СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 5 классе по теме "Настоящее время глагола"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 5 классе "Настоящее время глагола"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе по теме "Настоящее время глагола"»

Тема урока: Настоящее время глагола

Тип урока: комбинированный

Цели:

обучающие:

-закрепить знания учащихся по теме «Глагол», «Время глагола»;

-совершенствовать умения уч-ся в выполнении различных видов грамматического разбора;

-актуализация сведений учащихся о прошедшем и настоящем времени глагола.

развивающие:

развитие связной речи учащихся;

вовлечение класса в активный процесс познания;

обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний;

формирование орфографической зоркости учащихся;

воспитывающие:

воспитание интереса к изучению русского языка

Ход урока:



Этапы урока

Содержание

1.

Орг. момент, психологический настрой

«Цветные карточки».У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия

- Здравствуйте, дети! Садитесь! Начнем урок с улыбки. Улыбнитесь друг другу. Откройте тетради, запиишите число, классная работа (красиво, аккуратно, без ошибок).

2.

Этап создания положительной учебной мотивации

-Ребята, отгадайте загадку.

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду -
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.

Сказочная заставка "Глагол и его друзья"

Жил -был Глагол. И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. И пошел он по белу свету счастье искать. Шел, шел, видит - сидит Существительное на камушке и плачет.

- Что ты так пригорюнилось?

- Да вот, живу-живу, а для чего - не знаю. Никакой пользы не приношу.

- Пойдем вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.

Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое.

- Что ты кручинишься, Прилагательное?

- Не к чему мне свои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.

- Пойдем с нами счастье искать.

Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочном городе Грамматика. Там все что-то делали, трудились – некогда было скучать. Их встретили очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении. Друзья наши с радостью согласились. С тех пор улыбка не сходит с их лица. Ну как же, они ведь приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на земле?

Учитель: С тех пор Глагол работает в предложении … Сейчас вы сами расскажете правило, что такое глагол.

Диалогическая беседа.

- Какой раздел науки о языке мы изучаем сейчас?

- Что изучает морфология?

- Какие разделы морфологии мы изучаем в этом учебном году?

- Что такое глагол?

- Что вы знаете о морфологических признаках глагола?

- Что вы знаете о спряжении глагола

- Что вы знаете о виде глагола?

- Что вы знаете о времени глагола?

Дайте анализ ответам вашим одноклассникам. Какая группа отвечала увереннее? Чьи ответы вам понравились больше? Кто, по-вашему мнению знает теоретические вопросы лучше других? Свой ответ аргументируйте.




3.

Тема и цель урока

Мы продолжаем изучать часть речи «Глагол». Глагол – настоящий богатей среди частей речи: по частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного.

Послушайте стих А. Толстого Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

О каком времени глагола мы сегодня будем говорить подробно? А как вы догадались?

Запись числа и темы урока в тетрадь. Настоящее время глагола

Давайте поставим перед собой цели. Ученики определяют цель: Знать на какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени, какое действие они обозначают, и глаголы какого вида имеют форму настоящего времени. Уметь задавать вопросы к глаголам настоящего времени.


Тема урока: «Настоящее время глагола»

- На какие вопросы отвечает глагол в настоящем времени? (что делает? Что делают?)


4.

Повторение изученного материала:

Лесной оркестр

В мае все л..сные ж..тели весело п..ют и играют. Тут услыши.шь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание, и урчание, и кваканье. Скр..пят жуки и кузнечики. Отбарабанили дятлы, св..стят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет косуля. Воет волк. Ухнул филин. Зажужжали шмели и пч..лы. Урчат и квакают лягушки.

Примите решение в группе, кто какое задание будет выполнять

1. Прочитаем текст вслух и определим тему текста. О чем он? Совпадает ли заголовок с темой текста? Перескажите текст.

2. Найдите слова с пропущенными буквами, объясните орфограммы (фронт. опрос), а у глаголов еще определите их время и вид (правило)

3. Выполните синтаксический разбор первого предложения. Составьте схему.

