СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме :"Простейшие"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме :"Простейшие"»

Предмет – Биология

Класс - 7 (А,Б)

Дата______(А)_______(Б)


Тема: Многообразие простейших. Паразитические простейшие.


Цель урока: повторение, обобщение, систематизация и расширение знаний о многообразии простейших, определение их роли в природе и жизни человека.

Задачи урока.

1. Образовательные:

  • на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом, сформировать современное представление о многообразии простейших, их строении, происхождении, классификации и значении в природе и в жизни человека;

  • раскрыть особенности строения паразитических простейших;

  • выяснить основные отличия между представителями различных классов простейших.

2. Развивающие:

  • развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного материала;

  • развивать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;

  • развивать логическое мышление.

3. Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношения к природе и к своему здоровью;

  • прививать экологическую культуру учащимся;

  • развивать мировоззренческие позиции.

ХОД УРОКА


I Организационный момент.

Приветствие класса, перекличка.

II. Основная часть урока

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, через повторение ранее изученного

1. Систематика простейших. 

Урок мы начнем с того, что вспомним систематику и заполним схему «Классификация простейших» (на доске и в инструктивных картах).

Вопросы:

  1. Какое царство живых организмов мы изучаем? (Животные)

  2. Какие подцарства к ним относятся? (Одноклеточные и многоклеточные)

  3. Какое подцарство мы изучаем? (Простейшие или Одноклеточные)

Какие типы и классы подцарства Простейших мы изучили?

  1. С какими представителями подцарства мы познакомились? (Амёба Протей, Эвглена Зелёная, Инфузория Туфелька)

II Актуализация знаний.

Учитель. Я хочу вам предложить небольшую историю о любознательном голландском мальчике. В семье голландского ремесленника в 1632 году родился мальчик, который получил имя Антони. Мальчик вырос, и родители определили его к суконщику “зарабатывать деньги”, но мальчика привлекали стеклянные шарики. Рассматриваемые через них предметы приобретали странные формы. Все свободные минуты Антони шлифовал линзы. В конце концов, он отшлифовал линзу, которая увеличивала в 270 раз.

Вопрос. О каком мальчике идет речь? (Антони ван Левенгук)

Учитель. Послушаем отрывок из его письма к членам Лондонского: королевского общества: “… Одни носились по воде как рыбки, другие – вращались как бы в вихре, числом их было гораздо больше, третьи носились туда и сюда, подобно тучам летающих комаров и мушек. Мне казалось, что их несколько тысяч в рассматриваемой капле, которая была величиной не более песчинки...” То были одноклеточные животные!

Учитель. На предыдущих уроках мы с вами приступили к изучению царства живой природы – это царство Животные. Познакомились с первыми представителями. Назовите их.

Ученик. Амеба обыкновенная, эвглена зеленая, инфузория-туфелька.

Запись в тетради: число, тема урока.



Задача нашего сегодняшнего урока - познакомиться с многообразием простейших и определить их роль в природе.

Учитель. Всех изученных простейших можно отнести к трем классам. Назовите их. (Саркодовые, Жгутиконосцы, Инфузории).

Учитель. Прежде, чем мы вспомним строение простейших, проведем терминологический тест: автотрофы, гетеротрофы, миксотрофы, псевдоподии, фототаксис, циста, колония, раздражимость, конъюгация, гидробионты.

Интерактивное задание. Заполним таблицу «Сходство и различия простейших».

«Сходство и различия простейших».

Органоиды

П р о с т е й ш и е

Амеба

Эвглена зеленая

Инфузория-туфелька

1.Оболочка

+

+

+

2.Цитоплазма

+

+

+

3 Ядро

+

+

+(2)

4. Ложноножка

+

-

-

5. Жгутик

-

+

-

6. Ресничка

-

-

+

7.Пищеварительная вакуоль

+

-

+

8.Сократительная вакуоль

+

+

+(2)

9.Ротовое отверстие

-

-

+

10.Порошица

-

-

+

11.Хлоропласты

-

+

-

12.Светочувствительный глазок

-

+

-


III.Изучение нового материала

Признаки Простейших:

  1. Микроскопические размеры.

  2. Одноклеточные.

  3. Клетка функционирует как самостоятельный организм (питание, дыхание, обмен веществ, размножение).

  4. Водная среда обитания.

Схема «Цикл развития малярийного плазмодия».

К числу споровиков относятся исключительно паразиты. Какие только животные не страдают от споровиков. Самая известная болезнь вызываемая споровиками – малярия (лат. “дурной воздух”). В прежние времена люди думали, что причина болезни – ядовитые болотные испарения. Другое название у малярии – болотная лихорадка. Как выяснилось в конце XIX века, малярия, действительно, отчасти связана с болотами, но не с их испарениями, а с живущими в болотной местности комарами, которые являются разносчиками болезни. Течение болезни необычно. У заболевшего озноб, настолько сильный, что даже тепло укрытому человеку невозможно согреться. Затем озноб сменяется жаром, сильно повышается температура, затем человек здоров. Однако каждый третий день приступ повторяется. Особенно опасна тропическая лихорадка, когда приступ повторяется каждый день. Постепенно человек слабеет, у него развивается малокровие. В начале XX века малярией болели более 100 млн. человек, каждый сотый заболевший – умирал.

