III.Постановка учебной задачи Словесный: диалог | 5 мин. | - Можно ли сказать, что Борис Заходер - фантазёр? Почему? - А что такое фантазия? - По Толковому словарю Ожегова. «Фантазия - способность к творческому воображению; нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное; причуда». - Именно благодаря фантазии человек способен творить. - Откройте учебники на странице 143. Прочитайте, как называется раздел, который мы начнём сегодня изучать. -Как вы думаете, если раздел Страна Фантазия, как будут называться произведения? -Мы будем читать фантастические произведения, ещё говорят- фантастику. - Так какая же тема нашего урока? Учитель показывает книгу Е.С. Велтисов «Приключения Электроника». - Какую цель на урок мы можем поставить? | Ответы детей - Способность что-то придумывать, воображать, чего раньше не существовало: животных, роботов, машины, явления в природе… - Страна Фантазия - фантастически |
IV.Открытие нового знания Словесный: беседа. Наглядный: презентация, учебник, видеофрагмент. | 8 мин. | - Евгений Серафимович Велтистов родился 21 июля 1934 года в Москве. Шла война. Великая война. Во второй год великой войны он пришёл в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей ещё меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда его спросили, кем ты станешь, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать всё. Потом он передумал. Решил стать журналистом. Это было твёрдое решение. Окончил факультет журналистики. Стал работать – в газетах, потом- редактором отдела в популярном журнале «Огонёк». Ведал фельетонами и всякой всячиной, что печаталось на последних страницах. Велтистов был человек немногословный. Настырный. Копил впечатления. Е.С Велтистов оставил нам много хороших книг. За сценарий трёхсерийного фильма «Приключения электроника» он получил в 1982 году государственную премию. Этот фильм и сегодня показывают по телевидению в каникулы. Умер Е.С.Велтистов в 1989 году. -Что интересного узнали? | Слушают учителя |
V.Первичное закрепление во внешней речи Словесный: беседа. Наглядный: учебник, учебная презентация. | 5 мин. | Словарная работа. - Прежде чем читать отрывок, давайте разберём слова, которые могут вызвать у вас затруднение. – Прочитайте слова на доске выделяя ударение, объясните значения слов. -
Конгре'сс-это собрание учёных. -
Киберне'тика – наука об автоматических системах управления; одно из направлений кибернетики – создание роботов. -
Киберне'тики - ученые, которые изучают, конструируют электронные, вычислительные и другие машины. -
Футля'р- вместилище для хранения чего –либо -
Контраба'с- это самый большой по размеру струнный музыкальный инструмент. похожий на скрипку и виолончель Слайд -
Генера'тор – это устройство предназначенное для производства какого либо вещества. -
Кибернети'ческий мальчик – мальчик – робот. -
Нейло'н- похожее на шёлк синтетическая ткань. - Будем читать отрывок по частям и обозначать, возьмите простой карандаш. а) Чтение и анализ первой части. (1-ая часть до слов:И директор удалился.) - Мы прочитали первую часть. Давайте выясним в парах, что мы узнали. -Задайте вопросы друг другу по содержанию этой части. (1 минута на обсуждение-работа в парах). -Предположите, что произойдёт дальше? б) Чтение и анализ второй части. (2-ая часть до слов: Да, он много лет не был в этом городе?) - Совпало наше предположение? - Что мы увидели, читая эту часть? -Найдите и прочитайте выразительно те моменты, где автор описываеткрасоту города. - Что в городе кажется необычными, фантастическими? -Предположите, что произойдёт дальше? в) Чтение и анализ третьей части. (3-я часть до слов: Предупреждаю, вас ждёт сюрприз!) -Совпало наше предположение? -Какие вопросы можно задать по этой части. (1 минута на обсуждение-работа в парах) - Предположите, что произойдёт дальше? г)Чтение и анализ четвёртой части. - Правильно ли мы предположили содержание? - Кто был в чемодане? - Какой был Электроник? -Что хотел сделать профессор, подключив Электроника к сети? -Он в чём- то ошибся? -Прочитайте вопрос №3 в учебнике. А кого называем жестоким человеком? По словарю Ожегова жестокий человек - крайне суровый, безжалостный, беспощадный. - Почему Электроник сбежал от профессора? | Читают с доски слова, выделяют ударение и объясняют значения слов -Кто приехал на конгресс? -Что привёз профессор с собой? -Каким он нам показался? Предположения детей красивый город Воздушное такси - маленький вертолёт, прозрачные раздвижные купола на крышах зданий. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: беседа. Наглядный: учебная презентация. | 7 мин. | Работа в группах. -Что в Электронике вы заметили от робота, а что от человека? Вы выполните задание в группах по карточке. Подчеркните слова, которые соответствуют обычному мальчику? -
курносый нос -
длинные ресницы -
вихор на макушке -
электрическая вилка -
синяя курточка -
рубашка -
летние брюки -
речь -
побег -Что осталось не подчёркнутым? -Электроник – человек? -Как вы думаете, удастся Электронику быть человеком до конца? Что это значит быть человеком? – Что делает повесть Е. Велтистова фантастической? | Выполняют работу в группах Электрическая вилка Ответы детей Уметь думать, сопереживать другим, уметь дружить, любить, чувствовать Предположения детей |
VII.Включение в систему знаний Словесный: беседа. | 8 мин. | – В какое время, по-вашему, могли бы происходить такие события? - Понравился ли вам отрывок 1 главы? А что произошло дальше, вы можете узнать, прочитав эту повесть, сходите в библиотеку. - А ещё можно посмотреть художественный фильм. - Продолжим работу. Проверим, насколько вы внимательны. У вас на партах есть тест, работаем группой. Тест. 1. Кто приехал к гостинице«Дубки» с большим чемоданом? а)Алиса б) Карлсон в) Громов 2. Откуда приехал почетный гость конгресса кибернетиков? а) из Кудымкара б) из Москвы в) из Синегорска 3. Какой багаж был у профессора? а) чемодан б) дипломат в) коробка с книгами 4. Что находилось в чемодане? а)Электроник б)книга в) кукла 5. Кто такой Электроник? а) ученик 4 класса б)кибернетический мальчик в) сын профессора Громова 6. Что случилось с Электроником в гостинице? а) заболел б) был наказан за непослушание в) сбежал | Ответы детей -
1. Кто приехал к гостинице «Дубки» с большим чемоданом? а)Алиса б) Карлсон в) Громов 2. Откуда приехал почетный гость конгресса кибернетиков? а) из Кудымкара б) из Москвы в) из Синегорска 3. Какой багаж был у профессора? а) чемодан б) дипломат в) коробка с книгами 4. Что находилось в чемодане? а)Электроник б)книга в) кукла 5. Кто такой Электроник? а) ученик 4 класса б)кибернетический мальчик в) сын профессора Громова 6. Что случилось с Электроником в гостинице? а) заболел б) был наказан за непослушание в) сбежал |
VIII.Рефлексия деятельности Словесный: беседа. | 3 мин. | - Назовите тему урока. - Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы её? Довольны ли вы своей работой? - А сейчас посмотрите на парты. У вас лежа есть маленькие роботы. Закрасьте у своего робота большие круги на туловище. -
Зелёным - на уроке мне было комфортно, всё понравилось. -
Красным- были затруднения, у меня не все получилось. Домашнее задание: -
Выберите сами: нарисовать кибернетического мальчика; прочитать текст, найти факты, подтверждающие, что повесть – научно- фантастическая. Урок окончен! | Е.С. Велтисов «Приключения Электроника» Познакомиться с произведением Е.С.Велтисова «Приключение Электроника» Ответы детей |