Конспект урока в 7 классе по теме «Млекопитающие: Приматы»
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся об отрядах млекопитающих, значении в природе, жизни человека. Продолжить формирование умения наблюдать, узнавать животных, сравнивать различные группы животных. Воспитание ответственного и бережного отношения к животным.
Задачи:
образовательные:
- обобщить и закрепить знания об отрядах млекопитающих
- познакомить с млекопитающими Красной книги Югры;
- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения занимательного материала, создание проблемных ситуаций;
-развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;
-развивать способность к наблюдению и творческий потенциал учащихся.
воспитательные:
- формировать коммуникативные способности учащихся, культуру диалогового общения;
- воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия.
Тип урока: урок получения новых знаний, обобщения и систематизации знаний.
Ход урока
1. Организационный момент.
2.Обобщение знаний учащихся.
1. Фронтальный опрос: по названиям животных, определить к какому отряду млекопитающих они принадлежат.
1.- Летучая мышь (рукокрылые)
2.- Выхухоль (насекомоядные)
3.- Утконос (яйцекладущие)
4.- Крот (насекомоядные)
5.- Белый медведь (хищные)
6.- Рысь (хищные)
7.- Бобр (грызуны)
8.- Лиса (хищные)
9.- Лось (парнокопытные)
10.- Лошадь (непарнокопытные)
11.- Носорог (непарнокопытные)
12.- Кабан (парнокопытные)
2. Дифференцированный подход: индивидуальная работа по карточкам.
Карточка №1:
1. Что общего в способе перемещения у птиц и рукокрылых?
2. При срастании, каких органов образовался хобот у слонов? Какие функции он выполняет?
Ответ:
1. Птицы и рукокрылые летают.
2. Хобот у слонов образовался при срастании носа и верхней губы. Он выполняет функции: дыхание, перемещение грузов, пьют воду, достают с деревьев плоды для питания.
Карточка №2:
1. В чем отличие в образовании копыта у непарнокопытных от парнокопытных?
2. Почему мы редко встречаем в природе рукокрылых, хотя они достаточно широко распространены?
Ответ:
1. Парнокопытные – на конечностях развиты третий и четвертый палец, окончания, которых покрыты толстым роговым копытом, второй и пятый пальцы недоразвиты, а первый – редуцирован. У непарнокопытных – копыта образовались за счёт мощного развития среднего пальца в сравнении с остальными.
2. Потому что рукокрылые ведут скрытный ночной образ жизни.
Карточка №3:
1. Почему у грызунов всегда острые зубы?
2. Что такое китовый ус?
Ответ:
1. Внутренний слой резцов, лишённый эмали, быстро стирается. Поэтому зубы сами затачиваются и всегда острые.
2. Китовый ус – это своеобразный цедильный аппарат у китообразных.
Карточка №4:
1. Предположите, к каким последствиям в жизни ластоногих и китообразных может привести значительное загрязнение морей и океанов?
2. Какие признаки являются общими для всех представителей отряда Хищные?
Ответ:
1. Будет угнетаться их жизнедеятельность, так как ластоногие кормятся в морях и океанах, а китообразные ведут водный образ жизни. Большая часть особей может погибнуть.
2. Для представителе отряда Хищные характерно: стройное тело, мощные подвижные и способные к быстрому бегу конечности, небольшая голова, мускулистая шея, мощные длинные клыки, хищные зубы, в основном плотоядные.
3. Фронтальное тестирование:
1. В зависимости от особенностей размножения и развития млекопитающие делятся на три группы, какие это группы? - яйцекладущие, сумчатые, плацентарные.
2. Из перечисленных животных выберите тех, которые относятся к отряду Однопроходных: кенгуру, крот, ехидна, утконос, коала.
3. Млекопитающие, населяющие сушу, моря, пресные водоемы при помощи каких органов дышат? - легких.
4. Где расположены конечности млекопитающих, в отличие от пресмыкающихся? - под туловищем.
5. Какие приспособления имеют морские звери для жизни в воде? -конечности в виде ласт.
