Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения.
УУД:
Предметные:
– понимать, что такое однородные члены предложения;
- уметь находить их в предложении и уметь обозначать их на схемах;
- знать, какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения.
Личностные:
- уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности
Регулятивные:
- уметь определять тему и цели на уроке с помощью учителя;
- проговаривать алгоритм действий;
- работать в парах и группах;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
Познавательные:
- уметь отличать предложения с однородными членами предложения от других предложений;
- учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами;
Оборудование: учебник, тетради, карточки, ПК, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
1. Организационный момент.
«Мы урок начнем с разминки,
Выпрямляем свои спинки,
Вправо, влево потянулись
И друг другу улыбнулись»
2. Минутка чистописания.
На доске записаны слова с пропущенными буквами.
Т..пор, к..ллекция, х..бби
- Найдите в данных словах общее.
(Имена существительные. Словарные слова)
- Предположите, написание какой буквы мы сегодня вспомним?
- Какой звук оно обозначают?
- Понаблюдайте, как влияет А на рядом стоящие согласные?
- Пропишем Оо, ко, оп, об
- Запишите словарные слова в тетрадь в строчку через запятую, выделите О, расставьте ударение.
3. Постановка учебной задачи. Определение целей урока.
На доске: Изморось, изморозь
- Чем похожи и чем отличаются?
- Что обозначают эти слова?
Изморось – это очень мелкий дождь
Изморозь – это снежный слой, образующийся на поверхности из оседающих влажных частиц воздуха в туманную морозную погоду, род инея.
- Запишите эти слова, подчеркните буквы, которые надо запомнить.
Прочитайте предложения.
По в..кзалу шёл и улыбался мужчина с ж..лтым ч..моданом.
В м..г..зине мал..ч..к купил т..традь, ..льбом, к..ртон.
- В каких словах пропущены буквы?
- Написание каких слов вы еще не знаете?
- Какие буквы вставим в слова чемодан, картон?
- Запомните написание данных слов. Запишите предложения в тетради.
Подчеркните члены предложения.
-Есть ли что-то общее в этих предложениях?
- Как можно их назвать? (Предложения с однородными членами).
- Назовите признаки однородных членов.
Отвечают на один и тот же вопрос.
Относятся к одному и тому же члену предложения.
Произносятся с интонацией перечисления.
Являются одним членом предложения.
Обычно выражены одной и той же частью речи.
- Как вы думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке?
- Правильно, мы продолжаем изучение темы «Однородные члены предложения». Этот урок мы посвятим закреплению умений находить и правильно ставить знаки препинания при однородных членах.
Какие поставим перед собой цели?
Надо научиться:
- находить в тексте однородные члены предложения;
- правильно расставлять знаки препинания;
- употреблять предложения с однородными членами предложения в своей речи.
Для этого нам надо знать:
Признаки однородных членов. Мы их уже повторили.
4. Динамическая пауза
«Угадай-ка»
- Друзья, вы устали? Давайте немного отдохнем и поиграем в интересную игру «Угадай-ка». Встаньте, пожалуйста, и послушайте задание нашей динамической паузы.
Я читаю вам фразы, вы должны будете угадать, что они собой представляют. Если встретиться вам словосочетание – нужно 1 раз присесть, если несвязанные слова – прыжок, грамматическая основа – 3 хлопка.
Утром с ребятами; ветер доносил; отправились на рыбалку; солнце уже; ждали улова; зашептались листья; из-за леса; зашептались и зашевелились; порывы ветра; лиловая туча; хлынул дождь.
5. Цифровой диктант.
А теперь - разминка для ума.
Найдите предложения с однородными членами.
Как много в слове «мама» добра, нежности, любви!
Она всегда поможет, поймет, простит.
Моя мама добрая, ласковая, отзывчивая.
Она любит меня всем сердцем.
Мама – самое дорогое, что у меня есть.
Я люблю ее за нежность, ласку и терпение.
Запишите номера предложений с однородными членами.
Молодцы!
- Какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения?
- Запятые, союзы.
- Всегда ли ставят запятые между однородными членами предложения? (выслушиваются ответы детей).
6. Знакомство с правилом.
Запомнить правило поможет следующее стихотворение:
Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно! О, О.
Если же вдруг появился союз, то запятая тогда – лишний груз! О и О
Если союз к нам пришел не один,
Ставь запятую перед вторым!
О и О, и О
А перед союзами «А» и «НО»
Долгих сомнений быть не должно.
И не думай здесь впустую,
Ставь скорее запятую! О, но О О, а, О
Работа в парах
Расставь знаки препинания.
Красиво тихо было в лесу в этот ранний час. По обе стороны дороги бушуют и зеленые и желтые и красные и багряные краски осени. Молодые осинки и стройные березки спускаются по косогору. Остро пахнет сырой землей прелыми листьями. В лесу растут рыжики и маслята подберезовики и грузди опята и волнушки.
Проверка усвоенного материала.
Тест
1.Однородные члены предложения:
А) отвечают на вопросы косвенных падежей;
Б) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения;
В) отвечают на вопросы Кто? Что?
2. Найди предложение с однородными сказуемыми.
А) Ковер зимы покрыл холмы, луга и поля.
Б) Были это веселые, сильные и смелые люди.
