Тема: Виды предложений по цели высказывания. Вопросительные предложения.
Класс: 5
Цели: дать понятие о видах предложений по цели высказывания; показать особенности интонации для каждого вида предложений; развивать культуру речи.
Регулятивные УУД:
Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные УУД:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные УУД:
Развивать умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1. Проверка знаний теоретического материала по теме "Синтаксис"
Цифровой диктант. Верны ли мои утверждения? Да – 1 Нет - 0
Я утверждаю, что
1. Синтаксис изучает правила построения словосочетаний и предложений. 1
2. Точка, восклицательный и вопросительный знаки - знаки завершения. 1
3. Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания. 1
4. В конце предложения можно поставить только точку. 0
5. В словосочетании торжественный марш главное слово - существительное марш. 1
6. У доски - словосочетание. 0
7. В словосочетании лесные обитатели главное слово - прилагательное. 0
8. Грамматическая связь в словосочетании отвечать на уроке выражена только с помощью предлога на. 1
9. Смысловая связь в словосочетании выражается с помощью вопроса. 1
10. Подлежащее и сказуемое - это главные члены предложений. 1
2. Повторение орфографии: выполнение заданий, направленных на развитие избирательности внимания и орфографической зоркости. (на листочках)
Летом я проч_тал много интерес_ных книг: о гиган_ских ящерицах, о прекрас_ных принцах и счас_ливых принцессах, об уд_вительных пр_ключениях. Но самой интерес_ной ок_залась книга об учас_никах опас_ной энциклопедии. Несчас_ные путеше_ственники попали в ужас_ные усовия. Я им сочу_ствовал, но предчу_ствовал счас_ливый конец.
III. Самоопределение к деятельности.
Слово учителя: Тема нашего урока записана на доске. Очевидно: важно, зачем мы говорим или пишем что-либо, каковы цели наших высказываний, попробуйте определить эти цели.
IV. Работа по теме урока.
1. Беседа.
2. Запишите схему в тетрадь.
Виды предложений по цели высказывания.
Повествовательное | Вопросительное | Побудительное |
3. Определите тип каждого предложения по цели высказывания.
Знаете ли вы историю происхождения чисел?(1) А когда появились?(2) Тогда слушайте!(3)
Древние люди, занимавшиеся собирательством и охотой, считали так: один, два, три и много.(4) Других чисел у них не было.(5) Потом им понадобился более точный счёт.(6) В 1202 году Фибоначчи предложил индийскую систему счёта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.(7)
Как называется по-арабски ноль?(8) Сифр!(9) От этого слова произошло название цифра.(10) Какие числа можно передать этими цифрами?(11) Единицы, десятки, сотни, тысячи, миллионы.(12)
Что обозначало на Руси слово тьма?(13) Не знаете?(14) Тьма – это десять тысяч.(15) Отсюда и выражение тьма народу.(16)
Запомните это!(17)
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
Почему важно соблюдать правильную интонацию в речи?
Что нового вы узнали о предложении?
Что в теме "Синтаксис и пунктуация" кажется вам легким, а что - сложным?