СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока- путешествия по русскому языку УМК «Школа России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока- путешествия по русскому языку УМК «Школа России»»

Конспект урока- путешествия по русскому языку

УМК «Школа России»

3 класс, декабрь

Тема: Правописание суффиксов и приставок.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков (закрепление)

Цель урока: создать условия для формирования ранее полу­ченных знаний и умений по правописанию приставок и суффиксов, повторить изученные орфограммы.

Задачи урока:

- обучающая отрабатывать умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный глас­ный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе на письме;

- развивающая: развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас детей, способствовать развитию речи, памяти и мышления;

-воспитывающая: воспитывать интерес к предмету русского языка,

любовь к природе

- здоровьесберегающая:. обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Планируемые результаты:

Предметные: Понимать, как правильно обозначать буквой безударный глас­ный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе на письме. Объяснять написание пропущенных букв в значимых частях слова. Писать правильно слова на изученные орфограммы.

Метапредметные:

Регулятивные: определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, проводить анализ и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;  

Познавательные: находить языковые примеры для иллюстрации данных понятий, правил, применять разные способы фиксации информации  (словесный, схематичный)

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания;

Ход урока.

1.Организационный моментМотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: подготовить обучающихся к началу урока, создать позитивную установку, включение в деловой ритм;

Мне бы хотелось начать наш урок со слов Аркадия Гайдара из произведения «Чук и Гек»:

«Что такое счастье – это каждый понимает по-своему»

Что же такое счастье?

Нужно для счастья порою немного:
Шоферу – прямая дорога,
Летчику – ясное небо,
Прохожему – больше улыбок,
Учителю – меньше ошибок.

- А что для счастья нужно ученикам?

- Попробуем сегодня на уроке подарить кусочек счастья друг другу.

Я желаю, чтобы каждый из вас был сегодня успешен, счастлив на уроке.

Вспомним правила посадки, откроем свои тетради …(читает ученик)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

- Сегодня на уроке нам предстоит многое вспомнить и повторить, чтобы потом открыть для себя новые знания.

2. Актуализация знаний.

Цель этапа: актуализировать полученные знания и навыки обучающихся. Лексико-орфографическая работа.

Словарная работа.

Вспомним слова с непроверяемым написанием, как называются такие слова? (проверка пропущенных букв веером)

Сегодня у нас не просто урок, урок-путешествие по прекрасному времени года. А по какому, вы мне сейчас подскажете.

Какое сейчас время года? (зима)

Вспомните отрывок из стих-ия А. С. Пушкин:

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница … (Зима.)

З..ма, какое правило? Является ли это слово словарным? Будем мы его записывать?

Какие осадки бывают зимой? Снег, метель, вьюга, снегопад

А что это за слово снегопад? Правила?

У нас на уроке тоже снегопад, но не простой, а словарный. На каждой снежинке словарные слова: вставьте пропущенные буквы, обьясняем, пишем.

- Этот месяц год кончает, зиму начинает: д…кабрь
- Этот месяц году начало – зиме середина: …нварь
- Этот месяц очень капризен: и сильные морозы, и капель: ф…враль

- Понижение температуры воздуха ниже 0°С, обычно вечером и ночью (весной или осенью): зам..р...зок

- Свежий, только что выпавший снег: п..роша

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (мороз)

- Небольшая лесная серая певчая птичка с красной грудью у самцов: сн…гирь

И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лёд узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы – фигурные …(коньки)

- Декабрь, январь, февраль, заморозок, пороша, мороз, снегирь, коньки.

- Что общего в словах? Слова на зимн тему, состоят в основ из корня и нулевого окончания.

Каким, одним словом можно назвать все эти слова?

- Какие задания можно предложить своим одноклассникам с этими словами?

