СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме" Род имен существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока "Род имен существительных".Цель урока научить определять род имен существительных. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме" Род имен существительных"»

Тема: Род имён существительных

Тип урока: урок введения новых знаний.

Цели: научить определять род имён существительных.

Задачи: содействовать формированию умений определять род имен существительных; классифицировать имена существительные по родам и обосновывать правильность определения рода; способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений; развивать наблюдательность, внимание, устную и письменную речь.

Формирование УУД.

Личностные:

-признавать важность учебы и познавания нового, понимать ,зачем выполнять те или иные учебные действия.

Регулятивные:

-участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

-сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

-вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками.

Познавательные:

-делать выводы на основе обобщения, определять последовательность действий для решения предметных задач.

Коммуникативные:

-подтверждать аргументы фактами.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок. Поприветствуем гостей, которые присутствуют сегодня у нас на уроке. Мы продолжаем изучать русский язык и сегодня сделаем еще один шаг к познанию русского языка.

Записали число , классная работа

II. Сообщение целей урока.

СЛАЙД 2

Отгадайте загадку: Давно живу я в мире этом, даю названье всем предметам.

- О какой части речи на уроке пойдёт речь?

СЛАЙД 3

Об имени существительном

-Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны имён существительных. Подскажите мне какими постоянными признаками обладают имена существительные? (Ответы детей)

И сегодня мы с вами узнаем, каким ещё постоянным признаком они обладают.

--Предлагаю  поиграть  в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя  существительное»

Игра «Да – нет»

Имя  существительное – это часть речи? (Да!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? (Нет!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена  существительные  обозначают  предмет? (Да!)

Имена  существительные  могут  быть одушевлёнными или  неодушевлёнными?(Да!)

Имена существительные изменяются по числам(Да!)

Имена  существительные  могут  быть собственными?(Нет!)

А какими они могут еще быть?(Нарицательными!)

Подводим итог СЛАЙД 4

III. Подводящий диалог к формулированию новой темы

 А что обозначает слово РОД? ( Родственники, члены одной семьи)

- Подберите к слову РОД однокоренные слова.

СЛАЙД 5

(Род – родня, родственный, родина, родители, родной, родство, родственник, родословная.)

 - В слове РОД заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть.

СЛАЙД 6

Прочитайте. Что это за слова?

мама, девочка дом,  папа, книга мальчик, яблоко

-Это родственные слова?(Нет!). Но их что-то же объединяет?(это имена существительные)

На какие две группы  их  можно разделить?

В листочках (две колонки)  учащиеся записывают. Проверяем.

СЛАЙД 7

1. Мама, девочка, папа, мальчик.

2. Яблоко, книга, дом.

Объясните свой выбор.

(В первый столбик –  одушевленные  имена существительные, они отвечают на вопрос кто?

Во второй столбик  –  неодушевленные имена существительные, они отвечают на вопрос что?)

IV. Совместное «открытие» нового знания

В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также как и у людей, есть свои особенности.

Желаете ли вы знать об имени  существительном ещё больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны. Проблема: Сможете ли вы эти же слова разделить на три группы?

На листочках три колонки- дети пишут

СЛАЙД 8

1. Мама, девочка.

2. Папа, мальчик.

3. Яблоко, книга, дом.

По какому признаку соединили маму и девочку (Можно про них сказать – она, моя.)папу и мальчика(Можно про них сказать –он, мой. Остальные – в третью группу.)

Какие будут ваши предложения  относительно других слов? Книга? Дом? (Она моя, значит запишем тоже в первую группу, а дом – он, мой – во 2 группу)

В какую группу запишем слово – яблоко? Про него можно сказать она моя , он мой( Нет! Оно моё, в 3 группу)

СЛАЙД 9

1. Мама, девочка, книга.

2. Папа, мальчик, дом.

3. Яблоко

Ребята, а может кто-то знает,  или догадывается,  как называется такое деление слов?

Мы распределили слова по родам. в первом столбике находятся имена существительные Ж.р, во 2 – М.р., в 3 – Ср.р.

Оказывается, у  имён существительных можно определить род. Для того, чтобы говорить,  писать грамотно и красиво, мы должны знать  род имён  существительных.

Как называется тема нашего урока?

Тема нашего урока: « Род имён существительных» Слайд 10

Какова наша учебная задача на этом уроке? 

СЛАЙД 10(Научиться определять род имён существительных)

- так сколько родов имен существительных в русском языке?(Три)

- как же мы будем их различать? (есть слова – помощники….)

СЛАЙД 11

М.р.(он мой),

Ж.р (она моя),

Ср.р.(оно мое)

Еще одна главная особенность, скажите, пожалуйста, ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО РОДАМ ИЛИ МОГУТ БЫТЬ М.р, Ж.р.или Ср.р?(ответы учеников)

А теперь, давайте откроем учебник на с. 4 и прочитаем сообщение профессора Ивана Самоварова, и проверим наше утверждение. Читает УЧЕНИК

Мы с вами сделали правильный вывод ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОТНОСЯТСЯ К ОДНОМУ ИЗ РОДОВ.

СЛАЙД 12

-Это же правило поэт заключил в стихотворении. Прочитаем его. 

