СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Римская империя при Константине

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Римская империя при Константине»

Урок истории Древнего мира в 5-м классе по теме:

«Римская империя при Константине».

Цели и задачи урока:

  1.     Образовательная – познакомить учащихся с деятельностью императора Константина, рассказать об изменении в положении христиан и признании христианства господствующей религией.

  2.    Развивающая – способствовать формированию хронологических, образных способностей школьников, проявлению и развитию их индивидуальных, творческих особенностей, самостоятельной поисковой деятельности; развитие мышления и умения анализировать;

Оборудование:

  1. Компьютер

  2. Учебник Годер Г.И., Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс,

  3. Тесты для проверки домашнего задания.

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

Тестирование.

1. Тысячи жителей Италии и провинции стремились попасть в Рим, для того, чтобы

А) повидать императора

Б) получить выгодную должность на службе у императора

В) отдохнуть от домашних дел.

2. Все присутствующих в городе привлекали:

А) цветные фонтаны

Б) посещение цирковых представлений

В) гладиаторские игры и гонки на колесницах

3. Своими размерами и красотой поражал:

А) Колизей

Б) Парфенон

В) Колосс Родосский

4. Пантеон в переводе означает:

А) храм всех богов

Б) для святейшего

В) посвящение всем победителям

5. Богатейшие римляне жили в:

А) домах, которые снимали за невысокую плату

Б) собственных домах

В) в имениях высоко в горах

6. В доме у богача можно было найти:

А) много комнат и пристроек для животных

Б) бассейн, дворик – сад с благоухающими цветами

В) одну большую комнату и кабинет.

7. Бедняки жили в :

А) пяти-шестиэтажных домах

Б) своим домиках

В) фазендах

8. Путешествуя по Риму, легко было заблудиться, так как:

А) улицы были очень широкими и пустынными

Б) не было определителей на улицах

В) отсутствовали таблички с номерами домов и названиями улиц

9. Жизнь в многоэтажных домах была тяжёлой, так как:

А) отсутствовали печи, водопроводы, не было стёкол

Б) отсутствовали окна, был водопровод

В) камины не поддерживали тепло в доме.

10. Древнеримские бани назывались:

А) терракоты

Б) сауны

В) термы

11. В бане можно было не только помыться, но и :

А) купить продуктов

Б) почитать книги

В) научиться шить одежду

12. Перед купанием римляне:

А) кушали и пили вино

Б) играли в мяч и состязались в беге

В) играли в лото и кости

13. Почему многие бедняки не могли найти в Риме работу?

А) везде работали рабы

Б) считали рабский труд унизительным

В) предпочитали использовать рабов

14. Чего требовала беднота у императора?

А) работу и дома

Б) уничтожение налогов и поборов

В) «хлеба и зрелищ»

3. Сообщение темы и целей урока.

План изучения нового материала( сл. 2)

1.Вторжение варваров.

2. Император Константин.

3. Прикрепление колонов к земле.

4. Перемены в положении христиан.

5. Перенесение столицы.

Задание на урок.

Как вы думаете, чем можно объяснить перемены, которые произошли в Риме в годы правления императора Константина?




4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

Со времён императора Нерона римляне не вели завоевательных войн. Тем не менее, суровая необходимость вынуждала их держать на границах большие армии. В пределы империи непрерывно вторгались племена варваров.

Словарная работа

Варвары – так греки и римляне называли народности, чей язык они не понимали и казались им грубыми и необразованными.

- Положение осложнялось тем, что римские полководцы использовали свои армии не только для обороны границ, но и для борьбы за императорскую власть внутри империи.

В начале IV века в ожесточённой борьбе полководцев одержал верх один из них – Константин.

Константин (Флавий Валерий Аврелий Константин), родился в провинции Верхняя Мёзия в городе Наисс (современный Ниш вСербии) 27 февраля около 272 года (точный год рождения не установлен). Отцом Константина был Констанций I Хлор (Флавий Валерий Констанций Хлор), впоследствии провозглашённыйЦезарем, а матерью его сожительница (конкубина) — Елена, происходившая из простой семьи (она была дочерью трактирщика). Согласно историку Евтропию, Констанций был человеком мягким, скромным и при этом отличался терпимостью к христианам, христианкой была и его жена. Впоследствии Констанцию пришлось разойтись с ней и жениться на падчерице императора Августа Максимиана Геркулия Феодоре. При этом Елена продолжала занимать видное место при дворе сначала своего бывшего мужа, а затем и сына. В результате этого брака у Константина оказалось три сводных брата (Далмаций Старший, Юлий Констанций, Аннибалиан) и три сводных сестры (Анастасия, Констанция I, Евтропия II)[3]. В ранней молодости Константин служил в армии при Диоклетиане в Никомедии, участвовал в походах в Персию и Египет. Незадолго до смерти Константин провел удачную войну против готов и сарматов. В начале 337 года больной император отправился в Еленополиспользоваться ваннами. Но, почувствовав себя хуже, он велел перевести себя в Никомедию и здесь на смертном одре крестился. Перед смертью, собрав епископов, он признался, что мечтал принять крещение в водах Иордана, но по воле Божьей принимает его здесь.