- подобрать родственное слово к месяцу, в котором мы сейчас живём(декабрь);

- составить предложения с одним из слов;

- определить количество букв, звуков в словах (январь- 6 б,6 зв, коньки- 6 б,5 зв);

- выбрать слова, в которых количество букв и звуков одинаково ( январь, заморозок, пороша, мороз);

- звуков меньше, чем букв –(декабрь,коньки)

- Найти лишнее слово, почему? В какой значимой части слова орфограмма? (заморозок)

-В каких частях слова могут быть орфограммы?

Орфограмма:

- в корне слова , подобрать провероч слово. -Как проверить написание слова с орфограммой в корне? (Подобрать проверочное слово.)

- в приставке, в суффиксе , запомнить или проверить по словарю

Самоопределение к деятельности

-Прочитайте слова:

Корень, суффикс, предлог, приставка, окончание, основа.(запись на доске)

-Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ. (Предлог — это часть речи, остальные — части слова.)

- Предположите, чему мы сегодня посвятим урок?

- Сформулируйте тему урока Правописание суффиксов и приставок

3. Работа по теме урока

- Эта тема для нас новая?

- Что вы знаете о приставке, суффиксе?

- Каким правилом нужно воспользоваться, чтобы правильно написать слово с приставкой или с суффиксом?

А теперь вернёмся к слову - заморозок

 - разбор по составу (заморозок);



4. Включение в систему знаний и повторение способов действий по теме.

Цель: организовать отдельные способы действий в целостную систему знаний.

- А теперь, давайте вспомним, как называются слова противоположные по смыслу?

Работа по учебнику упр. 254 (фронтально, устно)

Расшифруйте строчку из известной песни, заменив слова противоположными по смыслу. Что может помочь в выполнении этого задания?

- Большой берёзе жарко летом.

- Какие слова вы можете сразу заменить антонимами? Составьте предложение. Включить песню (отрывок)

-Мал…нькой ел..чке хол…дно з…мой.

-В какой значимой части слова пропущены буквы: в корне? В суффиксе? Объясните их написание (фронтально, устно – показ веером с гласными буквами)

Работа у доски. - Списать предложение, с комментированием, вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы. Это предложение? Докажите. А чем отличаются слова от предложения.

- Назовите слова с суффиксами. Суффиксы каких слов вызывают сомнения в написании?

- Как их проверить? Их надо запомнить.



5. Физминутка  - Зима приносит детям много забав. Какие зимние игры вы любите ? «Снежки»

Цель: смена деятельности обучающихся, восстановление хорошего физического самочувствия и позитивного настроения (здоровьесберегающий фактор).

(на партах у детей лежат по 2 листа бумаги.)

А сейчас мы с вами поиграем в снежки, из бумаги сделайте снежок хорошо его скомкаем , дети попадают в друг друга. Теперь погреем свои ручки, потрем их, потрем щечки и ушки. Наигрались и дальше работаем.

Цель: формирование оценочной деятельности, умение соотносить с образцом, закрепление алгоритма действий.

Самостоятельная работа Работа по картине (Игра в снежки)

-Составьте по картине простое распрастраненное предложение,

-Дайте ему характеристику, назовите глав члены предложения

-Назовите слова с приставк и суффиксами.

Составьте рассказ из нескольких предложений из данных слов:

наступила, пушистый, зима, ковёр, из снега, покрыл, ёлочки, землю, одеты, в, шубки, белые

Наступила зима. Пушистый ковёр из снега покрыл землю. Ёлочки одеты в белые шубки.

- Назовите слова с приставками, суффиксами (наступила, прист -на), (пушистый, суфф), ёлочки (суфф - очк), шубки (суфф -к)

- Какое предлож первое? Простое, нераспрос)

- Рассматр второе предлож, что автор сказал о ковре? (характеристика предложения, разбор по членам, назовите словосочет, части речи)

6. Наблюдение над смысловым значением суффиксов :

Закрепление знаний и способов действий по теме.

Цель: установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы материала, провести их коррекцию.

