Конспект урока природоведение 5 класс Рахматулиной А.И. Дата:
Тема: Свойства воды.
Цель: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды для человека
Задачи: - через практическую деятельность обобщить и систематизировать знания обучающихся о свойствах воды: несохранение формы, сохранение объема, текучесть, бесцветность, прозрачность, не имеет вкуса и запаха, вода – растворитель.
- развивать познавательный интерес к предмету, развивать навыки экспериментального исследования свойств воды;
- корригировать логическое мышление посредством установления причинно- следственных связей;
- воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование: презентация, материал для проведения опытов (стаканы, чашка, бутылочка ложка)
Ход урока
1.Организационный момент
2. Повторение
- Что мы изучаем на уроке природоведение? (природу)
- Какая бывает природа? Живая – неживая
Что относится к неживой (живой) природе? - Какие объекты неживой природы мы изучали? О чем говорили на прошлом уроке? Правильно о воде.
- Где в природе находится вода? - Для чего нужна вода живым организмам?
- Какие водоемы на земле самые большие? - Каково значение воды для жизни растений и животных? Где человек использует воду?
3. Изучение новой темы
Сообщение темы и цели урока
Ребята, вы правильно отметили, что вода необходима человеку и всему живому на Земле. Вода – это жизнь. Воду нужно беречь.
Сегодня мы продолжаем изучение темы: Вода. Тема урока: Свойства воды.
На уроке мы с помощью опытов узнаем, какими свойствами обладает вода.
Запись в тетради даты и темы урока.
Опытно – практическая работа
Вода – это прозрачная жидкость. Для того чтобы узнать о свойствах воды, проведем несколько опытов.
1).Нальем в тарелку немного воды, теперь наклоним ее. Что произошло с водой? Вода стекла с тарелки. Значит вода – текуча. Запишем первое свойство воды.
Вода – текучая.
2). Нальем воду в стакан. Какую форму приняла вода? Правильно форму стакана. Теперь перельем воду из стакана в чашку, какую форму приняла вода? – форму чашки. А если воду перелить в вазу, какую форму примет вода? Какой вывод можно сделать? Постоянной формы у воды нет.
Вода, как и любая другая жидкость, текуча. Вода течет в сторону любого понижения под действием силы тяжести. Течение воды – большая сила (рисунки). Люди воспользовались ею, построив водяное колесо. Вода вращает колесо, а колесо вращает жернова, которые перетирают зерно в муку. Так устроена водяная мельница. Похожее устройство имеет современная гидроэлектростанция. В ней водяные колеса – турбины вращают специальные машины, вырабатывающие электрический ток.Инженеры изобрели машины, использующие свойства воды. Вода стала служить человеку.
Вода – не имеет своей формы.
Основное свойство воды: непостоянство ее формы и текучесть. Непостоянство формы означает, что вода, заполняя какой либо сосуд приобретает его форму, а текучесть – это значит, что вода, как любая жидкость, может течь по наклонной плоскости или выливаться при наклоне сосуда.
Физминутка
3). Давайте проверим, имеет ли вода запах.
Вода – не имеет запаха.
4).Попробуйте воду на вкус. Вода какая – Без вкуса.
Вода – не имеет не вкуса.
5). Опустим в стакан с водой – ложку. В стакане с водой ложка видна. Значит вода какая?
Вода – прозрачная.
6). Возьмем два стакана с чистой водой. Опустим в один стакан кусок сахара, в другой ложечку сахара. Перемешаем. Что произошло с солью и сахаром? Они – растворились.
Теперь попробуем растворить в воде речной песок (мел). Они растворились?
Какой сделаем вывод?
Вода – может растворять некоторые вещества.
4. Закрепление
1). Прочитайте записи в тетради.
2)Посмотрите на таблицу и объясните, какое свойство воды изображено на картинке
3) Беседа по вопросам
-назовите свойства воды; - Чем отличается сок отводы? Что у них общего?
- почему в аквариуме видны рыбки?
- где человек использует свойство воды – растворять некоторые вещества?
5. Итог урока
О каких свойствах воды вы узнали из опытов? Свойства воды: без запаха, без вкуса, бесцветна, непостоянство формы и текучесть, вода - растворитель
Где мы можем использовать свои знания о свойствах воды?
6. Домашнее задание стр. 86 – 87.
7. Оценки
3