ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к плану-конспекту урока
по русскому языку
по теме: «Род имен существительных»
Данный урок русского языка относится к гуманитарному направлению. Тема урока «Род имен существительных». Урок был дан в процессе изучения темы «Имя существительное» в 5 классе 18 марта 2013 года. Работа в 5 классе ведется по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др., в соответствии с авторской программой М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского .
На реализацию данного курса отводится 204 часа (6ч. в неделю).
Данный курс наполнен темами, которые были известны учащимся из начальной школы, поэтому урок прошел активно. Работая со знакомым материалом учащиеся свободно владеют понятиями.
Данный урок соответствует типу: урок совершенствования и углубления знаний.
Использовались следующие этапы:
1.Орг.момент.
2.Актуализация опорных знаний.
- орфографическая пятиминутка.
3.Словарная работа.
4.Сообщение темы урока.
5.Работа по теме урока.
6.Самостоятельная работа.
7.Итог. Д.З.
Начало урока было организованным. Учащиеся к уроку готовы, настрой на урок хороший.
Далее организована орфографическая пятиминутка, которая повторяла безударные гласные. Этот этап плавно подводит к словарной работе, во время которой разбирается не только правописание слова, но и его значение. Отрадно, что это используется систематически. На уроке присутствовали разные формы работы. Была письменная и устная работа. Содержание урока было оптимальным, методы обучения - словесный, наглядный. Формы работы были фронтальными, индивидуальными. Каждый ученик смог ответить и проверить свои знания. Очень плавно подведены дети к теме урока.
Использованы разнообразные виды деятельности, а также разные по типу задания. За счет постоянной смены видов деятельности, проведения физминутки, дети не устали, хотя плотность урока была высокой.
Хотелось бы отметить физминутку: очень интересная, способствовала сплочению класса, повышению внимания.
Структура урока четкая, соответствует типу и целям урока. На каждом этапе подводятся небольшие выводы. Переход от одного этапа к другому - плавный. Каждый учащийся работает совместно с учителем и самостоятельно. Ученики показывают, что умеют работать с учебником, умеют работать у доски и самостоятельно. Они активны в течение всего урока. Показывают умение продуктивно работать, умение наблюдать, делать выводы по увиденному, умение анализировать и обобщать свои знания. Психологический климат на уроке позитивный. Урок целей достиг.
Замечания: вывод по уроку сделать более четким. Акцентировать внимание именно на теме урока, а не на видах задания. Использовать индивидуальный подход при составлении заданий, учитывая, что в классе есть более сильные дети.
ТЕМА: «Род имен существительных»
ЦЕЛИ:
РАЗВИВАЮЩАЯ: способствовать развитию речи, мышления.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: совершенствовать умение определять род имен существительных, находить существительные определенного рода.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать усидчивость, внимательность, интерес к предмету.
ЗАДАЧИ:
Стимулирование познавательного интереса учащихся по данной теме.
Продолжение знакомства учащихся с существительными разного рода.
Организация работы по дальнейшему развитию знаний и умений через систему письменных и устных заданий.
ТИП УРОКА: урок совершенствования и углубления знаний.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: технология уровневой дифференциации; проблемно-диалогическая технология.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, практический, работа с книгой.
СРЕДСТВА: опорная таблица «Род имен существительных», учебник «Русский язык 5 класс» авторы Т.А.Ладыженская и др., карточки.
ХОД УРОКА.
Орг. Момент.
- Здравствуйте! Садитесь. Приведите в порядок свои рабочие места. Проверьте наличие дневника, учебника, ручек и тетради.
- Сегодня на уроке вам необходимы внимание, активность, умение использовать имеющиеся знания.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Актуализация опорных знаний.
- Орфографическая пятиминутка.
- Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вы должны выполнить первое задание: вставить пропущенные буквы: ( спишите с доски слова, вставьте пропущенные буквы, подчеркните вставленные буквы)
ОС..НЬ, Г..ВОРИТЬ, С..СТРА, Т..МНЕТЬ, Н..ЧАЛО, СВ..СТОК, Р..ЧНОЙ, ГР..ЗА, ОТБ..ЖАТЬ, Б..ЛЕЗНЬ, В..СНА, Д..РОГОЙ.
