СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Понятие об этимологии"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Понятие об этимологии"»

Урок 7 родной русский язык 5 класс

Тема: Понятие об этимологии.

Цель

Формировать навыки морфемного анализа слова, умение различать однокоренные слова и формы слова, познакомить учащихся с историческими изменениями в корне слова, непродуктивными приставками и корнями, развивать умения учащихся сопоставлять древний состав слова и значение со структурой и значением слов в СРЯ, воспитывать интерес к внешней оболочке слова и его значению.

Планируемые

образовательные результаты

Предметные: знают определение корня слова, понятие «однокоренные слова», умеют правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, разграничивать в словах совпадающие по звучанию, но различные по лексическому значению корни, находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов.

Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Оборудование

раздаточный материал

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийная презентация

Тип урока

Урок объяснения нового материала



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

1.Мотивация. Целеполагание.

Вступительное слово

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Позвольте доверить вам одну интересную историю. Ребята, стало известно, что в Морфемике некоторые корни по непонятным причинам скрывают своё лексическое значение. Предлагаю вам сегодня выступить в роли детективов и расследовать это загадочное явление. Вы согласны?

Хорошо. В наше детективное агентство поступила оперативная информация, что по этому делу имеется свидетель – некая Этимология. Давайте познакомимся с материалами дела и прочитаем, что о ней известно. Как вы думаете, можно ли доверять этому свидетелю? – Да.

Запишем слово в рабочих картах. Поскольку мы не просто детективы, а ещё и эксперты в русском языке, давайте от слова этимология образуем ИП. – этимологический.

Используя это слово и нашу новую роль детективов, давайте сформулируем название для нашего дела, это словосочетание и станет темой урока.

- этимологический детектив.

А какова будет цель нашего расследования?

2. Актуализация и пробное учебное действие

Тему и цель мы определили. А вот и первый подследственный. Обратимся к слайду. Что здесь изображено? ( солнце)

- Выделите современный корень в слове солнце, для этого подберите однокоренные слова. Получился корень –солн-. Так и разберёт это слово современный ученик. Но в древности солнце обозначалось словом «сол». Как видим в истории языка произошли изменения.

3. Выявление места и причины затруднения

Во многих словах корни спрятаны. Сегодня мы обратимся к истории некоторых слов, связанных с понятием «Родина», и сопоставим их древний состав и значение со структурой и значением в современном языке. А помогут нам в этом учёные-эксперты – этимологические словари, верные друзья этимологии.


Вам надо сделать орфографический, морфемный и лексический разбор слов подлинный, подноготная. В каком порядке вы их будете выполнять, чтоб один вид разбора помогал сделать другой.

Возможные варианты работы:

1. Дети могут по-разному сделать морфемный разбор: с точки зрения современного и исторического членения слова на морфемы.

ПОДЛИНН-ЫЙ

ПОДНОГОТН-АЯ

ПО-ДЛИН-Н-ЫЙ

ПОД-НОГОТ-Н-АЯ

Спросим, почему так сделали морфемный разбор. (Исходили из значения слова в древности)

2. Может возникнуть трудность при орфографическом разборе слов. Спросим, что может помочь правильно написать слова. (Знания о том, что обозначали слова в Древней Руси.)

Таким образом выходим на новый вид разбора - этимологический.

II. Введение понятия этимология, этимологический анализ.

Этимология (гр. etymon - истина, основное значение слова + logos - учение) - это наука о происхождении слова.

Произвести этимологический анализ - значит исследовать происхождение слова. При этимологическом анализе привлекаются данные не только из истории русского языка, но и из истории народа, используются языковые факты близкородственных языков, диалектов. Этимологический анализ помогает выяснить древнее звучание слов, их морфемный состав и значение.

III. Знакомство с "Кратким этимологическим словарём" Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской, со словарной статьёй словаря.

Сообщения учеников.

1) Об этимологическом фонетическом анализе слов. Можете ли себе представить, что бык и пчела - слова родственные. Давайте проследим, как с течением времени может измениться (порой до неузнаваемости) облик слова.

Глагол букать у древних славян означал "мычать, реветь", то есть издавать низкий, протяжный звук. В корне -бук- звук у мог произноситься долго. Впоследствии такой долгий у превратился в ы - получился бык. Но у мог произноситься и очень кратко и обозначался особой буквой -ъ (ером), как и другой краткий звук о. Отсюда второй "мычащий зверь" выглядел так: бъчела. Затем краткий у исчез и получилось бчела. Однако сочетания бч оказалось довольно трудным для произношения. Следовало, чтобы оба звука стали либо звонкими, либо глухими. Так и получилось: украинский язык выбрал первое - бджола, русский - второе - пчела. И действительно, бык и пчела похожи: упитанные и мычат, вернее, бучат.




4.Построение проекта выхода из затруднения

- Давайте проведём следственный эксперимент, начертим такую таблицу, в которой отразим древнее значение слова, современное значение и те исторические изменения, которые произошли в составе наших подследственных слов-примеров. Заполним её, используя этимологические словарики.

Этимологический словарик.

  1. Кремль – от древнего «крома» - край, граница, безопасное место.

  2. Мешок – от древнего «мех», в нём хранили продукты и жидкость.

  3. Москва – от древнего «москы» - низкое, влажное место, река Москы, отсюда название селения: москы – Московия – Москва.

  4. Народ - от древней основы «род» - все люди, которые народились, люди одного племени.

  5. Площадь – от древнего «плоске» - плоский, широкий, путём прибавления суффикса – адь -.

  6. Подушка – от древнего «ухо». Современные слова: наушники, ушной.

  7. Солнце – от древнего «сол» (солнце) путём прибавления суффикса.

  8. Столица – от древнего «стол» (престол), стольный город.