Работа в группах -1 ряд

( раздать каждой группе лист с изображением снеговика)

1.Образуйте слова с данными суффиксами

« Кто больше напишет слов»

-еньк- -очк- -ечк-(ласковое обращение)

-ищ- -ющ- -ущ- (значение увеличения)

оват- (неполнота качества)

Работа в паре - 2 ряд У каждой пары на столах карточки с заданиями:

Распредели слова на две группы

позвоню, втащу, вазочка, петушок, ножик, лётчик, горошек, надпись.

Слова с приставками Слова с суффиксами

позвоню лётчик

втащу горошек

надпись вазочка

петушок

ножик



3 ряд - Работа в группе. У каждой группы на столах карточки с заданиями:

Вставьте буквы и укажите в каких рядах слов пропущены одинаковые гласные буквы в приставках?

□ н…клеить, з…вязать, н…дписать;

□ п…завтракать, з…звенел, д…прыгнул;

□ пр…мыл, п…дсказал, п…качал;



Работа на доске

Вставь буквы и укажи, в каком ряду слов пропущены одинаковые гласные буквы в суффиксах?

□  огород…к, козл…к, ореш…к, нож…к;

снеж…к, круж…к, ящич…к, береж…к;

замоч…к, овраж…к, фартуч…к.



- Проверка, вспомним, в каких случаях пишется суффиксы -ек, -ик ?



Оценить свою работу в группе.



7. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: подведение итогов работы, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- С какими заданиями справились легко, что вызывало затруднение, над чем стоит ещё поработать.

- За что вы можете похвалить себя, своих товарищей?

- Что посоветуем тем ребятам у кого не всё на уроке получалось?

Мне было легко…
Я пока затрудняюсь…

Я понял, мне необходимо поработать над темой…

- Посмотрите, пожалуйста, на ёлочку, которую я для вас приготовила. Как вы думаете, чего не хватает новогодней елочке?

- Оцените свою работу на сегодняшнем уроке. Если вам все удалось, то выбирайте зелёный шарик - смайлик, а если у вас пока не всё получилось, допускаете ошибки – желтый, ну а если остались ещё неразрешимые проблемы, вам нужна помощь – красный (украшение ёлочки шариками-смайликами)

- Как вы считаете, смогли ли мы все вместе получить удовлетворение, своё счастье от нашего сегодняшнего урока?

8. Выставление оценок

9. Домашнее задание

Цель: информировать обучающихся о домашнем задании, провести инструктаж по его выполнению.

с. 130 упр. 254























Конспект урока- путешествия по русскому языку

УМК «Школа России»

3 класс, декабрь

Тема: Правописание суффиксов и приставок.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков (закрепление)

Цель урока: создать условия для формирования ранее полу­ченных знаний и умений по правописанию приставок и суффиксов, повторить изученные орфограммы.

Задачи урока:

- обучающая отрабатывать умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный глас­ный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе на письме;

- развивающая: развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас детей, способствовать развитию речи, памяти и мышления;

-воспитывающая: воспитывать интерес к предмету русского языка,

любовь к природе

- здоровьесберегающая:. обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Планируемые результаты:

Предметные: Понимать, как правильно обозначать буквой безударный глас­ный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе на письме. Объяснять написание пропущенных букв в значимых частях слова. Писать правильно слова на изученные орфограммы.

Метапредметные:

Регулятивные: определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, проводить анализ и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;  

Познавательные: находить языковые примеры для иллюстрации данных понятий, правил, применять разные способы фиксации информации  (словесный, схематичный)

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания;

Ход урока.

1.Организационный моментМотивация к учебной деятельности.

Мне бы хотелось начать наш урок со слов Аркадия Гайдара из произведения «Чук и Гек»:

«Что такое счастье – это каждый понимает по-своему»

Что же такое счастье?

Нужно для счастья порою немного:
Шоферу – прямая дорога,
Летчику – ясное небо,
Прохожему – больше улыбок,
Учителю – меньше ошибок.

- А что для счастья нужно ученикам?

- Попробуем сегодня на уроке подарить кусочек счастья друг другу.