Причина заболевания была установлена – это малярийный плазмодий. Простейшее из класса Споровиков. Если посмотреть в микроскоп на клетки крови больного малярией (эритроциты), то можно увидеть в них похожих на амеб маленьких паразитов, выедающих эритроциты внутри. Поедая гемоглобин, они растут, а потом делятся. Каждая дает 8-16 потомков. После этого клетка эритроцита лопается, и паразиты оказываются в кровяном русле. Это происходит не с одним эритроцитом, а с большим количеством, и их развитие вызывает у человека озноб. Когда они попадают в кровяное русло, туда же попадают вредные вещества, от отравления ими у человека повышается температура. Паразит вновь внедряется в клетки крови и человек чувствует себя лучше. Однако, чтобы завершить цикл развития, необходимо вернуться в тело малярийного комара. Малярийный плазмодий теплолюбив и в холодном климате в теле комаров не развивается, а вот в теплом и влажном климате чувствует себя хорошо. Поэтому, если поехали в экзотическую страну – сделайте прививку! Бережно относитесь к своему здоровью!

Учитель. Какой тип взаимоотношений здесь представлен? (Паразитизм)

Учитель. Назовите изученных вами на предыдущих уроках простейших, ведущих паразитический образ жизни.

Учитель. Подведем итоги.

  1. Клетка простейших выполняет функции самостоятельного организма.

  2. Жидкая среда обитания (вода, почва, организм).

  3. Движение при помощи

а) псевдоподий;

б) жгутиков;

в) ресничек.

  1. Питание

а) гетеротрофно;

б) Автотрофно;

в) миксотрофно.

Учитель. Мы познакомились с разными представителями одноклеточных животных. Осталось сделать вывод о том, какова их роль в природе.

Значение простейших. (По рисункам на слайде: фораминиферы, инфузория, эвглена, больной сонной болезнью, биолаборатория.)

а) цепи питания (поедают бактерий, микроводоросли, пища для рачков и мальков).

б) образование осадочных пород.


Учитель рассказывает о паразитических простейших и о наиболее опасных и распространенных болезнях, вызываемых ими. Учащиеся фиксируют информацию в виде таблицы:

Паразитические простейшие

Название болезни

Особенности протекания

Распространение

Дизентерийная амеба

амёбиаз

Внедряются в оболочку кишечника и питаются кровью, истощая организм

Мухами и с грязными руками

Трипаносомы

Сонная болезнь

Живут в крови и спинномозговой жидкости, вызывая слабость, озноб, сонливость

Кровососущая муха цеце

Лейшмании

Пендинс-кая язва

Язвы на коже

Москиты

Многожгутико-вая лямблия

Лямблиоз

Присасывается к клеткам кишечника, вызывая его расстройство

Грязная еда, руки и предметы

Токсоплазма

Токсо-плазмоз

Образуют цисты в мозге, глазах, внутренних органах

Бродячие животные

Малярийный плазмодий

Малярия

В крови уничтожаются эритроциты, больной страдает от малокровия

Малярийный комар

Кокцидии

Кокци-диоз

Поражение органов пищеварительной системы, истощение

Распространяются спорами

Затем учитель рассказывает учащимся о значении простейших. Учащиеся фиксируют информацию в виде схемы:

Интерактивное задание: Подведем итоги. Интерактивная игра «Что вам известно о простейших?»

Вопросы игры.

  1. Внутреннее жидкое содержимое клеток (цитоплазма)

  2. Пузырек, где происходит пищеварение амебы (пищеварительная вакуоль).

  3. Органоид, с помощью которого у амебы происходит выделение избытка воды в окружающую среду (сократительная вакуоль).

  4. Плотная защитная оболочка (циста)

  5. Орган движения амебы (псевдоподии).

  6. Способ размножения амебы (деление).

  7. Класс, к которому относится амеба обыкновенная (Саркодовые).

  8. Простейший одноклеточный организм, занимающий промежуточное положение между растениями и животными (эвглена).

  9. Колониальный организм (вольвокс).

  10. Орган движения эвглены зеленой (жгутик).

  11. Пигмент зеленого цвета, участвующий в процессе фотосинтеза (хлорофилл).

  12. Светочувствительный глазок (стигма).

  13. Способ питания эвглены зеленой (миксотрофный).

  14. Половой процесс у инфузорий (конъюгация).

  15. Функция микронуклеуса (передача наследственной информации).

  16. Орган выделения у инфузорий (порошица).

  17. Органы движения инфузорий (реснички).

  18. Свойство организма реагировать на изменения, происходящие в окружающей среде (раздражимость).


Домашнее задание: выучить записи в тетради.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!