СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Публицистический стиль речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока "Публицистический стиль речи".

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Публицистический стиль речи"»

Тема урока: «Публицистический стиль речи»

Цели урока:

1) ознакомить учащихся с понятием и особенностями публицистического стиля;

2) развивать способность рассуждать, ораторские навыки;

3) воспитывать любовь к культуре речи, слову, прививать нравственные ценности.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Вопросы учителя:

- Что мы понимаем под стилем речи?

(Стили речи – это разновидности языка, предназначенные для использования в какой-либо сфере общественной жизни: в повседневном общении, в деловых отношениях, в науке, художественной литературе или целях пропаганды каких-либо целей, идей и т.д.)

- Какие существуют стили речи?

- Назовите особенности художественного (научного, официально-делового, разговорного) стиля.


2. Работа над новым материалом.

- Что вы знаете о публицистическом стиле? Где он употребляется, с какой целью? (1 Выступления на митингах, собраниях, съездах,TV. 2. Статьи в газетах и журналах.//1. Воздействие на слушателя, читателя. 2. Передача общественно значимой информации. 3. Побуждение к определенным поступкам, действиям).

- Сформулируем определение публицистического стиля. (Публицистический стиль – это функциональный стиль, который широко используется в сфере общественных отношений: экономических, политических, культурных, спортивных и т.д., а также употребляется в агитационных выступлениях).

Особенности: ярко выраженная авторская позиция и индивидуальная манера высказывания.

3. Анализ текстов.

1. Человеческая речь отличается многообразием форм. Каждый, кто изучает иностранный язык, убеждается в этом на первом же занятии. Если в немецком языке прилагательное ставится перед существительным (roter ball – красный мяч), то во французском, как правило, следует за ним (ballon rouge – мяч красный). А в некоторых языках прилагательных нет вообще. Например, в языке хакальтек из семьи языков майя вместо прилагательных используются особые глаголы: там говорят не «конь белый», а «конь белеет».

В ирокезском языке кайюга глаголы в сочетании с дополнением используют даже для обозначения понятий, которые в европейских языках передаются существительными. Например, словосочетание «он мой отец» переводится на этот язык фразой, которая дословно означает «он отцовствует мне». Зато в языке индейцев навахо глаголу присущи грамматические формы, которые позволяют с доскональной точностью передавать свойства подлежащего. Скажем, глагол sela в точном переводе с языка навахо означает «я, длинный и тонкий, лежу на земле, растянувшись, как верёвка».

(Ю.Бошарт «Искусство говорить» // Журнал «Geo»,2010)


2. В современном мире понятие «тщеславие» всё менее воспринимается как негативное качество. В нынешнем употреблении оно может приобретать вполне положительное значение, особенно с оговоркой: здоровое тщеславие. Для многих художников, музыкантов, артистов, спортсменов, учёных оно представляется вполне нормальным движением души, которое заставляет их стремиться к всё большему совершенству на избранном поприще, причём принцип этот распространяется не только на творческие профессии. В любой сфере человеческой деятельности очень трудно представить себе карьерный рост человека, не имеющего тщеславных побуждений (как правило, «замаскированных» под амбиции, которые уж точно расцениваются как ценное качество работника).

Но почему же в христианстве тщеславие рассматривается как тяжёлый недуг человеческой души, который очень легко в себе развить и невероятно трудно вылечить? Ведь тщеславие, в сущности, всего лишь желание нравиться окружающим, предстать перед ними в лучшем свете. И если греховность убийства, воровства или супружеской измены очевидна даже для человека, далёкого от религии, то тщеславие сложнее воспринимать как нечто опасное и плохое. Правда, интуитивно нецерковные люди чувствуют, что не так уж оно и хорошо, что есть в нём какая-то двойственность и нравственная неопределённость. Безудержное желание славы может выглядеть в человеке очень несимпатично. И как обидчивы тщеславные люди, тоже, наверное, знает каждый, кто хотя бы однажды имел неосторожность уделить их талантам недостаточно внимания.

Так что же это такое – тщеславие?

В рассказе Чехова «Радость» коллежский регистратор Митенька Кулдаров восторженно сообщает родным, что о нём написали в газете и теперь его имя узнает вся Россия. Правда, речь в газетной заметке шла всего лишь о том, как он в нетрезвом состоянии попал под извозчичьи сани, предварительно получив оглоблей по лбу, но даже такая сомнительная популярность вызвала у молодого чиновника бурный восторг.

Может быть, это не самый типичный случай проявления тщеславия, однако здесь очень хорошо видна вся его несостоятельность: ведь человеку хвалиться в общем-то нечем. И дело не в комичности ситуации, описанной Чеховым. Как правило, люди тщеславятся более благовидными поступками и достижениями. Но всё же любой человек, сколь бы высокого ни был он о себе мнения, прекрасно знает, что есть в его жизни такие стороны, которые он ни за что на свете не осмелился бы вынести на публику. Недаром преподобный авва Исайя говорил: «Горе нам, что мы, исполненные всякой скверны, услаждаемся похвалами человеческими»…

(А.Ткаченко. Синдром Кулдарова. О грехе тщеславия и славе без греха// «Фома», №11, 2008)


3. Россияне предпочитают жертвовать на благие дела вещи и деньги, а не личное время. Такой вывод можно сделать из исследования авторитетной британской некоммерческой организации CAF. Его же подтверждает и практика: зачастую волонтёрские организации нуждаются в добровольцах больше, чем в материальных средствах.

Из числа опрошенных CAF россиян до сорока процентов жертвовали в прошлом году средства нуждающимся людям, 37% опрошенных жертвовали вещи. При этом лишь 21% помогли другим людям собственным трудом и лишь 11% приняли участие в работе волонтёрских организаций.

Те, кто присоединяется к движению добровольцев с желанием помогать людям, вскоре уходят, не выдержав постоянного соприкосновения со страданиями больных, с несовершенством и немощами человека. Одно дело собирать мусор, заботиться о животных, другое дело – оказывать помощь людям. Это намного сложнее, требует большей затраты душевных сил, участия, сострадания. Однако именно эта форма служения нужна сегодня больше других. Она делает людей лучше, и в целом – это очень важно для культуры нашего общества.

(Милосердие. ru)

Языковые средства публицистического стиля:

  1. Употребление торжественной лексики.

  2. Наличие общественно-политической лексики и лексики, которая обозначает понятия этики, морали, экономики, медицины, психологии, культуры, науки и т.д.

  3. Использование средств художественной выразительности:

    • эпитеты, метафоры, сравнения;

    • риторические вопросы и обращения;

    • лексические повторы;

    • фразеологизмы, пословицы, поговорки;

    • цитаты и литературные образы;

    • сатира и юмор.

- Какой тип речи чаще всего употребляется в публицистическом стиле? (рассуждение).

- Сформулируйте вывод о публицистическом стиле речи.

4. Итог урока.

5. Домашнее задание.

Выбрать отрывок текста публицистического стиля и проанализировать его.

3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!