СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка 3 класс по теме: Тема урока «Времена глаголов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка 3 класс по теме: Тема урока «Времена глаголов»»

Конспект урока русского языка 3 класс

по теме:

Тема урока «Времена глаголов»

Личностные УУД:

- умение осознавать свои трудности, способность к самооценке своих действий

-способствовать формированию выполнять работу более сложного уровня

Метапредметные

Познавательные УУД:

- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные УУД:

- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Предметная цель: обучающиеся закрепят свои знания по предмету «Русский язык»; усовершенствуют свои умения сравнивать, анализировать.

Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, презентация.

Время, этапы:

I. Организационно – мотивационный момент (2 мин.)

II. Актуализация опорных знаний (7 мин.)

III. Постановка темы и целей урока (2-3 мин.)

IV. Работа над новым материалом (10 мин.)

V. Физкультминутка (2 мин.)

VI. Закрепление нового материала (7 мин.)

VII. Повторение ранее пройденного материала (10 мин.)

VII. Задание на дом (2 мин)

IX. Итог урока. Рефлексия. (2 мин.)



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методические указания

I.Организационно-мотивационный этап.

Здравствуйте, ребята.

Меня зовут Татьяна Николаевна Сегодня урок русского языка проведу у вас я.


Работать мы сегодня будем под девизом:

Умным никто не родился, а научился.

- Как вы понимаете эти слова?




Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.







 Человек не рождается всезнающим, постепенно с годами накапливает свой жизненный опыт.

Включаются в урок, во взаимодействие с учителем. Создаётся благоприятная рабочая атмосфера в классе.

II. Актуализация опорных знаний.

Прочитайте стихотворение Валентина Дмитриевича Берестова и ответьте на вопрос: из-за чего могут петухи драться? Петушки распетушились, Но подраться не решились, Если очень петушиться, Можно пёрышек лишиться Если пёрышек лишиться, Нечем будет петушиться.

(В. Берестов)

– Как вы думаете, из-за чего петухи могут драться?– Как вы понимаете слово распетушиться?

– По словарю Ожегова: Распетушиться – прийти в возбуждённое состояние, расхрабриться. – В стихотворении Валентина Дмитриевича Берестова вам понравилось поведение петухов?

– Почему?

– Какая буква в речевой разминке, чаще употребляется и какой звук чаще слышится?

-Охарактеризуйте мне звук ш

Минутка чистописания. Свою тетрадь раскрою, с наклоном положу и красиво я писать начну.

-Как вы думаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (показываю). Обращаю внимание на осанку детей.





(Читает 1 ученик громко)









(из-за территории)


(драться)





(Нет)


(драки ни к чему хорошему не приводят)


Буква ша и звук ш)



(согл, тверд, глух)






(ша)


Фронтальная форма работы.





III. Постановка темы и целей урока.

Прочитайте предложения, записанные на доске.

Весной солнце светит и греет. Зимой солнце мало светило и хуже грело. Летом солнце будет ярко светить и сильно греть.

– Перечислите имеющиеся в предложении глаголы.

-Докажите, что это глаголы.

- Найдите в одном из предложений глагол, обозначающий действие, происходящее в настоящее время.

- На какой вопрос отвечают глаголы настоящего времени?

Кроме вопроса « Что делает?» глаголы настоящего времени отвечают на следующие вопросы:

Настоящее время Что делаю? Что делает? Что делаешь? Что делает? - Найдите предложение с глаголом, обозначающим действие, происходившее в прошедшее время. -Назовите вопросы прошедшего времени. - Прочитайте вопросы глаголов прошедшего времени. Прошедшее время Что делало? Что сделали? Что делал? Что сделал? - Как, по вашему мнению, будет называться время глаголов последнего предложения? Будущее время Что сделает? Что будет делать? Что сделают? Что будут делать? - Как изменяются глаголы?

- Вы догадались о теме сегодняшнего урока?

Сформулируйте ее.

(Читают предложения со слайда)








Светит,греет,светило,грело.






























Будем изучать времена глаголов





IV. Работа над новым материалом.

-Посмотрите в окно.

- Составьте и запишите предложения о том, что происходит в настоящее время. (Напишите предложения о том, что уже произошло.

. -Составьте предложения о том, что произойдет.

-Прочитайте глаголы из составленных предложений.

-На какие вопросы они отвечают?

-Что можно сказать об этих глаголах?

Упражнение 195,стр.111.

Прочитайте.

Кончились вьюги и метели. Прилетели грачи. На полях растаял снег.

Ярче греет солнце. Набухают почки на деревьях. Летят на родину певчие птицы.

Скоро всё кругом зазеленеет. Расцветёт душистая сирень. Лес будет звенеть от птичьих голосов.

• В каких предложениях глаголы называют действия, которые происходят сейчас, в настоящем времени, в момент речи? Поставьте вопросы к этим глаголам.

• В каких предложениях глаголы называют действия, которые произошли или происходили до момента речи, в прошедшем времени? Поставьте к ним вопросы.

• В каких предложениях глаголы называют действия, которые ещё не произошли, но произойдут скоро, в будущем времени, после момента речи? Поставьте вопросы к этим глаголам.

