СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку. Тема "Род имен существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект к уроку по русскому языку. Род имен существительных.

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку. Тема "Род имен существительных"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к плану-конспекту урока

по русскому языку

по теме: «Род имен существительных»

Данный урок русского языка относится к гуманитарному направлению. Тема урока «Род имен существительных». Урок был дан в процессе изучения темы «Имя существительное» в 5 классе 18 марта 2013 года. Работа в 5 классе ведется по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др., в соответствии с авторской программой М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского .

На реализацию данного курса отводится 204 часа (6ч. в неделю).

Данный курс наполнен темами, которые были известны учащимся из начальной школы, поэтому урок прошел активно. Работая со знакомым материалом учащиеся свободно владеют понятиями.

Данный урок соответствует типу: урок совершенствования и углубления знаний.

Использовались следующие этапы:

1.Орг.момент.

2.Актуализация опорных знаний.

- орфографическая пятиминутка.

3.Словарная работа.

4.Сообщение темы урока.

5.Работа по теме урока.

6.Самостоятельная работа.

7.Итог. Д.З.

Начало урока было организованным. Учащиеся к уроку готовы, настрой на урок хороший.

Далее организована орфографическая пятиминутка, которая повторяла безударные гласные. Этот этап плавно подводит к словарной работе, во время которой разбирается не только правописание слова, но и его значение. Отрадно, что это используется систематически. На уроке присутствовали разные формы работы. Была письменная и устная работа. Содержание урока было оптимальным, методы обучения - словесный, наглядный. Формы работы были фронтальными, индивидуальными. Каждый ученик смог ответить и проверить свои знания. Очень плавно подведены дети к теме урока.

Использованы разнообразные виды деятельности, а также разные по типу задания. За счет постоянной смены видов деятельности, проведения физминутки, дети не устали, хотя плотность урока была высокой.

Хотелось бы отметить физминутку: очень интересная, способствовала сплочению класса, повышению внимания.

Структура урока четкая, соответствует типу и целям урока. На каждом этапе подводятся небольшие выводы. Переход от одного этапа к другому - плавный. Каждый учащийся работает совместно с учителем и самостоятельно. Ученики показывают, что умеют работать с учебником, умеют работать у доски и самостоятельно. Они активны в течение всего урока. Показывают умение продуктивно работать, умение наблюдать, делать выводы по увиденному, умение анализировать и обобщать свои знания. Психологический климат на уроке позитивный. Урок целей достиг.

Замечания: вывод по уроку сделать более четким. Акцентировать внимание именно на теме урока, а не на видах задания. Использовать индивидуальный подход при составлении заданий, учитывая, что в классе есть более сильные дети.









































ТЕМА: «Род имен существительных»

ЦЕЛИ:

РАЗВИВАЮЩАЯ: способствовать развитию речи, мышления.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: совершенствовать умение определять род имен существительных, находить существительные определенного рода.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать усидчивость, внимательность, интерес к предмету.



ЗАДАЧИ:

  1. Стимулирование познавательного интереса учащихся по данной теме.

  2. Продолжение знакомства учащихся с существительными разного рода.

  3. Организация работы по дальнейшему развитию знаний и умений через систему письменных и устных заданий.



ТИП УРОКА: урок совершенствования и углубления знаний.



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: технология уровневой дифференциации; проблемно-диалогическая технология.



МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, практический, работа с книгой.



СРЕДСТВА: опорная таблица «Род имен существительных», учебник «Русский язык 5 класс» авторы Т.А.Ладыженская и др., карточки.

ХОД УРОКА.



  1. Орг. Момент.



- Здравствуйте! Садитесь. Приведите в порядок свои рабочие места. Проверьте наличие дневника, учебника, ручек и тетради.

- Сегодня на уроке вам необходимы внимание, активность, умение использовать имеющиеся знания.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.



  1. Актуализация опорных знаний.



- Орфографическая пятиминутка.

- Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вы должны выполнить первое задание: вставить пропущенные буквы: ( спишите с доски слова, вставьте пропущенные буквы, подчеркните вставленные буквы)

ОС..НЬ, Г..ВОРИТЬ, С..СТРА, Т..МНЕТЬ, Н..ЧАЛО, СВ..СТОК, Р..ЧНОЙ, ГР..ЗА, ОТБ..ЖАТЬ, Б..ЛЕЗНЬ, В..СНА, Д..РОГОЙ.

