Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 с.Хушенга
Хилокского района Забайкальского края
Муниципальный конкурс
«Мой лучший урок/занятие»
Урок русского языка
9 класс
Публицистический стиль речи
Разработчик : учитель русского языка и литературы
Изнаирова Надежда Витальевна
2021 г.
Класс: 9, предмет: Русский язык
Тема: Публицистический стиль речи.
Тип урока: Открытие новых знаний с элементами повторения.
Авторы УМК: Учебник для общеобразовательных учреждений 9 класс: Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссаров, Е.С.Баранова/ 2016 год.
Цели урока:
1.Обобщить и углубить знания о публицистическом стиле речи и его жанрах.
2.Развивать речевые умения, в том числе умение определять жанровую разновидность текстов публицистического стиля.
3.Совершенствовать умение работать с ЦОР.
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
Личностные: развитие технических, творческих, интеллектуальных способностей, расширение словарного запаса.
Метапредметные: совершенствование умения работать с текстами разных стилей, применение ЦОР в обучении, умение работать с Googl формами.
Предметные: Обобщить и углубить знания о публицистическом стиле речи и его жанрах.
Оборудование: Мобильный класс ( на компьютерах документ с ссылками и заданиями для детей).
Электронные цифровые образовательные ресурсы: для детей: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/%D0%A7%D0%A2_9_2020_%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf
Для учителя: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/%D0%A7%D0%A2_9_2020_%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%B8%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf
Ход урока
Оргмомент
Разминка. Читательская грамотность. (Задание 1 приложение)
Цель: формирование ЧГ, умение работать с ссылками и ЦОР.
Работа в парах (задание на формирование ФГ) http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/%D0%A7%D0%A2_9_2020_%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf
Дети открывают задание. Работают с текстом на стр 2,3, выполняют задания 1-4.(на уроке используется «Мобильный класс», Vi-Fi)
Обсуждение ответов (для учителя характеристика и система оценивания: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/%D0%A7%D0%A2_9_2020_%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%B8%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf
Введение в тему.
Учитель: Определите стиль речи текста, с которым вы сейчас работали.
Озвучьте тему урока: «Публицистический стиль речи»
Выход на цель урока: пролистайте страницы учебника 77-81, поставьте для себя цель (цели) на урок.
Цели урока: 1.Повторить особенности публицистического стиля речи.
2. Познакомиться с жанрами публицистического стиля.
4. Углубление знаний по теме
А) Повторение и систематизация материала
- дайте определение стиля речи;
- по каким признакам мы определяем функциональный стиль?
- перечислите стили книжной речи;
- назовите признаки публицистического стиля.
Б) Углубление знаний о публицистическом стиле и его жанрах.
- сравните названные вами признаки публицистического стиля с признаками, приведенными в упр.103 (работа в парах).
- какая информация является для вас новой?
- расположите указанные признаки в логической последовательности. Какой признак нужно расположить вначале? (цели и задачи)
- расскажите о публицистическом стиле на основе составленного плана.
5.Работа над жанровыми разновидностями газетной речи
Индивидуальное выполнение упр.104 (Задание 2, приложение)
- Прочитайте фрагменты из различных газетных публикаций.
- К какому жанру публицистики вы могли бы их отнести?
Ориентируйтесь при определении жанра на следующий план (приложение )
- Попробуйте сформулировать основные отличительные признаки этих жанров.
- Сравните свои выводы о жанровой специфике с определениями в рамке учебника на стр. 81
Физ. минутка
6. Словарная работа по материалам публикаций.
Работа в парах (мобильный класс). БРЕТЁР, ВЕХИ, КОРИФЕИ, ВИРАЖ, ДИСЛОКАЦИЯ. Составьте предложения с данными словами.
«Защита» фрагментов газетных публикаций из упр. 104
7. Подведение итогов урока. Тест (задание 3, приложение). Работа в Googl формы (таблица ответов представлена в формате Excel, удобно для анализа данных)
Назовите ключевые слова темы урока. (ответы детей)
Цели урока достигнуты? (ответы детей)
Оцените свою работу.
Домашнее задание: выучить определение жанров публицистического стиля стр.81
Подобрать по газетным публикациям фрагменты интервью,очерка.
Инд.задание: Прочитать рассказ А.И.Куприна «Анафема»
Задание 1: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/%D0%A7%D0%A2_9_2020_%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf
Задание 2. Упражнение 104.
Ориентируйтесь при определении жанра на следующий план:
1.Чему посвящена публикация?
2.Какие проблемы раскрываются в ней?
3.Каков характер информации: осведомительный, обзорный, оценочный, оперативный, описательный, призывный?
4.В какой форме представлено содержание: монологическая, диологическая речь?
5.Какой тип речи преобладает?
Задание 3. Тест : https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdjOSFTLpVpwE27UD9R2dZeYdSjCwk86TZPyhLtX68-JXe6UQ/viewform?usp=sf_link