Прочитаем правило. Времена глаголов

Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы что делает? что делают? Эти глаголы обозначают действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи.



Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы что делал? что сделал? что делали? что сделали? Эти глаголы обозначают действия, которые уже произошли или происходили в прошедшем времени, до момента речи.

Глаголы в форме будущего времени отвечают на вопросы что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать? Эти глаголы обозначают действия, которые произойдут в будущем времени, после момента речи.

Упражнение № 196.

Выпишите из упр. 195 три предложения в таком порядке: 1) с глаголом в настоящем времени, 2) с глаголом в прошедшем времени, 3) с глаголом в будущем времени. Укажите время глаголов так: наст, вр.; прош. вр.; буд. вр.

Упражнение № 197. Прочитайте.

1. Гром п..р..катывается, гр..хочет, в..рчит, р..кочет, встряхивает землю. (К. Паустовский) 2. Скоро ли луга п..з..л..неют, скоро ль у кудрявой у б..рёзы распустятся клейкие л..сточки. (А. Пушкин) 3. Осторожно вет..р из калитки вышел, п..стуч..л в окошко, пр..б..жал по крыше, п..играл немного ветками черёмух. (М. Исаковский)

•Какие глаголы употреблены в переносном значении? Что они обозначают? Определите время и число глаголов в каждом предложении.

• Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите время глаголов.






Светит солнце. Едут машины).



Растаял снег.



Скоро закончится урок.























Обучающиеся работают по учебнику

































1) Ярче греет (наст. вр.) солнце.

2) Прилетели (прош. вр.) грачи.

3) Расцветёт (буд. вр.) душистая сирень















Гром перекатывается (наст. вр.), грохочет (наст. вр.), ворчит (наст. вр.), рокочет (наст. вр.), встряхивает (наст. вр.) землю. Скоро ли луга позеленеют (буд. вр.), скоро ль у кудрявой у берёзы распустятся (буд. вр.) клейкие листочки. Осторожно ветер из калитки вышел (прош. вр.), постучал (буд. вр.) в окошко, пробежал (прош. вр.) по крыше, поиграл (прош. вр.) немного ветками черёмух.






Работа с учебником











































V. Физкультминутка

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки ,

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем, как зайки!

Сразу станем все бодрей.

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

Обучающиеся выполняют физические упражнения.








Фронтальная форма работы.


VІ. Закрепление материала.

 Тестирование по теме «Времена глаголов»

1.Укажите время выделенного глагола:

ВЫВЕЛА медведица своих медвежат в лес. (Соколов-Микитов И.)

настоящее

будущее

прошедшее

2.Укажите время выделенного глагола:

В лесной темноте хорошо ВИДЯТ рысьи глаза. (Соколов-Микитов И.)

настоящее

будущее

прошедшее

3 .Укажите время выделенного глагола:

Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежниками ПОКРОЮТСЯ лесные полянки. (Соколов-Микитов И.)

прошедшее

будущее

настоящее

4.Укажите время выделенного глагола:


СПРЯТАЛСЯ в норе под корягой быстрый хорёк. (Соколов-Микитов И.)


настоящее

будущее

прошедшее

5.Укажите время выделенного глагола:

У освещённой солнцем старой сосны РЕЗВЯТСЯ весёлые проказницы-белки. (Соколов-Микитов И.)

настоящее

будущее

прошедшее

6.Укажите время выделенного глагола:

Душистой смолою ПАХНЕТ бор. (Соколов-Микитов И.)

настоящее

будущее

прошедшее

7.Укажите время выделенного глагола:

Скоро ВЫВЕДУТСЯ на болоте длинноногие, неуклюжие журавлята. (Соколов-Микитов И.)

настоящее

будущее

прошедшее

8.Укажите время выделенного глагола:

Уже НАДУЛИСЬ на деревьях душистые клейкие почки. (Соколов-Микитов И.)

настоящее

будущее

прошедшее

9.Укажите время выделенного глагола:

На этой охоте ПРОИЗОШЛО со мною странное приключение. (Соколов-Микитов И.)

настоящее

будущее

прошедшее

10.Укажите время выделенного глагола:

Много мошек и вредных гусениц СЪЕДЯТ за лето прожорливые птенцы. (Соколов-Микитов И.)

настоящее

будущее

прошедшее


Ответы:1-3

2-1

3-2

4-1

5-1

6-1

7-2

8-3

9-3

10-2






Самостоятельная работа


Индивидуальная форма работы.

VII. Итог урока. Рефлексия.

 - Как вы думаете, добились мы успеха на нашем уроке?

 - В чем он проявился?

               узнал (а)

  Я          вспомнил (а)

               научился (ась)

 

- Я читаю стихотворение, а вы будете отвечать на вопросы «да» или « нет».

Завершается урок

Он пошел ребятам в прок?

Постарались все понять?

Учились тайны открывать

Ответы полные давали

На уроке не зевали?

Отдыхайте вы сейчас,

Мой любимый умный класс!

Ребята, спасибо за урок, мне было приятно с вами работать.

Обучающиеся отмечают себя на своей лестнице знаний, пишут свое мнение об уроке.



Дети отвечают на вопросы





Да

Да

Да

Да

Нет


Фронтальная форма работы.