СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русский язык "Антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Антонимы

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русский язык "Антонимы"»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Школа России». Тема урока: «Антонимы»

Автор: Казиева Фатима Салиховна

Организация: МБОО «Лицей» Имени Героя Советского Союза Б. Н. Еряшева г.о.Фрязино Московской области

Цели:  

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием "Антонимы";

  • научить использовать антонимы в речи, определять лексическое значение слова;

  • расширить лексический запас учащихся;

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

  • развивать сообразительность, мышление, внимание, память;

  • развивать умение работать с текстом;

Воспитательные:

  • воспитывать толерантность, ответственность за собственные поступки

  • воспитывать культуру речи, любовь к русскому языку;

Оборудование: ПК;  презентация к уроку, раздаточный материал, электронное приложение к учебнику, напечатанные слова для восстановления пословиц.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.

Методические приемы:

• рассказ учителя;

• проблемные вопросы;

• работа над новыми понятиями;

• практические упражнения.

Педагогические технологии:

• технология проблемного обучения;

• игровая технология;

• здоровьесберегающая технология, ИКТ технология.

Описание используемых здоровьесберегающих технологий

  1. Пальчиковая гимнастика (развития мелкой моторики рук, подготовка к письму)

«Рыбки»

Рыбки весело плескались       ( ладошки как бы ударяют по воде)

В чистой светленькой реке

                       

То сожмутся, разожмутся,     ( пальчики сжимаются в кулачок, разжимаются) То закружатся в воде.             ( круговые движения кистью)

  1. Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко.

  2. Физкультминутки.

Зайчик беленький сидит и ушами шевелит Вот так, вот так он ушами шевелит

Утром встал гусак на лапки Приготовился к зарядке Повернулся влево, вправо, Приседанья сделал справно Клювиком почистил пух И опять за парту - плюх!

Ход урока:

I. Организационный момент. (1мин.)

Учитель: - Здравствуйте, ребята!. Повторим хором  правило, которое помогает нам в учёбе:

Дети:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Учитель: - Молодцы! Садитесь на свои места.

 

II. Актуализация знаний.

Минутка чистописания. (3мин.)

 

Учитель: - Прежде, чем начнём писать, давайте помассируем пальчики:

(Пальчиковая гимнастика. «Рыбки».)

Учитель:

- Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном. Спишите первую строчку с доски, правильно выполняйте соединение букв (в, ви, вн, ву, вс, ве, во, вя, вл, вч.).

Учитель:

- Прочитайте слова  на второй строчке.  (весенний, вешний)

- Что общего у этих слов?

Это слова близкие по значению, синонимы.

- Расскажите правило,  что мы называем синонимами?

Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие называются синонимами.

Спишите слова красиво и аккуратно.

III. Самоопределение к деятельности. (3мин)

  1. Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение.

1.Вышел в поле храбрый рыцарь, Может он с любым сразиться, А трусливого зайчонка Напугает и девчонка.

2.Вася птичкам сыплет крошки. Жору все боятся кошки – Он гоняет их метлой. Вася – добрый, Жора злой!





 

Учитель: Назовите  слова – противоположные по значению из стихотворений.

(Храбрый, трусливый).

Учитель:Эти слова называются антонимами.

На какой вопрос сегодня на уроке мы будем отвечать? (Что такое антонимы?)

Запишем тему урока.

IV. Работа по теме урока. (6мин)

Учитель.-Кто уже может ответить на этот вопрос?

(Слова противоположные по значению называются антонимами).

- Вспомните, какие антонимы вам встретились в стихотворениях?

-Запишите их в тетрадь.

- Поставьте ударение, подчеркните гласные буквы, разделите слова на слоги..

-Какое слово нельзя разделить для переноса и почему? (Слово злой состоит из одного слога).

Гимнастика для глаз. (1мин.) (По методу Г. А. Шичко.)

Учитель: - Продолжаем работать. Откройте учебник на с. 54.

Упр. 71.

- Прочитайте текст.

- Почему муравей загрустил?(За всю жизнь не сможет увидеть конца моря?)

-Что сравнивал муравей по величине? (Себя и море.)

-Как называются слова большой и маленький?

Прочитайте правило на с. 54. Самостоятельно, жужжащим чтением.

V. Физкультминутка (2 мин)

VI. Закрепление изученного материала. 20мин)

Учитель: - Слова с противоположным значением можно найти в «Словаре антонимов русского языка»

В вашем учебнике тоже дан небольшой словарь антонимов на с. 141. Найдите в словаре антонимы и назовите их.

1)Упр.72 с.55

Что нужно сделать в упражнении?

Где будете искать слова антонимы?

(Самостоятельная работа по вариантам, 1 вариант – чистый, храбрый, вчера, 2вариант – весна, хвалить, радость. Взаимопровера, взаимооценка.)

2 человека у доски. Работа с электронным приложением.

2) Динамическая пауза. Игра «Цепочка»

Учитель бросает первому учащемуся мяч и называет слово, учащийся подбирает антоним, далее он бросает мяч следующему ученику и называет своё слово.

Быстрый –медленный, здоровый – больной, весёлый - грустный, вечер - утро, сладкий –горький, глубокий - мелкий, длинный – короткий, громкий - тихий, правда – ложь, друг - враг, война – мир, чистый – грязный, радовать - огорчать.

3) Работа с пословицами.

На доске таблички с пословицами, в которых не хватает слов-антонимов, слова прикреплены отдельно.

Учитель: - Найдите недостающие слова и восстановите пословицы.

 Ученье – свет, а не ученье (тьма).

 Нет худа без (добра).

 По одёжке встречают, а по уму (провожают).

 Умей не только брать, но и (отдавать).

 Мир строит, а война (разрушает).

Смелый побеждает, а трус (погибает).

- Как вы понимаете смысл пословиц?

- Запишите понравившуюся пословицу и подчеркните антонимы.

Упр. 73 с.56.

- Прочитайте пословицы.

Спишите любую  пословицу, подчеркните в ней слова антонимы.

(Один ученик у доски, самостоятельная работа)

Самопроверка. Самооценка с помощью светофора.

VII. Рефлексия (5мин)

Рефлексия.

Учитель: - Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке?

( Какие слова называются антонимами).

Учитель: - Какие это слова?

(Слова, противоположные по значению).

Учитель:Что ещё интересного вы узнали на уроке и чем занимались?

(Подбирали антонимы к пословицам).

-Какое задание вызвало у вас затруднение?

Учитель: Хорошо. Пользуйтесь правильно словами – антонимами в своей речи.

Домашнее задание (3 мин)

Прочитайте задание в домашнем упражнении. Что не понято?

Выполнить упр. 74 (с.56)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!