СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Расы и народы"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Цель урока: сформировать представление о расах и многообразии народов на планете, их внешних отличиях; об отличительных особенностях крупнейших рас, народов, культур; сформировать представление о численности населения Земли, причинах, влияющих на её изменение; сформировать представление о государствах и крупнейших городах мира; сформировать понятие о плотности населения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Расы и народы"»

География

5 класс

Тема: «Расы и народы»

Программа. УМК «Полярная звезда»

22 урок

  • Цель урока: сформировать представление о расах и многообразии народов на планете, их внешних отличиях; об отличительных особенностях крупнейших рас, народов, культур; сформировать представление о численности населения Земли, причинах, влияющих на её изменение; сформировать представление о государствах и крупнейших городах мира; сформировать понятие о плотности населения.

Задачи:

Тип урока: комбинированный.

Научно-методическое содержание урока. Своеобразие людей, населяющих Землю. Характерные черты рас человека, их расселения по материкам. Крупнейшие народы мира. Особенности быта и культуры русского народа.

Ведущие понятия: этнос – народ, раса, народные промыслы.

Геономенклатура: государства: Россия, США, Бразилия, Китай, Индия, Япония.

Оборудование: политическая карта мира, картины, фотографии, слайды с изображением представителей разных рас, учебник, атлас.


Технологическая карта урока

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Предметные УУД

Продуктивная деятельность

Эмоционально-ценностный компонент урока: формировать образы различных рас и доказательства их равенства; отстаивать свою точку зрения; делать выводы о многообразии народов и языков; раскрыть значение трудов Н. Н. Миклухо-Маклая.

Когнитивный компонент урока: расы; население Земли, народы; плотность населения, государства, города и сельские поселения, политическая карта.


Работа с учебником: анализ таблицы учебника (с. 61), работа с картами Приложения учебника «Плотность населения мира» и «Политическая карта мира».

Деятельностный компонент урока: выявлять внешние признаки людей различных рас; определять плотность населения на различных территориях; анализировать карту «Плотность населения мира»; показывать на карте государства и крупные города; анализировать различные источники информации с целью определения регионов проживания представителей разных рас; определять наиболее и наименее заселённые территории суши; выделять самые крупные по площади государства на Земле.


Этап урока

Организационно-технологический блок

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

Оргмомент.




Проверка домашнего задания

На уроке учитель выясняет, как учащиеся усвоили вопрос о расселении людей на Земле и приспособлении их к окружающей среде. Особое внимание уделяется проверке выполнения заданий 7 и 8 учебника.

Проверяет домашнее задание. Выставляет отметки

Отвечают на вопросы учителя.

Изучение нового материала

Учитель вводит понятие человеческие расы, говорит об основных и смешанных расах, рассказывает об отличительных признаках каждой расы, ее расположении по земному шару. Вводит понятие народ, рассказывает о многообразии народов, называет крупнейшие народы мира.

Учитель говорит, что люди, живущие на планете, различаются внешними признаками: цветом кожи, разрезом глаз, цветом волос и т. д. Всё многообразие людей по внешним признакам можно объединить в три расы. Первую классификацию человеческих рас опубликовал французский врач и путешественник Франсуа Бернье в 1684 г. Он выделил три расы: белую, чёрную и жёлтую.

Слушают учителя. Заполняют таблицу приложение 2.


Анализируя таблицу (с. 61) в учебнике, учащиеся устанавливают, какие признаки характерны для каждой расы, находят на карте места их расселения. Затем с помощью учителя они формируют понятие «расы».

Управляет деятельностью учащихся

Анализируют таблицу, устанавливают признаки рас, работают с картой, формируют понятие «раса». Учащиеся выясняют, чем объясняются расовые различия у людей.


Работа со схемой.

Учитель говорит, что проблема расовых различий не решена до конца. Поэтому существует несколько теорий, объясняющих её. Наиболее распространены две из них. Учитель рисует на доске схему. (приложение 1) Рассматривая вопрос о расах, необходимо обратить внимание учащихся на то, что расовые различия не влияют на способности людей, не существует высшей и низшей расы. В этом контексте раскрывается значение исследований Н. Н. Миклухо-Маклая.

Слушают учителя. Переносят схему в тетрадь.


Далее учитель переходит к формированию представления о численности населения нашей планеты.

На этом уроке впервые вводится понятие «население» как совокупность всех людей, живущих на определённой территории. Сегодня население Земли составляет более 7 млрд человек. Заселяя всё новые территории, группы людей обособлялись друг от друга, у них складывались определённые традиции, культура, быт, язык. Так выделились группы людей — народы (этносы).

Анализируя карту «Плотность населения мира», учащиеся выясняют, что люди по территории Земли размещены неравномерно. Учитель объясняет понятие «плотность населения». Средняя плотность населения Земли составляет 40 человек на 1 км2. По карте учащиеся сопоставляют плотность населения в различных частях Земли. Далее выясняют плотность населения в России, в своей местности.

Слушают учителя, работают с атласом.



При изучении фрагмента § 18 «В каких странах и городах живут люди?» учащиеся знакомятся с «Политической картой мира» в Приложении учебника. Вначале выясняют,

что можно узнать по этой карте, анализируя её легенду.

Государства (страны) имеют определённую площадь, свои границы и различаются величиной территории, численностью населения, народами, историей. Учащиеся определяют наиболее крупные по площади государства на Земле. Каждое государство имеет свою столицу. Учитель говорит, что, кроме городов, есть и сельские населённые пункты. Большинство современных людей живёт в городах. Учащиеся находят на карте крупнейшие города мира: Токио, Мехико, Сан-Паулу. В Москве — столице России — проживает свыше 10 млн человек.

Работают с учебником и атласом.


Обсуждение

Затем учитель обсуждает с учащимися вопросы: что человеку необходимо, чтобы общаться с людьми других стран? Какие качества особенно важно воспитывать в себе? Интересные сведения о народах мира могут стать предметом активного обсуждения.

Отвечают на вопросы учителя

Первичное закрепление новых знаний и умений

Учитель задает вопросы

Что такое человеческая раса? Что такое народ? Назовите внешние признаки и районы проживания представителей основных рас? Назовите внешние признаки и районы проживания представителей смешанных рас? Какие вы знаете особенности быта и культуры русского народа?


Рефлексия

Ответ на вопрос «КТО Я»

В конце урока учащиеся отвечают на вопрос: «Кто я?»

(Например, я — европеоид, живу на материке Евразия, в государстве Россия, в Нижегородской области, в городе Нижний Новгород и т. д.)

Домашнее задание

Запись домашнего задания

  1. Изучить § 18.

  2. Ответить на вопросы 2—5.

Выполнить задания 1, 6—9.

Записывают задание в дневник.

Приложение 1.

На Земле было несколько очагов зарождения чело- века — отсюда различные расовые признаки



Расовые различия связаны с приспособлением людей к различным условиям климата



Приложение 2

Человеческие расы

Раса

Внешние признаки представителей расы

Районы проживания представителей расы










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!