Тема: Предлог как часть речи.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели: Определение роли предлога в предложении как служебной части речи.
Задачи:
- Формировать умения определять роль предлога в предложении.
- Закреплять умения находить предлоги в тексте и характеризовать их.
- Развивать речевую компетентность по составлению связного текста.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать определение предлога как служебной части речи; значения,
выражаемые предлогами; синтаксическую роль предлога: способность функционировать
только внутри словосочетания; уметь группировать словосочетания по способам связи
слов в них; составлять словосочетания, используя в качестве средства связи слов
указанные предлоги; группировать словосочетания по значению предлога.
Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их
пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных
задач.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение
к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Тип урока: комбинированный
Ожидаемый результат: учащиеся умеют распознавать предлоги среди слов других частей речи и использовать их для связи слов в предложении.
Оборудование, наглядность: проектор, презентация, раздаточный материал.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Повторение
1.Составьте 4 словосочетания со словом УЧИТЬСЯ-индив.
2. Словарная работа. Записать, объяснить пословицы
(На)шла коса (на)камень.
(На)чужой роток не (на)кинешь платок.
Язык (до)Киева (до)ведёт.
Всякий человек (по)делам (по)знаётся.
(От)вежливых слов язык не (от)сохнет.
+карточки
3.Мотивационный момент урока.
- Сегодня на уроке речь пойдёт о словах одной части речи, значение которых точно определил лингвист Василий Алексеевич Богородицкий, назвав эти слова «словечками отношений».
Формулировка целей
- А что вы знаете о предлогах?
Сравните предложения и докажите, что в одном из них есть предлог.
Отец беспокоился насчёт моего здоровья. – На счёт банка поступили деньги.
4. Сообщение темы урока
- Значит, тема урока – Предлог как часть речи. (Записываем число и тему урока)
Предлог в качестве названия части речи встречался ещё в древнерусском языке. Как и в современном языке, он выражал зависимость одних слов (существительных, числительных, местоимений) от других слов в словосочетании и предложении.
В переводе с греческого слово предлог означает «перед словом». В русском языке около 200 предлогов.
Предлог – это служебная часть речи, которая по частоте употребления стоит после существительного, глагола и местоимения, т.е. на четвертом месте.
5. Изучение нового.
Работа с теоретическим материалом:
- Прочитайте теоретический материал о предлоге (чтение учеником).
-Что такое предлог?
-Какие отношения могут выражать предлоги?
-Значит прав был В.А.Богородицкий, назвав предлоги «словечками отношений».
-Что ещё узнали о предлоге?
6. Сообщение учащегося «Из истории телеграммы»:
Самая первая телеграфная станция в России начала действовать почти 160 лет назад с 1 октября 1852 года в здании Николаевского вокзала. Благодаря Борису Семёновичу Якоби, который разработал "пишущий телеграф", теперь телеграмму мог отправить любой человек, при этом доставка осуществлялась специальными почтальонами на бричках и велосипедах - все понимали, что это не письмо и передать информацию надо быстро. Стоимость отправки сообщения по городу составляла 15 копеек за факт отправки сообщения и сверх этого - по копейке за слово - по тем временам, тариф значительный (средний заработок рабочего составлял 2 рубля). Если сообщение было междугородним, то применялась уже дополнительная тарификация. Сегодня стоимость одного слова в простой телеграмме составляет 2 рубля 40 копеек, а в срочной - 3 рубля 64 копейки. Если телеграмма оформлена на простом бланке, стоимость её составляет 20 рублей, на специальном бланке-открытке - 30 рублей. В пункты назначения, где отсутствует телеграф, срочная телеграмма не может быть отправлена.
Физкультминутка:
7.Закрепление изученного
- Сейчас я предлагаю применить знания на практике.
1.Найти в тексте все предлоги - устно
Ночь приближалась к концу, когда мы подошли к изгороди парка. Перед нами раскинулись широкие, слегка заболоченные луга, а в отдалении блестела холодным синим огнём спокойная река. В воздухе ещё стояли прозрачные ленные нити, но небосклон нежно розовел и Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы света, лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника. Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к реке. Где-то со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно ступая по кочкам, мы подходили к берегу.
- - Каким общим признаком они объединены? (простые)
- Объясните орфограммы. (они подчёркнуты)
Задание2.
Найти в тексте все предлоги и выписать их со словами, к которым они относятся
Весна сияла на небе, но лес ещё по-зимнему был засыпан снегом. Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? Конечно, не были: туда и войти не возможно. Теперь через дорожку в ту и другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать. Вот что случилось с деревьями: берёзка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и такой от этого вырос ком, что вершинка стала гнуться. В оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому. Вершина с тем огромным комом всё гнулась и, наконец, погрузилась в снег и примёрзла до самой весны. (По М. Пришвину)
3. Работа по учебнику. Стр. упр.
6. Подведем итог и выставление оценок.
7. Домашнее задание:
8.Рефлексия:
Что я узнал на уроке?
Чему я научился на уроке?
Что мне ещё нужно узнать?