Я желаю, чтобы каждый из вас был сегодня успешен, счастлив на уроке.

Вспомним правила посадки, откроем свои тетради …(читает ученик)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

- Сегодня на уроке нам предстоит многое вспомнить и повторить, чтобы потом открыть для себя новые знания.

2. Актуализация знаний.

Лексико-орфографическая работа. Словарная работа.

Вспомним слова с непроверяемым написанием, как называются такие слова? (проверка пропущенных букв веером)

Сегодня у нас не просто урок, урок-путешествие по прекрасному времени года. А по какому, вы мне сейчас подскажете.

Какое сейчас время года? (зима)

Вспомните отрывок из стих-ия А. С. Пушкин:

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница … (Зима.)

З..ма, какое правило? Является ли это слово словарным? Будем мы его записывать?

Какие осадки бывают зимой? Снег, метель, вьюга, снегопад

А что это за слово снегопад? Правила?

У нас на уроке тоже снегопад, но не простой, а словарный. На каждой снежинке словарные слова: вставьте пропущенные буквы, обьясняем, пишем.

- Этот месяц год кончает, зиму начинает: д…кабрь
- Этот месяц году начало – зиме середина: …нварь
- Этот месяц очень капризен: и сильные морозы, и капель: ф…враль

- Понижение температуры воздуха ниже 0°С, обычно вечером и ночью (весной или осенью): зам..р...зок

- Свежий, только что выпавший снег: п..роша

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (мороз)

- Небольшая лесная серая певчая птичка с красной грудью у самцов: сн…гирь

И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лёд узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы – фигурные …(коньки)

- Декабрь, январь, февраль, заморозок, пороша, мороз, снегирь, коньки.

- Что общего в словах? Слова на зимн тему, состоят в основ из корня и нулевого окончания.

Каким, одним словом можно назвать все эти слова?

- Какие задания можно предложить своим одноклассникам с этими словами?

- подобрать родственное слово к месяцу, в котором мы сейчас живём(декабрь);

- составить предложения с одним из слов;

- определить количество букв, звуков в словах (январь- 6 б,6 зв, коньки- 6 б,5 зв);

- выбрать слова, в которых количество букв и звуков одинаково ( январь, заморозок, пороша, мороз);

- звуков меньше, чем букв –(декабрь,коньки)

- Найти лишнее слово, почему? В какой значимой части слова орфограмма? (заморозок)

-В каких частях слова могут быть орфограммы?

Орфограмма:

- в корне слова , подобрать провероч слово. -Как проверить написание слова с орфограммой в корне? (Подобрать проверочное слово.)

- в приставке, в суффиксе , запомнить или проверить по словарю

Самоопределение к деятельности

-Прочитайте слова:

Корень, суффикс, предлог, приставка, окончание, основа.(запись на доске)

-Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ. (Предлог — это часть речи, остальные — части слова.)

- Предположите, чему мы сегодня посвятим урок?

- Сформулируйте тему урока Правописание суффиксов и приставок

3. Работа по теме урока

- Эта тема для нас новая?

- Что вы знаете о приставке, суффиксе?

- Каким правилом нужно воспользоваться, чтобы правильно написать слово с приставкой или с суффиксом?

А теперь вернёмся к слову - заморозок

 - разбор по составу (заморозок);



4. Включение в систему знаний и повторение способов действий по теме.

- А теперь, давайте вспомним, как называются слова противоположные по смыслу?

Работа по учебнику упр. 254 (фронтально, устно)

Расшифруйте строчку из известной песни, заменив слова противоположными по смыслу. Что может помочь в выполнении этого задания?

- Большой берёзе жарко летом.

- Какие слова вы можете сразу заменить антонимами? Составьте предложение. Включить песню (отрывок)

-Мал…нькой ел..чке хол…дно з…мой.

-В какой значимой части слова пропущены буквы: в корне? В суффиксе? Объясните их написание (фронтально, устно – показ веером с гласными буквами)

Работа у доски. - Списать предложение, с комментированием, вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы. Это предложение? Докажите. А чем отличаются слова от предложения.