Константин умер 22 мая 337 года в Аквирионском дворце в предместье Никомедии. Своими наследниками он считал трёх своих сыновей (цезари Константин II, Констанций II, Констант) и двух племянников (цезарь Далмаций Младший и Аннибалиан, женатый на Константине Августе, дочери Константина)

По его приказу в Риме воздвигли триумфальную арку. Впервые установили такую арку в честь победы одних римлян над другими. При этом безжалостно сорвали статуи и рельефы с арки «лучшего из императоров» Траяна и поместили их на арку Константина.

Константин носил пышные, шитые золотом одежды, корону, украшенную драгоценностями. Он был неограниченным правителем империи, его воля была законом для всех. Даже ближайшие советники Константина не имели права сидеть в присутствии императора. При Константине возросла численность армии, в ней наряду с римлянами служили жители многих провинций – галлы, германцы, сирийцы.

Прикрепление колонов к земле.Положение колонов менялось к худшему. Они должны были теперь платить, кроме части урожая владельцу земли, ещё и налог в императорскую казну. Доведённые до отчаяния, колоны бежали кто куда. Борясь с бегством колонов, Константин издал указ, запрещавший им уходить с участков, которые они обрабатывали. Дети колонов должны были оставаться в том месте, где родились, и обрабатывать ту же землю, что и их родители.

Изменение в положении христианства. Во времена Константина во всех провинциях империи было много христиан. В каждом городе верующие выбирали одного или нескольких священников. Собравшись вместе, священники целой области выбирали главного в ней руководителя христиан. Он назывался епископ (в переводе с греческого – надзиратель).

Епископы всячески убеждали римские власти в том, что христиане им не опасны. «Мы молимся об императорах, их слугах и всех властях», - повторяли они. Константин понял, что христиане не призывают к свержению императора и разрушению Римского государства. Ведь ещё апостол Павел учил: «Нет власти не от Бога, противящийся власти противится Божию установлению». В 313 году Константин издал указ, разрешающий христианам строить храмы и открыто молиться. Преследования за веру в Христа прекратились, христиане стали оказывать Константину поддержку. Более того, до сих пор христиане во всём мире почитают Константина и его мать Елену, которая была ревностной христианкой.

После указа Константина епископы разных городов стали собираться вместе, чтобы договориться о том, как правильно молиться Богу, когда отмечать христианские праздники, например, Рождество Христово и Пасху – Воскресение Иисуса. Епископы определили, какие книги, написанные об Иисусе и его учении, считать священными. Эти книги составили вторую часть Библии – Новый Завет.

Среди христиан приобрёл большое влияние епископ города Рима. Он стал называть себя папой (по-гречески «паппас» - отец). Согласно легенде, первым епископом Рима был ученик Иисуса апостол Пётр.

Перенесение столицы. Константин не любил Рим, бывал в нём редко, предпочитая жить в других городах. Он замыслил перенести столицу из Рима на Восток, подальше от вторжений германцев. Местом для столицы он выбрал греческий город Византий на берегу пролива Босфор.

Здесь находился перекрёсток путей: водного – из Средиземного моря в Чёрное и сухопутного – из Малой Азии в Европу. По воле императора старые здания снесли, а вместо них построили дворцы и жилые дома, водопроводы и бани, театры и цирк. Воздвигли там и христианские храмы.

Для украшения новой столицы Константин не постеснялся ограбить Рим, Афины и другие города империи. Оттуда вывезли красивейшие статуи и колонны, выломав их из портиков и храмов. Город стал называться Константинополем в честь его основателя.

С 330 года столицей империи был уже не Рим, а Константинополь

Работа в тетради: Правление Константина: Годы правления – 306-337 гг.

Внешняя политика:

  1. Воевал против франков и алеманов на Рейне.

  2. Воевал с готами и сарматами на Дунае.

Внутренняя политика:

  1. Государство разделено на 4 префектуры, 14 епархий, 114 провинций.

  2. В 326 г. окончательно выбрал столицей империи г. Византий, переименованный в Константинополь.

  3. Окружил себя пышным императорским двором.

  4. Учредил тайный императорский дворец и осуществлял власть посредством строго организованного чиновничьего аппарата.

  5. Военная реформа, по которой войска были разделены на подвижные и постоянно дислоцирующиеся в приграничных районах.

  6. Произошло прикрепление колонов к земле.

  7. Введение в обращение золотого солида для укрепления денежной единицы.

  8. Миланским эдиктом 313 г. христианство признано равноправной религией.

5. Закрепление изученного материала на уроке.

1) Что изменилось в управлении государством при императоре Константине?

2) Как изменилось положение колонов?

3) Какие изменения произошли в положении христиан?

4) Оцените деятельность Константина.

Игра « Правда или ложь».

- если вы согласны полностью с тем, что я буду называть, пишете букву «П», если не согласны – «Л»,

1. В пределы римлян вторгались постоянно племена вендетов.(Л)

2. В начале 4 века в ожесточённой борьбе полководцев верх одержал Константин. (П)

3. Константин не обладал ограниченной властью (Л)

4. Положение колонов при Константине изменилось к худшему (П)

5. В 313 году Константин издал указ, разрешающий христианам строить храмы и открыт молиться (П).

6. Место новой столицы располагался на проливе Дарданеллы (Л)

7. В 330 г. столицей Римской империи стал город Константинополь (П).

Ответы:

- Если вы выполнили всё верно, то прочитайте снизу вверх полученное слово ( молодец)

6. Домашнее задание:

Параграф 59, вопросы, записи, раб. тетрадь.




Скачать

© 2022, 1174 102

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!