совпадают.

Какую же цель преследует познание, исходя из определения?

А как вы считаете, можно ли познать мир?

Так и среди ученых есть те, кто верит в то. Что мир познаваем, мы таких ученых называем гностики, или оптимисты. А есть те, которые считают, что мир познать невозможно, их мы называем агностиками, или пессимистами.

И сейчас гностики поработают над первым уровнем познания – ЭМПИРИЧЕСКИМ, а агностики – над ТЕОРЕТИЧЕСКИМ


Познавать мир можно разными путями, поэтому ученые выделяют различные методы познания. Одни методы подходят для определенного уровня познания, другие являются универсальными. Давайте обратимся к заданию №3. Первый ряд работает с эмпирическими методами, второй – с теоретическими, третий – универсальными


Помимо методов можно получать информацию о мире из разных источников. Исходя из этого выделяют различные виды знания. Давайте выполним задание №4 совместно.


А теперь давайте попробуем вернуться к заданию №1. Получится ли у нас его выполнить?

Составляют определение






Субъект и объект.


Субъект: человек.

Объект: человек, мир




Узнать о человеке, окружающем мире

Да\нет




Работают с учебником, заполняют схему, отвечают, дописывают





Читают учебник, находят информацию, на доске соотносят методы и уровни, записывают в таблицу





Зачитывают описание соотносят к виду знания.




Выполняют задание

  1. Закрепление материала

Мы с вами изучили новую тему, посмотрели, какие задания нам могут встретиться по ней на экзамене. А какое ещё сложное задание мы можем выполнить по этой теме?

Совершенно верно. Задание №24. Давайте сейчас самостоятельно попробуем составить план, а потом разберем его



План

Составляют план

Проверяют

  1. Запись домашнего задания

Домашнее задание пар.6 в.2-5

Записывают домашнее задание









Приложение 1

Рабочий лист

  1. Задание

Известный конструктор железнодорожных мостов Брант долго искал решение задачи — перебросить мост через достаточно широкую и чрезвычайно глубокую пропасть. О возведении опор на дне пропасти или по её краям не могло быть и речи. Измученный тщетными поисками решения, он вышел во двор подышать свежим воздухом. Была осень, и в воздухе носились тонкие осенние паутинки. Одна из них прилипла на лицо изобретателя. Не переставая думать о своей задаче, он машинально стал снимать прочно зацепившуюся и прилипшую к щеке паутинку. И тут внезапно мелькнула мысль: если паук способен перекинуть паутинку-мост через глубокую и широкую для него пропасть, то посредством подобных же тонких нитей, неизмеримо более прочных (стальных), человек мог бы перебросить мост через пропасть?

О каком уровне научного познания идёт речь в данном отрывке? Какие формы научного познания описаны в тексте? Перечислите два метода научного познания, используемые Брантом.

Можем ли мы на данный момент выполнить это задание?

Что препятствует нам выполнению данного задания?

  1. Заполните схему



























С.54 первый абзац

























С.54 второй-пятый абзацы













  1. Методы познания (с.57-58)

    Эмпирический

    Теоретический

    Общие




  2. Установите соответствие между отличительными признаками и видами познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАК

А) строится на образе, а не на понятии

Б) базируется на здравом смысле и обыденном сознании

В) осуществляется нецеленаправленно, в процессе совершения бытовых действий

Г) присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов

Д) непосредственная цель – это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами

Е) логическая обоснованность

Ж) доказательность

З) опора на верования

И) проверяемость

К) эмоциональная окрашенность

ВИД ПОЗНАНИЯ

1) житейское

2) научное

3) художественное

4) мифологическое

5) религиозное

А)

Б)

В)

Г)

Д)

Е)

Ж)

З)

И)

К)













  1. Вернемся к заданию №1. Теперь мы можем выполнить это задание?





Приложение 2.

Ответы:

Задание 1.

1) уровень научного познания — теоретический;

2) формы научного познания — постановка проблемы и выдвижение гипотезы;

3) методы научного познания, используемые Брантом:

– аналогия;

– моделирование.

Задание 2.

Эмпирический: ощущение (отражает отдельные свойства), восприятие (даёт целостное отражение предметов в многообразии их свойств), представление (усреднённый образ объекта)

Теоретический: понятие (мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей), суждение (мысль утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания), умозаключение (рассуждения, в ходе которых выводится новое суждение)

Задание 3.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ Наблюдение

Измерение

Эксперимент

Классификация

Систематизация

Описание

Сравнение





УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

Анализ

Синтез

Аналогия

Конкретизация

Абстрагирование

Индукция

Дедукция

Идеализация

Моделирование

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

Исторический метод

Восхождение от конкретного к абстрактному

Восхождение от абстрактного к конкретному

Формализация

Математизация

Задание 4.

А)

Б)

В)

Г)

Д)

Е)

Ж)

З)

И)

К)

3

1

1

2

2

2

2

4,5

2

3



План:

1. Понятие познание.

2. Субъект и объект познания.

3. Проблема познаваемости мира:

а) оптимизм;

б) скептицизм;

в) агностицизм.

4. Уровни познания:

а) чувственный;

б) рациональный.

5. Виды познания:

а) научное;

б) ненаучное.

6. Особенности научного познания:

а) системность и обоснованность;

б) объективность;

в) наличие специальных методов познания;

г) использование специального языка науки и др.

7. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

8. Многообразие форм ненаучного знания:

а) жизненный опыт и здравый смысл;

б) мифология;

в) религия;

г) искусство и др.

9. Особенности социального познания.

10. Результаты познания:

а) истина;

б) заблуждение;

в) ложь и т. д.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!