4. Зоовикторина «Млекопитающие»
1. Как называется наука, изучающая животных? (зоология)
2. Кого называют царем зверей? (лев)
3. Какое млекопитающее является самым большим на планете Земля? (синий кит)
4. Что делает ёж, когда ему грозит опасность? (сворачивается в клубок)
5. Чем дышат киты? (легкие)
6. Какой из млекопитающих хищников является самым крупным? (белый медведь)
7. Назови самое быстроногое млекопитающее. (гепард)
8. Что помогает киту сохранять тепло? (толстый слой жира)
9. Для чего белому медведю служит его окраска? (делает его незаметным)
10. Зачем верблюду горб? (запас жира)
11. Как долго кит может пробыть под водой? (1,5 часа)
12. Для чего служит сумка сумчатым животным? (ношение детенышей)
13. Назови типичные места обитания ондатры. (у водоемов)
14. Чем питается коала? (молодые листья эвкалипта)
15. Какое млекопитающее откладывает яйца? (утконос и ехидна)
16. Как называют места, где отдыхают тюлени? (лежбища)
17. Какие животные стали первыми космонавтами Земли? (собаки)
18. Кого называют ирбисом? (снежный барс)
19. Какого животного называют инженером- гидростроителем? (бобр)
20. Какое млекопитающее может летать? (летучая мышь)
21. У себя на родине это животное называют «пожирателем бамбука». Кто это? (панда)
22. Назовите самого крупного грызуна. (водосвинка)
23. Каких животных называют санитарами леса? (волк)
24. Как называется жилище бобров? (хатка)
25. Какие млекопитающие животные впадают в спячку? (медведи, барсуки, суслики)
26. Как летучие мыши ориентируются в темноте? (эхолокация)
27. Где леопарды хранят свою добычу? (на деревьях)
28. Какие млекопитающие на зиму меняют окраску? (заяц - беляк, ласка, горностай)
29. Назовите самого маленького хищника. (ласка)
5. Индивидуальные ответы учащихся: Основная характеристика и значение парнокопытных и непарнокопытных в природе и жизни человека?
6. Физкультминутка.
7. Самостоятельная работа учащихся в парах: Из слов, в которых перепутаны буквы, составить названия зверей. Заполнить таблицу.
«Перепутанные буквы»
1. натуноград - орангутанг
2. ктукшнича - тушканчик
3. гебетом - бегемот
4. фьнилде - дельфин
5. юдрблев - верблюд
6. кслсуи - суслик
7. аорнтад - ондатра
8. рбеза - зебра
9. натаолип - антилопа
10. даеолпр – леопард
Отряд | Представители |
Однопроходные | Утконос, ехидна, проехидна |
Сумчатые | Кенгуру, коала, опоссум |
Рукокрылые | Крыланы, летучие мыши |
Насекомоядные | Ёж, крот, выхухоль, землеройки |
Грызуны | Бобр, белка, мыши, суслик, нутрия |
Зайцеобразные | Зайцы, кролики, пищухи |
Китообразные | Кит, кашалот, дельфины |
Ластоногие | Морж, тюлень, морские котики |
Хищные | Собачьи, кошачьи, медведи |
Парнокопытные | Свиньи, бегемоты, лось, корова, овцы, козы |
Непарнокопытные | Лошади, носороги, зебры |
8. Объяснение новой темы: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с самыми последними и вместе с тем с самыми первыми представителями млекопитающих:
Длиннорукий зверь смешной,
Цепкий хвост торчит трубой,
Непоседа, шалунишка,
И порой, игрива слишком,
Ей по нраву те лишь страны,
Джунгли где, и где лианы.
Любит вкусные бананы,
Озорница – обезьяна
Приматы – это древесные млекопитающие, для которых характерны пятипалые хватательные конечности. Известно более 200 видов приматов - от карликовой игрунки длиной около 10 см до массивных горилл длиной до 180 см и массой более 250 кг, от пушистых лемуров до человека.
"Приматы" означает "первые" к ним относят наиболее высокоорганизованных животных - обезьян. Приматы — обитатели тропиков: большинство из них живет в густых лесных зарослях, при лазании цепляются острыми когтями - они обхватывают ветку длинными, хорошо развитыми пальцами. На передних и задних конечностях приматов большой палец может противопоставляться остальным, как у человека. Это позволяет им прочно удерживаться на ветвях, брать пальцами самые мелкие предметы. Вместо когтей на пальцах обезьян развиты плоские ногти. Конечности очень подвижны. Они служат не только для передвижения - ими животные хватают пищу, чистят и расчёсывают волосы на любых частях тела. У обезьян прекрасный слух и острое бинокулярное зрение. Они хорошо различают форму и цвет, уже издали они обнаруживают зрелые плоды, съедобных насекомых. Питаются они как растительной, так и животной пищей, но предпочитают все же сочные плоды. Детеныш у приматов рождается зрячим, но неспособным к самостоятельному передвижению. Он крепко вцепляется в шерсть матери, которая носит его с собой, придерживая одной рукой. Обезьяны отличаются от других млекопитающих крупными размерами головного мозга, большие полушария которого имеют много извилин. Обоняние у них развито слабо. Главными органами осязания им служат пальцы, а также оголенные ладони и подошвы стопы. Обезьяны активны днем. Живут они стадами, во главе стада стоит сильный самец, а остальные самцы, самки и подрастающие детеныши занимают подчиненное положение и выполняют его требования, передаваемые при помощи звуковых сигналов и жестов.
Типичный представитель широконосых - паукообразная обезьяна, названная так за длинные цепкие конечности.
