СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Понятие об обособлении"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока содержит повторение пройденного, понятие "обособление", закрепление темы

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Понятие об обособлении"»

Урок русского языка в 8 классе

Тема: Понятие об обособлении.

Цель урока: дать понятие об обособлении членов предложения; показать, что обособление - один из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения; научить находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, интонационно правильно произносить их.

Планируемые результаты:

Предметные:

- распознавать обособленные члены предложения;

- строить речевых высказываний с употреблением обособленных членов предложения.

Личностные:

-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного;

-воспитывать любовь к родному языку;

-создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Познавательные:

- находить ответы на вопросы ;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Коммуникативные :

-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей,

принимать коллективное решение.

Регулятивные:

-учить постановке цели работы;

-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Метапредметные:

-искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,

-формирование информационной компетенции работы с текстом.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа, взаимопроверка, самопроверка.

Тип урока - открытие новых знаний

Оборудование урока: ИКТ, карточки


Ход урока.


  1. Организация класса.

  2. Повторение

- Поработаем с предложением, записанным на доске. Выполним пунктуационный разбор, подчеркнём грамм.основу.

Луна только что выбралась из-за бугра и освещала две маленькие, тонкие, низкие тучки.

+ выписать словосочетания, определить тип связи

+ карточки


  1. Актуализация опорных знаний

Ребята, мы продолжаем путешествие по разделу «Синтаксис. Пунктуация простого предложения», а также «Простое осложненное предложение».

-Вспомним, чем может быть осложнено простое предложение?

- Поработаем с предложением, записанным на доске. Объясните знаки препинания


II. Определение темы, цели урока.

Попробуем определить тему урока, прослушав грамматическую сказку. Переведите её на язык науки.

Из жизни Обособленных членов предложения

Живут в государстве Синтаксис необычные единицы предложения – Обособленные. Они не похожи ни на Главные, ни на Второстепенные члены, хотя и находятся с последними в прямом родстве. Родство это обязывает их отвечать на те же вопросы, иметь то же имя, что и у Дополнений, Определений и Обстоятельств. Но в остальном… Эти Обособленные такие гордые, такие себялюбивые, такие самостоятельные! Окружат себя Запятыми, как забором, словно не хотят ни с кем знаться. Иногда заставляют на себя работать Зависимые слова, иногда связывают между собой с помощью Союзов. А уж как интонация служит! Попробуй произнеси из без должного уважения, сразу пунктуационных ошибок нахватаешься. В Пунктуационном своде законов им посвящено не одно правило, не два, а не меньше пятнадцати! Уж очень они значимы, очень нужны всем. Посмотришь на них и сразу понимаешь: важные птицы.

ВЫВОДЫ:

Выделяется Запятыми, тире

Роль в предложении- Второстепенные члены предложения

Обозначают признаки, качества, свойства. признак предмета, признака или действия предмет

Вопросы прилагательных, обстоятельств, дополнений

Выражено-Одиночными или распространенными прилагательными причастными и деепричастными оборотами или одиночными деепричастиями, существительными с предлогами (уточняющие), именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями


Итак, тему определили и записали. А какую цель мы поставим перед собой?


4. Объяснение нового материала.

Ребята, вспомните, что такое обособление?

(Выделение по смыслу членов предложения. В речи интонационно, а на письме – знаками препинаниями).

-С какими обособлениями вы знакомы? (Обособляются причастные обороты, если стоят после определяемого слова, деепричастия и деепричастные обороты, сравнительные обороты).

Обратимся к словарю.


Обособить – определить особо, выделить, выгородить, исключить из общего.

В. Даль

Обособление – интонационное и смысловое выделение в составе простого предложения словоформы или группы словоформ.

Краткий справочник по современному русскому языку.

Ребята, термин «обособленные члены предложения» ввел в науку известный ученый-лингвист Плешковский. В своей книге «Русский синтаксис в научном освещении», изданной ещё в 1914 году, отметил, что основным условием обособления является интонация.

Обособленными могут быть только второстепенные члены предложения.


5. Работа с учебником.

Чтение параграфа 47, разбор предложений.

  1. Наконец выплыл тусклый и красный месяц.

  2. Наконец выплыл месяц,/тусклый и красный.

Задание. В каком из предложений определения только характеризуют месяц? А в каком предложении определения имеют большую смысловую нагрузку? Во втором. С помощью каких языковых средств выражены эти определения?


6. Закрепление

1. Работа с текстом

Задания. Спишите текст, разделяя запятыми однородные члены и выделяя запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Подчеркните эти обороты как члены предложения.


Настоящий любитель природы замечает малейшие изм…нения происходящие в лесу весной летом осенью.

Равн…душный к природе шагает по лесной дороге ни на что (не) обращая внимания. Любитель природы обязательно замет…т тонкий голубоватый туман висящий над дорогой и над полянами заметит капельки росы на траве и кустах многообразие красок утре(н, нн) ей и вечерней зорь и многое из того, чего (не) увидят равн…душные к природе. И запахи осе(н, нн) его леса почувствует человек, близкий к природе.


(По А. Перегудову).



-Что такое обособление?

-С помощью каких языковых средств обособляются члены предложения?



2.Задание. Из двух предложений постройте одно с обособленным членом.

  1. На вершине гор лежали густые облака. Они не позволят различать верхние их очертания.

На вершине гор лежали густые облака, /не позволяющие различать верхние их очертания/.

  1. Свежий ветер подгонял лодку рыбака. Дующий ветер подгонял лодку. Свежий ветер,/дувший с моря/, подгонял лодку.


7. Подведение итогов. Рефлексия

- Какие члены предложения называются обособленными?

-Как выделяются обособленные члены в речи и на письме?

-В каких случаях обособляются определения?


8. Домашнее задание