  9. Страна – общий корень со словом «сторона», близко по значению к словам пространство, простор, простирать.

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Образец таблицы

Древнее слово

Современное слово

Что изменилось?

сол

солнце

суффикс слился с корнем

род

народ

приставка на- слилась с корнем

Москы

Москва

появилась буква в

крома

Кремль

чередование м//мл

Стол +иц

столица

суффикс слился с корнем

плоске

площадь

фонетические изменения


6. Первичное закрепление с комментированием

Физминутка


- итак, мы видим, что исторические изменения касаются смысла слов (Москва), структуры (народ), происходят чередования звуков (Кремль). А теперь попробуйте самостоятельно определить, как изменились некоторые бытовые слова. Разделимся на оперативные группы ( 1 и 2 варианты).

- докажите, что слова мешок и мех (1 вариант) и подушка и ухо (2 вариант) являются словами одного корня.


- Таким образом, что нового мы узнали при расследовании этого дела? С какими корнями познакомились?


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Первичное, прямое значение слова может быть восстановлено при изучении истории слова.

Почему новая строка в тексте называется красной? Это название появилось в те времена, когда ещё не было книгопечатания и книги переписывались вручную.

В рукописных и старопечатных книгах красная строка была очень заметной, так как основной текст писали обычно чернилами (чёрной тушью), а начиная новую страницу или новую часть текста, писец рисовал сложный узор, выводил красной краской первую фигурную букву. В некоторых памятниках древнерусской письменности такие рисунки представляли собой яркие художественные миниатюры. В современном русском языке отступ в начале строки называют или красной строкой, или абзацем.

Этимологический анализ помогает правильно написать слово.

Почему в слове аллея пишется ЛЛ? Написание слова аллея передаёт орфографию своего французского первоисточника - allee - "проход, дорога", которое унаследовало ЛЛ от своего "родителя" - глагола aller - "идти, проходить".

Вывод: Для чего надо уметь производить этимологический разбор слова? (помогает выяснить древнее звучание слов, их морфемный состав и значение, помогает правильно написать слово).

Игра "Брейн-ринг". (Класс делится на команды, предполагается работа со словарями.) Вопросы к игре:

1) Правда ли, что слово врач образовалось от врать? (Образовано с помощью суффикса -ЧЬ от ВЬРАТИ, но в его старом, исконном значении "говорить".)

2) Правда ли, что танкеры предназначены для перевозки танков? (Танкеры предназначены для перевозки жидких грузов, а танк - боевая бронемашина. Однако, с другой стороны, баки, в которых перевозятся жидкости, по-английски называются тоже танками.)

3) Правда ли, что астрономы - это специалисты по астрам? (Астрономы занимаются изучением небесных тел. Но, учитывая, что астра в переводе с греческого означает "звезда", можно считать, что в этом предположении есть доля истины.)

4) Почему стол назвали столом? (Образовано от стьлати - "стать". Первоначальное значение - "подстилка", затем - "стул" и, наконец, "стол".)

5) Имеет ли юг отношение к ужину? (Образовано с помощью суффикса -ИНЪ (совр. -ИН) от угъ - "юг, полдень". Первоначальное значение слова ужин - "полдник".)

6) Известно, что газель можно поймать, приручить, но можно ли её выучить наизусть? (Существительное газель, пришедшее к нам из французского языка, обозначает животное из группы антилоп. А газель, заимствованное из арабского, - это название особой стихотворной формы лирической поэзии у народов Востока.)

7) Почему мешок называют мешком? (Первоначально словом мешок называлось вместилище, изготовленное только из шкуры (меха) дикого зверя или домашнего животного.)

8) Есть ли что-то общее между глаголом знать и существительным знамя? (Слово знамя образовано от знати в значении "отличить, заметить". Первоначальное значение - "отличительный знак, отметина".)

9) Докажите, что в слове сердце должен быть непроизносимый согласный. (Исторически в слове сердце корень тот же, что и в слове середина, среда.)

10) Выскажите предположение, почему в слове печать надо писать букву Е. (Образовано с помощью суффикса -ТЬ от peketi (печати), являющегося производным к pekti - "печь". Первоначальное значение - "выжженный знак".)

11) Докажите, что в корне прилагательного голубой надо писать букву О. (Название цвету дано по окраске оперения шейки голубя.)

12) Выскажите предположения, почему в корне слова трава пишется буква А. (Образовано от трути - "тратить". Трава - буквально "то, что тратится, потребляется, съедается.)

13) Связано ли существительное быльё со глаголом быть? (Быльё - "трава, былинки". В диалектах слово быльё в этом значении встречается и сейчас. Первоначальное прямое значение фразеологизма быльём поросло - "заросло травой". В современном языке фразеологизм имеет значение "давно забыто".)

VI. Знакомство с понятиями ономастика и топонимика.

Ономастика (от гр. onomastikos - относящийся к имени) - раздел лексикологии, посвящённый изучению собственных имён.

Топонимика (от гр. topos - место, местность + onyma - имя.) - раздел лексикологии, посвященнрый изучению географических названий.

Домашнее задание:

1) Выяснить происхождение и значение своего имени и фамилии, обратившись к книгам: Л. Успенского "Слово о словах. Ты и твоё имя", В.А. Никонова "Словарь русских фамилий", А.В. Сусловой, А.В. Суперанской "О русских именах".


8. рефлекия

- Уважаемые детективы, что нового вы сегодня узнали? ( многие слова русского языка за долгую историю претерпели изменения. Они коснулись разных частей слова, знать эти изменения нужно, чтобы грамотно писать).

_ Какие именно изменения произошли в русском языке? (слияние суффиксов и корней, приставок и корней, чередования).

- А история какого слова оказалась для вас самой интересной?