В Африке и тропической Азии обитают узконосые обезьяны. Хвост у таких обезьян, например у мартышек, при лазанье играет незначительную роль, а у отдельных видов укорочен или отсутствует. Павианы ведут не древесный, а наземный образ жизни, причем ходят на всех четырех конечностях. Человекообразные обезьяны - наиболее крупные и высокоразвитые из приматов. К ним относят африканскую гориллу, шимпанзе и орангутанга.
Человекообразные обезьяны часть времени проводят на деревьях, где находят себе пищу, а на ночь строят из сучьев гнезда. Они могут хорошо и быстро передвигаться на задних конечностях по земле, дополнительно опираясь тыльной стороной кисти. Тело животного при этом принимает полусогнутое положение. Хвост у этих обезьян отсутствует. Поведение человекообразных обезьян определяется высоким развитием их головного мозга. Они обладают прекрасной памятью и сообразительностью. Человекообразные обезьяны имеют те же группы крови, что у человека, болеют теми же инфекционными болезнями, например туберкулезом, гриппом. Вот почему человека относят к одному из семейств человекообразных обезьян отряда приматов класса млекопитающих.
8. Подведение итогов: д/з (обязательная и дополнительная части), выставление оценок.
1. повторить §31-35, подготовиться к контрольной работе по теме «Класс млекопитающие».
2.Значение млекопитающих:
В природе.
1. Участвуют в распространении семян, в естественном возобновлении растительности.
2. Участвуют в рыхлении почвы, в обогащении ее кислородом, органическими и минеральными веществами.
3. Растительноядные звери влияют на рост и развитие растений.
4. Служат кормом для многих животных.
5. Хищные звери регулируют численность других животных; поедая трупы, выполняют санитарную роль.
В жизни человека.
1. Рабочая сила, сторожа и помощники на охоте.
2. Дают продукты питания (мясо и молоко) и огромное количество производимых из них или с их помощью продуктов.
3. Материалы, из которых изготавливают одежду и обувь, предметы роскоши, атрибуты этноса (ковры, меха, украшения из костей)
4. Лечебные сыворотки, прививочная вакцина для борьбы со многими инфекционными заболеваниями изготавливают из крови млекопитающих.
5. Фармацевтическая промышленность широко использует различные фракции из организма животных для получения лекарств и общеукрепляющих препаратов (желчь, кровь)
6. Вдохновляют на создание шедевров (поэм, стихов, сказок, скульптур и др.)
7. Научное и эстетическое значение
8. Спорт
3. Опережающее задание: сообщения учащихся о млекопитающих, занесенных в Красную книгу.
Карточка №1 _______________________________________ 1. Что общего в способе перемещения у птиц и рукокрылых? 2. При срастании, каких органов образовался хобот у слонов? Какие функции он выполняет? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Карточка №2 _______________________________________ 1. В чем отличие в образовании копыта у непарнокопытных от парнокопытных? 2. Почему мы редко встречаем в природе рукокрылых, хотя они достаточно широко распространены? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Карточка № 3 ______________________________________ 1. Почему у грызунов всегда острые зубы? 2. Что такое китовый ус? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Карточка № 4 ________________________________________ 1. Предположите, к каким последствиям в жизни ластоногих и китообразных может привести значительное загрязнение морей и океанов? 2. Какие признаки являются общими для всех представителей отряда Хищные? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
«Перепутанные буквы»
Из слов, в которых перепутаны буквы, составьте названия зверей:
1. натуноград - _______________________
2. ктукшнича - _______________________
3. гебетом - _________________________
4. фьнилде - _________________________
5. юдрблев - _________________________
6. кслсуи - __________________________
7. аорнтад - _________________________
8. рбеза - ___________________________
9. натаолип - ________________________
10. даеолпр - ________________________
Заполнить таблицу.
Отряды | Представители |
Однопроходные | |
Сумчатые | |
Рукокрылые | |
Насекомоядные | |
Грызуны | |
Зайцеобразные | |
Китообразные | |
Ластоногие | |
Хищные | |
Парнокопытные | |
Непарнокопытные | |
«Перепутанные буквы»
Из слов, в которых перепутаны буквы, составьте названия зверей:
1. натуноград - _______________________
2. ктукшнича - _______________________
3. гебетом - _________________________
4. фьнилде - _________________________
5. юдрблев - _________________________
6. кслсуи - __________________________
7. аорнтад - _________________________
8. рбеза - ___________________________
9. натаолип - ________________________
10. даеолпр - ________________________
Заполнить таблицу.
Отряды | Представители |
Однопроходные | |
Сумчатые | |
Рукокрылые | |
Насекомоядные | |
Грызуны | |
Зайцеобразные | |
Китообразные | |
Ластоногие | |
Хищные | |
Парнокопытные | |
Непарнокопытные | |