СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Правописание гласных и согласных в корне слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Правописание гласных и согласных в корне слова"»

Тема: Правописание гласных и согласных в корне слова.

Цель: развивать умение проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов.

Формируемые УУД:

п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

к. - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Какие слова вы подобрали к схемам? (Разбор любых четырёх слов по составу на доске.)

III. Актуализация знаний

— Запишите словосочетания и предложения. Подчеркните в корнях буквы безударных гласных и парных согласных.

1) Ходить гоголем, ходячий больной, дать задний ход, ходить ходуном, ходить на ходулях, ход конём, запасный выход, выходцы из России.

2) К нему в гости я больше не ходок.

3) Ходовой товар легко продать.

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова.

поздний опоздать поездка

солнце зелёный вылез

честный бежать пробежка

— По какому принципу их разделили на три группы? (Слова с непроизносимыми согласными в корне, слова с проверяемыми безударными гласными в корне, слова с парными согласными в корне.)

— Найдите среди слов однокоренные слова.

— Назовите сначала проверочное слово, затем проверяемое для непроизносимого согласного звука. (Опоздать — поздний.)

— Назовите сначала проверочное слово, затем проверяемое для парного согласного звука. (Бежать — пробежка.)

— Назовите сначала проверочное слово, затем проверяемое для безударного гласного звука. (Поздний — опоздать, пробежка — бежать.)

— Что вы заметили? Как пишутся гласные и согласные звуки в корнях слов? (Они пишутся одинаково в проверяемых и проверочных словах.)

— Что объединяет все слова? (Это слова с корневыми орфограммами)

— Сформулируйте задачи урока. (Повторить орфограммы корня, способы проверки слов с орфограммами в корне.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 89 (с. 56-57). (Коллективная работа со схемой.)

— Назовите корневые орфограммы.

— Какие действия надо выполнить, чтобы правильно написать корневые орфограммы?

— Когда гласный звук в корне нуждается в проверке?

— Когда согласный звук в корне нуждается в проверке?

— В чём сходство и различие в подборе проверочных слов для гласных и согласных звуков в корне? (Для проверки надо подобрать такое слово, чтобы звук стоял в сильной позиции. Для гласных надо подобрать слово, где этот звук будет ударным, для согласных — где этот звук будет стоять перед гласным.)

— Выполните письменное задание к упражнению. (Коллективная проверка, самооценка.) Упр. 90 (с. 57). — Прочитайте.

— Назовите слова с пропущенными буквами, подберите проверочные слова.

— Какие слова произносятся одинаково, но пишутся по-разному и имеют разный смысл? (Спишите — спешите, отварите — отворите, слизал — слезал.)

— Какой вывод вы можете сделать? (Одна буква в слове может изменить значение, поэтому надо писать слова с безударными гласными грамотно.)

— Назовите слово с непроверяемым безударным гласным. (Железо.)

— Запишите это слово в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

— Найдите значение слова железо в толковом словаре.

— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка, самооценка.)

— Разберите по составу слово железным.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 91 (с. 57).

— Прочитайте выразительно отрывок из произведения К.Г. Паустовского.

— Какие картины природы рисует автор? — Какое предложение проиллюстрировал художник? — Какие орфограммы корня вам здесь встретились? — Назовите слово с безударным гласным и проверочное слово. — Назовите слово с парным согласным и проверочное слово. — Назовите слово с непроизносимым согласным и проверочное слово. — Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка, самооценка.)

Упр. 92 (с. 58). (Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка.)

— Чем интересно стихотворение Я. Козловского? (Оно построено на игре слов. Слово такса повторяется, но имеет разное значение.)

— Как называются выделенные слова? (Омонимы.)

— Прочитайте словарную статью из словаря омонимов нас. 156.

— Выполните звуко-буквенный разбор слова такси. (Один ученик работает у доски.)

VIII. Рефлексия Запись под диктовку

Белка в лодке

Раннее весеннее утро. Узкая длинная лодка двигалась через залитые речной водой местные луга. Рыбак готовился ставить сеть на леща. Он медленно подъехал к кустам лозняка. На одном из кустов в редких ветвях рыбак разглядел странный рыжий грибок. Вдруг этот удивительный гриб взлетел и прыгнул прямо в рыбачью лодку.

Дивным грибком оказалась мокрая озябшая белочка. Рыбак довёз рыжую пассажирку до берега. Зверёк выпрыгнул на сушу и убежал в лесную чащу.

По В. Бианки

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Из каких значимых частей состоят слова? — Какие орфограммы могут быть в корнях слов? Как их найти? — Как проверить слово с орфограммой в корне? — Чем сходны между собой три правила правописания гласных и согласных в корнях слов? Чем они отличаются?



Домашнее задание

Упр. 93 (с. 58): программный уровень - подобрать проверочные слова, подчеркнуть орфограммы; уровень повышенной сложности — написать к каждому слову однокоренное слово, от которого оно образовалось.