7 класс Алгебра Урок № __
Тема: Решение задач с помощью систем уравнений.
Тип: урок – общеметодологической направленности.
Цель: рассмотреть решение задач с помощью систем уравнений; попрактиковаться в
решении задач с помощью систем уравнений.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель и ученики приветствуют друг друга. Выявляются отсутствующие
II. Повторение раннее изученного материала
Обсуждение выполнения домашней работы
Выполнение самостоятельной работы
Вариант I
Способом сложения решите систему линейных уравнений:
а) ; б) .
Вариант II
Способом сложения решите систему линейных уравнений:
а) ; б) .
III. Сообщение темы и цели урока
IV. Работа по теме урока. Изучение нового материала
Тема нашего урока «Решение задач с помощью систем уравнений», а это значит, что мы должны знать, что при решении текстовых задач с помощью систем уравнений:
Обозначают неизвестные величины буквами;
Используя условие задачи составляют систему уравнений;
Решают полученную систему уравнений;
Объясняют результат в соответствии с условием задачи.
Пример 1.
В трёх тетрадях и четырёх журналах вместе 108 страниц. В двух журналах столько же страниц, сколько их в трёх тетрадях. Сколько страниц в каждой тетради и в каждом журнале?
Пусть в каждой тетради х страниц, а в каждом журнале у страниц. Тогда в трёх тетрадях 3х страниц, а в четверых журналах 4у страниц. По условию задачи общее количество страниц в этих тетрадях и журналах равно 108. Исходя из всего этого, получаем первое уравнение: 3х + 4у = 108.
В двух журналах 2у страниц, в трёх тетрадях 3х страниц. По условию задачи эти количества страниц равны. Тогда имеем второе уравнение: 2у = 3х.
Итак, мы получили систему двух линейных уравнений с двумя неизвестными: .
Систему решаем способом подстановки. Из второго уравнения выразим переменную у= и подставим её в первое уравнение. Получим 3х + 4 ∙ = 108, или 9х = 108, откуда х =12. Подставим это значение х в выражение у= и найдём, что у = 18.
Ответ: в тетради 12 страниц, а в журнале 18 страниц.
Пример 2.
Можно ли разменять купюру достоинством 1000 рублей купюрами достоинством 10 рублей и 50 рублей, если для размена можно использовать 26 купюр?
Пусть для размена использовалось х купюр достоинством 10 рублей, и у купюр достоинством 50 рублей. По условию для размена можно использовать 26 купюр. Поэтому получаем первое уравнение: х + у = 26. Учтём, что х купюр достоинством 10 рублей стоят 10х рублей, а у купюр достоинством 50 рублей стоят 50у рублей. Тогда общая стоимость этих купюр 10х +50у по условию задачи должна составлять 1000 рублей. Имеем второе уравнение: 10х + 50у = 1000.
Получим систему двух линейных уравнений с двумя неизвестными:
Решим эту систему способом сложения. Для этого умножим все члены первого уравнения на число (-50) и получим равносильную систему:
Сложим почленно левые и правые части уравнений системы и получим линейное уравнение с одной переменной: -50х – 50у + 10х + 50у = - 1300 + 1000 или -40х = - 300, откуда х = 7,5. Подставим это значение в первое уравнение данной системы: 7,5 + у = 26, откуда у = 18,5.
По смыслу задачи числа х и у могут быть только натуральными числами или нулём, поэтому разменять купюру достоинством 1000 рублей заданным способом нельзя.
V. Решение упражнений
№ 1099 – 1101; 1103; 1105; 1107 – 1110.
VI. Домашнее задание
Прочитать пункт 45. Решить задачи № 1102; 1106
VII. Оценивание