- Проверим работа (у доски 1 человек, вставляет буквы)

- Кто не согласен с ответом?

- Какое правило необходимо было применить, чтобы правильно написать эту работу?



  1. Словарная работа.

- Составим слово.

- Соедините первые буквы слов, в корень которых вы вставили Е, у вас получится слово…

(остров)

- Это слово словарное и его надо запомнить.

- Давайте его запишем.

- Что обозначает слово «остров»?

( остров – часть суши, окруженная со всех сторон водой)

(на доске выставляется рисунок острова)

- подберите к слову остров родственные слова: островок, островитянка, островитянин, островное государство – слова на доске).

- Сегодня на уроке мы поплывем на остров родственных слов.



  1. Сообщение темы урока.



- Давайте определим род родственных слов (существительных).

- Как вы думаете, как называется остров, на который мы поплывем?

(Род имен существительных)

- Запишите тему в тетрадь.



- Все существительные на острове разделены на три группы: три рода:

КАКИЕ ЭТО ГРУППЫ? (м.р., ж.р., ср.р.)

- Как определить род? Какие слова - помощники применяем, определяя род?



  1. Работа по теме урока.



- Чтобы попасть на остров, надо научиться определять род имен существительных.

- выполним упр.500 (у доски) стр.202.

- пишем внимательно и аккуратно.

- Проведем физминутку.

- Итак, мы выполнили первое задание, но, к сожалению, мы тонем.



- Для этого нам надо выполнить следующее задание: выбросить за борт «лишние вещи».

(раздаю карточки)

- Задание: выпишите лишние слова из групп.

НОЖИ, ВИЛКА, ЛОЖКИ, СТАКАНЫ (ЧИСЛО)

СТЕКЛО, ПАЛЬТО, СТУЛ, ВЕДРО (РОД)

КУКЛА, МЯЧИК, ЩЕНОК, СВИСТОК (ОДУШЕВЛЕННОЕ)

- Прочитайте, какие слова вы выбросили: из 1 группы, почему и т.д.

- Определим род выписанных слов: вилка (ж.р.), стул (м.р.), щенок (м.р.).

Р.Р. составьте словосочетания со словами (прочитаем).



- Мы подплываем к острову. К.И.Чуковский написал чудесное стихотворение. Я прочту строки из него. А вы скажите, как оно называется?

А посуда вперед и вперед

По полям, по болотам идет.

И чайник шепнул утюгу:

«Я дальше идти не могу».

И заплакали блюдца

«Не лучше ль вернуться?»

И зарыдало корыто:

«Увы, я разбито, разбито!»

Но блюдо сказало: «Гляди,

Кто это там позади?»

И видят: за ними из темного бора

Идет – ковыляет Федора.

- Название «Федорино горе».

- Помогите Федоре навести порядок в доме. (ВЕШАЮ ДОМИК)

Разложите вещи по родам (карточки).

- В тетради три колонки: м.р., ж.р., ср.р. Выпишите в нужную колонку в И.п. в ед.ч.

(слова: посуда ж.р., чайник м.р., утюг м.р., блюдце ср.р., корыто ср.р., блюдо ср.р.)

- Прочитайте, как вы разложили вещи

- Проведем физминутку, отгадайте загадку:

Живет спокойно, не спешит

На всякий случай носит щит,

Под ним, не зная страха,

Гуляет… (черепаха)

- Определите род слова черепаха. (ж.р.)

Черепаха приготовила нам задание.

- Прочитайте слова на полосках


- Определите род существительных и запишите их в три столбика


М. Р. Ж. Р. СР. Р.

/Один ученик у доски расставляет слова в три столбика/.

- Молодцы, справились с заданием, и морская черепаха пропускает нас дальше.



  1. Самостоятельная работа.

- А теперь посмотрим, научились ли вы определять род. Самостоятельно выполните упражнение 501, 502 (по времени).

- проверим выполненное задание.



  1. Д.З.

- отложите в сторону свои тетради и приготовьтесь записать д.з.

- пар.94, упр.503 (спишите, ставя глаголы, данные в скобках в прош.вр.).





  1. Итог.



- Наше путешествие подошло к концу.

- Подведем итог урока.

- Как называется остров, по которому мы путешествовали?

- Чему учились на уроке?

- Какие слова помогали определять род существительных?

- Отметки.














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!