Женский род запомню я и скажу «она моя».

И запомню род мужской, и опять скажу «он мой».

Средний род – «оно моё» - это правило моё.

- А знаете, есть такие языки, в которых у существительных нет никакого рода. Их называют «безродовыми» языками. Например, бурятский язык, английский, китайский. А есть языки, в которых не три рода, а до двадцати родов, например, в языках африканских народов- в негеро-конгалезском языке или в языке австралийских аборигенов



V. Первичное закрепление. Работа по учебнику.

Выполним в тетради упражнение 1 стр 4-учебник. Я вам предлагаю задание выполнить так: в каждую группу запишите по три слова.

М.р.(он мой)-

Ж.р. (она моя)-

Ср.р. (оно моё)-

Один ученик работает у доски.

VI. Физкультминутка Немножко отдохнем. Встали

Учитель называет имена существительные, если оно

М. р. – дети поднимают руки вверх.

Ж. р. – хлопают,

Ср. р. – приседают.

берег, беседа, озеро, костёр, свобода, аллея, яблоко, радио, товарищ, земляника, облако, дождь, снег, утро, машина, окно, пес, собака, урок, перемена.



VII. Повторение и систематизация изученного материала

Мотивация: Сейчас попробуем полученные  знания применить на практике

Интерактивный тренажер

Продолжим закрепление полученных знаний.

1 Вставьте пропущенные буквы, определите род.

Кр…вать, с…пог, лаг…рь, м…роз, п…суда, б…рёза, ф…враль, м…л…ко, ябл…ко.

2. Запишите слова в три столбика распределив их по родам.

Берёза, дерево, птица, молоко, мороз, небо, скворец, ручей, платье.

3.Запишите предложения. Подчеркните главные члены, укажите части речи.

Яркий луч солнца осветил верхушку клена



VIII. Итог урока. Рефлексия

-Вот и подходит к концу наш урок. Что нового узнали сегодня на уроке?

-Сколько родов у имен существительных? Какие роды? Как определяем род имен существительных?

-Ребята, как вы думаете, хорошо работали мы сегодня на уроке?



Домашнее задание: выполнить упр. 3 на с. 5, прочитать сообщение И. Самоварова.

















Ф.И._______________________________

1 Вставьте пропущенные буквы, определите род.

Кр…вать, с…пог, лаг…рь, м…роз, п…суда, б…рёза, ф…враль, м…л…ко, ябл…ко.

2. Запишите слова в три столбика распределив их по родам.

Берёза, дерево, птица, молоко, мороз, небо, скворец, ручей, платье.

М.р.________________________________

____________________________________

Ж. р._________________________________

____________________________________

Ср.р. __________________________________

_____________________________________


Ф.И._______________________________

1 Вставьте пропущенные буквы, определите род.

Кр…вать, с…пог, лаг…рь, м…роз, п…суда, б…рёза, ф…враль, м…л…ко, ябл…ко.

2. Запишите слова в три столбика распределив их по родам.

Берёза, дерево, птица, молоко, мороз, небо, скворец, ручей, платье.

М.р.________________________________

____________________________________

Ж. р._________________________________

____________________________________

Ср.р. __________________________________

_____________________________________

Ф.И._______________________________

1 Вставьте пропущенные буквы, определите род.

Кр…вать, с…пог, лаг…рь, м…роз, п…суда, б…рёза, ф…враль, м…л…ко, ябл…ко.

2. Запишите слова в три столбика распределив их по родам.

Берёза, дерево, птица, молоко, мороз, небо, скворец, ручей, платье.

М.р.________________________________

____________________________________

Ж. р._________________________________

____________________________________

Ср.р. __________________________________

_____________________________________


Ф.И._______________________________

1 Вставьте пропущенные буквы, определите род.

Кр…вать, с…пог, лаг…рь, м…роз, п…суда, б…рёза, ф…враль, м…л…ко, ябл…ко.

2. Запишите слова в три столбика распределив их по родам.

Берёза, дерево, птица, молоко, мороз, небо, скворец, ручей, платье.

М.р.________________________________

____________________________________

Ж. р._________________________________

____________________________________

Ср.р. __________________________________

_____________________________________

Ф.И._______________________________

1 Вставьте пропущенные буквы, определите род.

Кр…вать, с…пог, лаг…рь, м…роз, п…суда, б…рёза, ф…враль, м…л…ко, ябл…ко.

2. Запишите слова в три столбика распределив их по родам.

Берёза, дерево, птица, молоко, мороз, небо, скворец, ручей, платье.

М.р.________________________________

____________________________________

Ж. р._________________________________

____________________________________

Ср.р. __________________________________

_____________________________________


Ф.И._______________________________

1 Вставьте пропущенные буквы, определите род.

Кр…вать, с…пог, лаг…рь, м…роз, п…суда, б…рёза, ф…враль, м…л…ко, ябл…ко.

2. Запишите слова в три столбика распределив их по родам.

Берёза, дерево, птица, молоко, мороз, небо, скворец, ручей, платье.

М.р.________________________________

____________________________________

Ж. р._________________________________

____________________________________

Ср.р. __________________________________

_____________________________________






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!