Урок русского языка в 8 классе
Тема: Понятие об обособлении.
Цель урока: дать понятие об обособлении членов предложения; показать, что обособление - один из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения; научить находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, интонационно правильно произносить их.
Планируемые результаты:
Предметные:
- распознавать обособленные члены предложения;
- строить речевых высказываний с употреблением обособленных членов предложения.
Личностные:
-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного;
-воспитывать любовь к родному языку;
-создавать внутреннюю мотивацию к учению.
Познавательные:
- находить ответы на вопросы ;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую:
Коммуникативные :
-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей,
принимать коллективное решение.
Регулятивные:
-учить постановке цели работы;
-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Метапредметные:
-искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,
-формирование информационной компетенции работы с текстом.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа, взаимопроверка, самопроверка.
Тип урока - открытие новых знаний
Оборудование урока: ИКТ, карточки
Ход урока.
Организация класса.
Повторение
- Поработаем с предложением, записанным на доске. Выполним пунктуационный разбор, подчеркнём грамм.основу.
Луна только что выбралась из-за бугра и освещала две маленькие, тонкие, низкие тучки.
+ выписать словосочетания, определить тип связи
+ карточки
Актуализация опорных знаний
Ребята, мы продолжаем путешествие по разделу «Синтаксис. Пунктуация простого предложения», а также «Простое осложненное предложение».
-Вспомним, чем может быть осложнено простое предложение?
- Поработаем с предложением, записанным на доске. Объясните знаки препинания
II. Определение темы, цели урока.
Попробуем определить тему урока, прослушав грамматическую сказку. Переведите её на язык науки.
Из жизни Обособленных членов предложения
Живут в государстве Синтаксис необычные единицы предложения – Обособленные. Они не похожи ни на Главные, ни на Второстепенные члены, хотя и находятся с последними в прямом родстве. Родство это обязывает их отвечать на те же вопросы, иметь то же имя, что и у Дополнений, Определений и Обстоятельств. Но в остальном… Эти Обособленные такие гордые, такие себялюбивые, такие самостоятельные! Окружат себя Запятыми, как забором, словно не хотят ни с кем знаться. Иногда заставляют на себя работать Зависимые слова, иногда связывают между собой с помощью Союзов. А уж как интонация служит! Попробуй произнеси из без должного уважения, сразу пунктуационных ошибок нахватаешься. В Пунктуационном своде законов им посвящено не одно правило, не два, а не меньше пятнадцати! Уж очень они значимы, очень нужны всем. Посмотришь на них и сразу понимаешь: важные птицы.
ВЫВОДЫ:
Выделяется Запятыми, тире
Роль в предложении- Второстепенные члены предложения
Обозначают признаки, качества, свойства. признак предмета, признака или действия предмет
Вопросы прилагательных, обстоятельств, дополнений
Выражено-Одиночными или распространенными прилагательными причастными и деепричастными оборотами или одиночными деепричастиями, существительными с предлогами (уточняющие), именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями
Итак, тему определили и записали. А какую цель мы поставим перед собой?
4. Объяснение нового материала.
Ребята, вспомните, что такое обособление?
(Выделение по смыслу членов предложения. В речи интонационно, а на письме – знаками препинаниями).
-С какими обособлениями вы знакомы? (Обособляются причастные обороты, если стоят после определяемого слова, деепричастия и деепричастные обороты, сравнительные обороты).
Обратимся к словарю.
Обособить – определить особо, выделить, выгородить, исключить из общего.
В. Даль
Обособление – интонационное и смысловое выделение в составе простого предложения словоформы или группы словоформ.
Краткий справочник по современному русскому языку.
Ребята, термин «обособленные члены предложения» ввел в науку известный ученый-лингвист Плешковский. В своей книге «Русский синтаксис в научном освещении», изданной ещё в 1914 году, отметил, что основным условием обособления является интонация.
Обособленными могут быть только второстепенные члены предложения.
5. Работа с учебником.
Чтение параграфа 47, разбор предложений.
Наконец выплыл тусклый и красный месяц.
Наконец выплыл месяц,/тусклый и красный.
Задание. В каком из предложений определения только характеризуют месяц? А в каком предложении определения имеют большую смысловую нагрузку? Во втором. С помощью каких языковых средств выражены эти определения?
6. Закрепление
1. Работа с текстом
Задания. Спишите текст, разделяя запятыми однородные члены и выделяя запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Подчеркните эти обороты как члены предложения.
Настоящий любитель природы замечает малейшие изм…нения происходящие в лесу весной летом осенью.
Равн…душный к природе шагает по лесной дороге ни на что (не) обращая внимания. Любитель природы обязательно замет…т тонкий голубоватый туман висящий над дорогой и над полянами заметит капельки росы на траве и кустах многообразие красок утре(н, нн) ей и вечерней зорь и многое из того, чего (не) увидят равн…душные к природе. И запахи осе(н, нн) его леса почувствует человек, близкий к природе.
(По А. Перегудову).
-Что такое обособление?
-С помощью каких языковых средств обособляются члены предложения?
2.Задание. Из двух предложений постройте одно с обособленным членом.
На вершине гор лежали густые облака. Они не позволят различать верхние их очертания.
На вершине гор лежали густые облака, /не позволяющие различать верхние их очертания/.
Свежий ветер подгонял лодку рыбака. Дующий ветер подгонял лодку. Свежий ветер,/дувший с моря/, подгонял лодку.
7. Подведение итогов. Рефлексия
- Какие члены предложения называются обособленными?
-Как выделяются обособленные члены в речи и на письме?
-В каких случаях обособляются определения?
8. Домашнее задание