- Назовите слова с суффиксами. Суффиксы каких слов вызывают сомнения в написании?

- Как их проверить? Их надо запомнить.



5. Физминутка  - Зима приносит детям много забав. Какие зимние игры вы любите ? «Снежки»

(на партах у детей лежат по 2 листа бумаги.)

А сейчас мы с вами поиграем в снежки, из бумаги сделайте снежок хорошо его скомкаем , дети попадают в друг друга. Теперь погреем свои ручки, потрем их, потрем щечки и ушки. Наигрались и дальше работаем.

Самостоятельная работа Работа по картине (Игра в снежки)

-Составьте по картине простое распрастраненное предложение,

-Дайте ему характеристику, назовите глав члены предложения

-Назовите слова с приставк и суффиксами.

Составьте рассказ из нескольких предложений из данных слов:

наступила, пушистый, зима, ковёр, из снега, покрыл, ёлочки, землю, одеты, в, шубки, белые

Наступила зима. Пушистый ковёр из снега покрыл землю. Ёлочки одеты в белые шубки.

- Назовите слова с приставками, суффиксами (наступила, прист -на), (пушистый, суфф), ёлочки (суфф - очк), шубки (суфф -к)

- Какое предлож первое? Простое, нераспрос)

- Рассматр второе предлож, что автор сказал о ковре? (характеристика предложения, разбор по членам, назовите словосочет, части речи)

6. Наблюдение над смысловым значением суффиксов :

Закрепление знаний и способов действий по теме.

Работа в группах -1 ряд

( раздать каждой группе лист с изображением снеговика)

1.Образуйте слова с данными суффиксами

« Кто больше напишет слов»

-еньк- -очк- -ечк-(ласковое обращение)

-ищ- -ющ- -ущ- (значение увеличения)

оват- (неполнота качества)

Работа в паре - 2 ряд У каждой пары на столах карточки с заданиями:

Распредели слова на две группы

позвоню, втащу, вазочка, петушок, ножик, лётчик, горошек, надпись.

Слова с приставками Слова с суффиксами

позвоню лётчик

втащу горошек

надпись вазочка

петушок

ножик



3 ряд - Работа в группе. У каждой группы на столах карточки с заданиями:

Вставьте буквы и укажите в каких рядах слов пропущены одинаковые гласные буквы в приставках?

□ н…клеить, з…вязать, н…дписать;

□ п…завтракать, з…звенел, д…прыгнул;

□ пр…мыл, п…дсказал, п…качал;



Работа на доске

Вставь буквы и укажи, в каком ряду слов пропущены одинаковые гласные буквы в суффиксах?

□  огород…к, козл…к, ореш…к, нож…к;

снеж…к, круж…к, ящич…к, береж…к;

замоч…к, овраж…к, фартуч…к.



- Проверка, вспомним, в каких случаях пишется суффиксы -ек, -ик ?



Оценить свою работу в группе.



7. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- С какими заданиями справились легко, что вызывало затруднение, над чем стоит ещё поработать.

- За что вы можете похвалить себя, своих товарищей?

- Что посоветуем тем ребятам у кого не всё на уроке получалось?

Мне было легко…
Я пока затрудняюсь…

Я понял, мне необходимо поработать над темой…

- Посмотрите, пожалуйста, на ёлочку, которую я для вас приготовила. Как вы думаете, чего не хватает новогодней елочке?

- Оцените свою работу на сегодняшнем уроке. Если вам все удалось, то выбирайте зелёный шарик - смайлик, а если у вас пока не всё получилось, допускаете ошибки – желтый, ну а если остались ещё неразрешимые проблемы, вам нужна помощь – красный (украшение ёлочки шариками-смайликами)

- Как вы считаете, смогли ли мы все вместе получить удовлетворение, своё счастье от нашего сегодняшнего урока?

8. Выставление оценок

9. Домашнее задание

с. 130 упр. 254