- Проверим работа (у доски 1 человек, вставляет буквы)
- Кто не согласен с ответом?
- Какое правило необходимо было применить, чтобы правильно написать эту работу?
Словарная работа.
- Составим слово.
- Соедините первые буквы слов, в корень которых вы вставили Е, у вас получится слово…
(остров)
- Это слово словарное и его надо запомнить.
- Давайте его запишем.
- Что обозначает слово «остров»?
( остров – часть суши, окруженная со всех сторон водой)
(на доске выставляется рисунок острова)
- подберите к слову остров родственные слова: островок, островитянка, островитянин, островное государство – слова на доске).
- Сегодня на уроке мы поплывем на остров родственных слов.
Сообщение темы урока.
- Давайте определим род родственных слов (существительных).
- Как вы думаете, как называется остров, на который мы поплывем?
(Род имен существительных)
- Запишите тему в тетрадь.
- Все существительные на острове разделены на три группы: три рода:
КАКИЕ ЭТО ГРУППЫ? (м.р., ж.р., ср.р.)
- Как определить род? Какие слова - помощники применяем, определяя род?
Работа по теме урока.
- Чтобы попасть на остров, надо научиться определять род имен существительных.
- выполним упр.500 (у доски) стр.202.
- пишем внимательно и аккуратно.
- Проведем физминутку.
- Итак, мы выполнили первое задание, но, к сожалению, мы тонем.
- Для этого нам надо выполнить следующее задание: выбросить за борт «лишние вещи».
(раздаю карточки)
- Задание: выпишите лишние слова из групп.
НОЖИ, ВИЛКА, ЛОЖКИ, СТАКАНЫ (ЧИСЛО)
СТЕКЛО, ПАЛЬТО, СТУЛ, ВЕДРО (РОД)
КУКЛА, МЯЧИК, ЩЕНОК, СВИСТОК (ОДУШЕВЛЕННОЕ)
- Прочитайте, какие слова вы выбросили: из 1 группы, почему и т.д.
- Определим род выписанных слов: вилка (ж.р.), стул (м.р.), щенок (м.р.).
Р.Р. составьте словосочетания со словами (прочитаем).
- Мы подплываем к острову. К.И.Чуковский написал чудесное стихотворение. Я прочту строки из него. А вы скажите, как оно называется?
А посуда вперед и вперед
По полям, по болотам идет.
И чайник шепнул утюгу:
«Я дальше идти не могу».
И заплакали блюдца
«Не лучше ль вернуться?»
И зарыдало корыто:
«Увы, я разбито, разбито!»
Но блюдо сказало: «Гляди,
Кто это там позади?»
И видят: за ними из темного бора
Идет – ковыляет Федора.
- Название «Федорино горе».
- Помогите Федоре навести порядок в доме. (ВЕШАЮ ДОМИК)
Разложите вещи по родам (карточки).
- В тетради три колонки: м.р., ж.р., ср.р. Выпишите в нужную колонку в И.п. в ед.ч.
(слова: посуда ж.р., чайник м.р., утюг м.р., блюдце ср.р., корыто ср.р., блюдо ср.р.)
- Прочитайте, как вы разложили вещи
- Проведем физминутку, отгадайте загадку:
Живет спокойно, не спешит
На всякий случай носит щит,
Под ним, не зная страха,
Гуляет… (черепаха)
- Определите род слова черепаха. (ж.р.)
Черепаха приготовила нам задание.
- Прочитайте слова на полосках
- Определите род существительных и запишите их в три столбика
М. Р. Ж. Р. СР. Р.
/Один ученик у доски расставляет слова в три столбика/.
- Молодцы, справились с заданием, и морская черепаха пропускает нас дальше.
Самостоятельная работа.
- А теперь посмотрим, научились ли вы определять род. Самостоятельно выполните упражнение 501, 502 (по времени).
- проверим выполненное задание.
Д.З.
- отложите в сторону свои тетради и приготовьтесь записать д.з.
- пар.94, упр.503 (спишите, ставя глаголы, данные в скобках в прош.вр.).
Итог.
- Наше путешествие подошло к концу.
- Подведем итог урока.
- Как называется остров, по которому мы путешествовали?
- Чему учились на уроке?
- Какие слова помогали определять род существительных?
- Отметки.