В) Вдали стоит дубовый лес, блестит и алеет на солнце.
3. Какое из предложений соответствует данной схеме: О,О и О А) Весь двор завален досками, железом и фанерой.
Б) Птица бойко вспорхнула и стала летать по комнате.
В) Все алмазы блестят и переливаются на солнце разными цветами.
4. Найди ошибку в расстановке знаков препинания между однородными членами предложения?
А)Сосны березы, и осины мелькают по сторонам.
Б)Сосны, березы и осины мелькают по сторонам.
В)Сосны березы и осины мелькают по сторонам.
- Проверьте по ключу и оцените себя по критериям, которые записаны на доске
1 – Б «5» - без ошибок
2 – В «4» - 1 ошибка
3 – А «3» - 2 ошибки
4 – А
- Кто получил оценки «5», «4», «3»?
9. Рефлексия урока
Вспомните, какие цели и задачи каждый ставил перед собой в течение урока.
Какую цель ставили?
Удалось достичь поставленной цели?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что вызвало особые затруднения?
- Какие члены предложения могут быть однородными?
- Когда между однородными членами предложения ставится запятая?
- Когда между однородными членами предложения не ставится запятая?
- Подведем итоги нашего урока в виде блиц-опроса. Прослушайте утверждения. Рядом с верными поставьте «+», а с неверными – «-»
Однородные члены – это смысловые отрезки.
Между однородными членами всегда ставится запятая.
Однородные члены соединены сочинительной связью
Без однородных членов не существует предложения.
- Сравните с образцом на доске. Кто справился без ошибок?
Оцените, как вы справились с заданиями. Поднимите ваши сигнальные карточки.
Д/з. $38 упр. 210.
Тест
1.Однородные члены предложения:
А) отвечают на вопросы косвенных падежей;
Б) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения;
В) отвечают на вопросы Кто? Что?
2. Найди предложение с однородными сказуемыми.
А) Ковер зимы покрыл холмы, луга и поля.
Б) Были это веселые, сильные и смелые люди.
В) Вдали стоит дубовый лес, блестит и алеет на солнце.
3. Какое из предложений соответствует данной схеме: О,О и О
А) Весь двор завален досками, железом и фанерой.
Б) Птица бойко вспорхнула и стала летать по комнате.
В) Все алмазы блестят и переливаются на солнце разными цветами.
4. Найди ошибку в расстановке знаков препинания между однородными членами предложения?
А)Сосны березы, и осины мелькают по сторонам.
Б)Сосны, березы и осины мелькают по сторонам.
В)Сосны березы и осины мелькают по сторонам.
Тест
1.Однородные члены предложения:
А) отвечают на вопросы косвенных падежей;
Б) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения;
В) отвечают на вопросы Кто? Что?
2. Найди предложение с однородными сказуемыми.
А) Ковер зимы покрыл холмы, луга и поля.
Б) Были это веселые, сильные и смелые люди.
В) Вдали стоит дубовый лес, блестит и алеет на солнце.
3. Какое из предложений соответствует данной схеме: О,О и О А) Весь двор завален досками, железом и фанерой.
Б) Птица бойко вспорхнула и стала летать по комнате.
В) Все алмазы блестят и переливаются на солнце разными цветами.
4. Найди ошибку в расстановке знаков препинания между однородными членами предложения?
А)Сосны березы, и осины мелькают по сторонам.
Б)Сосны, березы и осины мелькают по сторонам.
В)Сосны березы и осины мелькают по сторонам.
Тест
1.Однородные члены предложения:
А) отвечают на вопросы косвенных падежей;
Б) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения;
В) отвечают на вопросы Кто? Что?
2. Найди предложение с однородными сказуемыми.
А) Ковер зимы покрыл холмы, луга и поля.
Б) Были это веселые, сильные и смелые люди.
В) Вдали стоит дубовый лес, блестит и алеет на солнце.
3. Какое из предложений соответствует данной схеме: О,О и О
А) Весь двор завален досками, железом и фанерой.
Б) Птица бойко вспорхнула и стала летать по комнате.
В) Все алмазы блестят и переливаются на солнце разными цветами.
4. Найди ошибку в расстановке знаков препинания между однородными членами предложения?
А)Сосны березы, и осины мелькают по сторонам.
Б)Сосны, березы и осины мелькают по сторонам.
В)Сосны березы и осины мелькают по сторонам.
Тест
1.Однородные члены предложения:
А) отвечают на вопросы косвенных падежей;
Б) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения;
В) отвечают на вопросы Кто? Что?
2. Найди предложение с однородными сказуемыми.
А) Ковер зимы покрыл холмы, луга и поля.
Б) Были это веселые, сильные и смелые люди.
В) Вдали стоит дубовый лес, блестит и алеет на солнце.
3. Какое из предложений соответствует данной схеме: О,О и О
А) Весь двор завален досками, железом и фанерой.
Б) Птица бойко вспорхнула и стала летать по комнате.
В) Все алмазы блестят и переливаются на солнце разными цветами.
4. Найди ошибку в расстановке знаков препинания между однородными членами предложения?
А)Сосны березы, и осины мелькают по сторонам.
Б)Сосны, березы и осины мелькают по сторонам.
В)Сосны березы и осины мелькают по сторонам.