СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Предлог как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока содержит практические упражнения на этапе повторения и работе по теме

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Предлог как часть речи"»

Тема: Предлог как часть речи.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели: Определение роли предлога в предложении как служебной части речи.

Задачи:

- Формировать умения  определять роль предлога в предложении.

- Закреплять умения находить предлоги в тексте и характеризовать их.

- Развивать речевую компетентность по составлению связного текста.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать определение предлога как служебной части речи; значения,

выражаемые предлогами; синтаксическую роль предлога: способность функционировать

только внутри словосочетания; уметь группировать словосочетания по способам связи

слов в них; составлять словосочетания, используя в качестве средства связи слов

указанные предлоги; группировать словосочетания по значению предлога.

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их

пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,

выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных

задач.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение

к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как

явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Тип урока: комбинированный

Ожидаемый результат: учащиеся умеют распознавать предлоги среди слов других частей речи и использовать их для связи слов в предложении.

Оборудование, наглядность: проектор, презентация, раздаточный материал.

Ход урока

1.Организационный момент.


2.Повторение

1.Составьте 4 словосочетания со словом УЧИТЬСЯ-индив.


2. Словарная работа. Записать, объяснить пословицы

(На)шла коса (на)камень.

(На)чужой роток не (на)кинешь платок.

Язык (до)Киева (до)ведёт.

Всякий человек (по)делам (по)знаётся.

(От)вежливых слов язык не (от)сохнет.

+карточки


3.Мотивационный момент урока.

- Сегодня на уроке речь пойдёт о словах одной части речи, значение которых точно определил лингвист Василий Алексеевич Богородицкий, назвав эти слова «словечками отношений».

Формулировка целей

- А что вы знаете о предлогах?

Сравните предложения и докажите, что в одном из них есть предлог.

Отец беспокоился насчёт моего здоровья. – На счёт банка поступили деньги.


4. Сообщение темы урока

- Значит,  тема урока – Предлог как часть речи. (Записываем число и тему урока)

 Предлог в качестве названия части речи встречался ещё в древнерусском языке. Как и в современном языке, он выражал зависимость одних слов (существительных, числительных, местоимений) от других слов в словосочетании и предложении.

В переводе с греческого слово предлог означает «перед словом». В русском языке около 200 предлогов.

Предлог – это служебная часть речи, которая по частоте употребления стоит после существительного, глагола и местоимения, т.е. на четвертом месте.



5. Изучение нового.

Работа с теоретическим материалом:

- Прочитайте теоретический материал о предлоге (чтение учеником).

-Что такое предлог?

-Какие отношения могут выражать предлоги?

-Значит прав был В.А.Богородицкий, назвав предлоги «словечками отношений».

-Что ещё узнали о предлоге?


6. Сообщение учащегося «Из истории телеграммы»:

Самая первая телеграфная станция в России начала действовать почти 160 лет назад с 1 октября 1852 года в здании Николаевского вокзала. Благодаря Борису  Семёновичу  Якоби, который разработал "пишущий телеграф", теперь телеграмму мог отправить любой человек, при этом доставка осуществлялась специальными почтальонами на бричках и велосипедах - все понимали, что это не письмо и передать информацию надо быстро. Стоимость отправки сообщения по городу составляла 15 копеек за факт отправки сообщения и сверх этого - по копейке за слово - по тем временам, тариф значительный  (средний заработок рабочего составлял 2 рубля). Если сообщение было междугородним, то применялась уже дополнительная тарификация. Сегодня стоимость одного слова в простой телеграмме составляет  2 рубля 40 копеек, а в срочной - 3 рубля 64 копейки. Если телеграмма оформлена на простом бланке, стоимость её составляет 20 рублей, на специальном бланке-открытке - 30 рублей. В пункты назначения, где отсутствует телеграф, срочная телеграмма не может быть отправлена.

 

Физкультминутка:


7.Закрепление изученного

- Сейчас я предлагаю применить знания на практике.

1.Найти в тексте все предлоги - устно

        Ночь приближалась к концу, когда мы подошли к изгороди парка. Перед нами раскинулись широкие, слегка заболоченные луга, а в отдалении блестела холодным синим огнём спокойная река. В воздухе ещё стояли прозрачные ленные нити, но небосклон нежно розовел и Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы света, лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника. Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к реке. Где-то со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно ступая по кочкам, мы подходили к берегу.

- - Каким общим признаком они объединены? (простые)

- Объясните орфограммы. (они подчёркнуты)


Задание2.

Найти в тексте все предлоги и выписать их со словами, к которым они относятся

        Весна сияла на небе, но лес ещё по-зимнему был засыпан снегом. Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? Конечно, не были: туда и войти не возможно. Теперь через дорожку в ту и другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать. Вот что случилось с деревьями: берёзка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и такой от этого вырос ком, что вершинка стала гнуться. В оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому. Вершина с тем огромным комом всё гнулась и, наконец, погрузилась в снег и примёрзла до самой весны. (По М. Пришвину)

3. Работа по учебнику. Стр. упр.


6. Подведем итог и выставление оценок.


7. Домашнее задание: 


8.Рефлексия: 

  1. Что я узнал на уроке?

  2. Чему я научился на уроке?

  3. Что мне ещё нужно узнать?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!