Этап урока | Организационно-технологический блок | Деятельность учителя | Деятельность учащихся. |
Оргмомент. | | | |
Проверка домашнего задания | На уроке учитель выясняет, как учащиеся усвоили вопрос о расселении людей на Земле и приспособлении их к окружающей среде. Особое внимание уделяется проверке выполнения заданий 7 и 8 учебника. | Проверяет домашнее задание. Выставляет отметки | Отвечают на вопросы учителя. |
Изучение нового материала | Учитель вводит понятие человеческие расы, говорит об основных и смешанных расах, рассказывает об отличительных признаках каждой расы, ее расположении по земному шару. Вводит понятие народ, рассказывает о многообразии народов, называет крупнейшие народы мира. | Учитель говорит, что люди, живущие на планете, различаются внешними признаками: цветом кожи, разрезом глаз, цветом волос и т. д. Всё многообразие людей по внешним признакам можно объединить в три расы. Первую классификацию человеческих рас опубликовал французский врач и путешественник Франсуа Бернье в 1684 г. Он выделил три расы: белую, чёрную и жёлтую. | Слушают учителя. Заполняют таблицу приложение 2. |
| Анализируя таблицу (с. 61) в учебнике, учащиеся устанавливают, какие признаки характерны для каждой расы, находят на карте места их расселения. Затем с помощью учителя они формируют понятие «расы». | Управляет деятельностью учащихся | Анализируют таблицу, устанавливают признаки рас, работают с картой, формируют понятие «раса». Учащиеся выясняют, чем объясняются расовые различия у людей. |
| Работа со схемой. | Учитель говорит, что проблема расовых различий не решена до конца. Поэтому существует несколько теорий, объясняющих её. Наиболее распространены две из них. Учитель рисует на доске схему. (приложение 1) Рассматривая вопрос о расах, необходимо обратить внимание учащихся на то, что расовые различия не влияют на способности людей, не существует высшей и низшей расы. В этом контексте раскрывается значение исследований Н. Н. Миклухо-Маклая. | Слушают учителя. Переносят схему в тетрадь. |
| Далее учитель переходит к формированию представления о численности населения нашей планеты. | На этом уроке впервые вводится понятие «население» как совокупность всех людей, живущих на определённой территории. Сегодня население Земли составляет более 7 млрд человек. Заселяя всё новые территории, группы людей обособлялись друг от друга, у них складывались определённые традиции, культура, быт, язык. Так выделились группы людей — народы (этносы). Анализируя карту «Плотность населения мира», учащиеся выясняют, что люди по территории Земли размещены неравномерно. Учитель объясняет понятие «плотность населения». Средняя плотность населения Земли составляет 40 человек на 1 км2. По карте учащиеся сопоставляют плотность населения в различных частях Земли. Далее выясняют плотность населения в России, в своей местности. | Слушают учителя, работают с атласом. |
| | При изучении фрагмента § 18 «В каких странах и городах живут люди?» учащиеся знакомятся с «Политической картой мира» в Приложении учебника. Вначале выясняют, что можно узнать по этой карте, анализируя её легенду. Государства (страны) имеют определённую площадь, свои границы и различаются величиной территории, численностью населения, народами, историей. Учащиеся определяют наиболее крупные по площади государства на Земле. Каждое государство имеет свою столицу. Учитель говорит, что, кроме городов, есть и сельские населённые пункты. Большинство современных людей живёт в городах. Учащиеся находят на карте крупнейшие города мира: Токио, Мехико, Сан-Паулу. В Москве — столице России — проживает свыше 10 млн человек. | Работают с учебником и атласом. |
| Обсуждение | Затем учитель обсуждает с учащимися вопросы: что человеку необходимо, чтобы общаться с людьми других стран? Какие качества особенно важно воспитывать в себе? Интересные сведения о народах мира могут стать предметом активного обсуждения. | Отвечают на вопросы учителя |
Первичное закрепление новых знаний и умений | Учитель задает вопросы | Что такое человеческая раса? Что такое народ? Назовите внешние признаки и районы проживания представителей основных рас? Назовите внешние признаки и районы проживания представителей смешанных рас? Какие вы знаете особенности быта и культуры русского народа? | |
Рефлексия | Ответ на вопрос «КТО Я» | В конце урока учащиеся отвечают на вопрос: «Кто я?» | (Например, я — европеоид, живу на материке Евразия, в государстве Россия, в Нижегородской области, в городе Нижний Новгород и т. д.) |
Домашнее задание | Запись домашнего задания | Изучить § 18. Ответить на вопросы 2—5. Выполнить задания 1, 6—9. | Записывают задание в дневник. |
Приложение 1.
На Земле было несколько очагов зарождения чело- века — отсюда различные расовые признаки