4. Морфологический разбор имени существительного из первого предложения::

(В) мае.

5. Морфемный разбор слова: отбарабанили, свистят, квакают. Определить время глагола и вид

6. Фонетический разбор слова : поют.

7. Запишите синоним и антоним к слову: весело


8. Найдите в тексте сравнение.



Вернёмся к стихотворению А. Толстого. Выпишите глаголы настоящего времени в тетрадь и скажите, с какой целью поэт использовал эти глаголы?

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

- Работаем в группах по осмыслению теоретического материала в учебнике на стр.118

и готовим вопросы другой группе. Отвечают члены группы по желанию.

- Как определить настоящее время глагола?

- Глаголы какого вида имеют форму настоящего времени?



5.

Физминутка

-Чтобы провести физминутку, необходимо вспомнить правило «Буквы е-и в корнях с чередованием».

- Если в корне пишется буква и, то вы приседаете, если буква е – хлопаете в ладошки!


Выбирают, заблестеть, блистает, соберет, расстелю, расстилается, опираться, опереться, добираться, доберусь, забираю, заберет, замерло, замирать.

Игра

Прошедшее время - присесть

Настоящее время – руки на пояс

Будущее время – ходьба на месте

Крутился, несет, бежал, лает, заговорит, прыгал, прочитает, стоит, болел, пел


8.

Игра в форме эстафеты комментированно

Игра в футбол

Учитель.

Я назову глаголы в неопределённой форме, а вы поставьте их в 3-м лице ед. ч. настоящего времени:

ласкать – (ласкает) висеть – (висит)

светить – (светит) лежать - (лежит)

гореть – (горит) греть – (греет)

становиться – (становится) капать – (капает)

дышать –(дышит) смотреть – (смотрит)

приходить – (приходит)

чирикать – (чирикает) На какие вопросы отвечают, какого вида эти глаголы могут ли они иметь совершенный вид


Самостоятельная работа

Прочитайте и озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
2. Выпишите из текста глаголы:
настоящего времени (
I вариант),
прошедшего времени (
II вариант).

  • Застуч…ла за окошком звонкая капель потеплел воздух потемнел снег. Умч…лись зимние дни. В лесу всё дышит весной. Летают грачи плывут по реке первые льдинки весенние руч…и наполняют лес звонким журчанием.


10.

Творческое задание

Самостоятельная работа.





. Напишите маленький рассказ на тему «Весна» с использованием глаголов настоящего времени

I вариант. «Пишу сам (а)»

Ii вариант. «Прошу маленький SOS» (сигнал бедствия- прошу маленькую помощь- слова, словосочетания)

«Весна идёт»

Весеннее солнце, почернел, капель, появились лужи, звонкий ручей,

сосульки, чирикают, прилетели)

III вариант. « Прошу большой SOS» (помощь - карточки) зачитывают свои работы.


Взаимопроверка

Уч-ся проверяют работы друг друга и оценивают.

11

Домашнее задание

1 уровень. Глаголы в скобках поставь в настоящем времени.

2 уровень. Определи их вид и число.

3 уровень. Определи спряжение глаголов.

Ледяной ветер (гулять) в открытом поле. И камни, и травы (петь) под дождём, (блестеть) озёрные воды. Вы (проходить) мимо дерева – оно не (шелохнуться). Над глухой степью в неизвестный путь (пролетать) журавлиный клин.

Проверка выполнения.

Критерии оценивания: Задания 1 уровня – «3»,

Задания 1 и 2 уровня – «4»,

Задания всех трёх уровней – «5»

12

Итог урока, рефлексия

Урок Я на уроке Итог 1. интересно 1. работал 1. понял материал 2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял

«Плюс-минус-интересно». предлагается заполнить таблицу из трех граф. Поставьте себе оценку за урок.

«Цветные карточки».

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия






Урок Я на уроке Итог

  1. Интересно 1. Работал 1. Понял материал

  2. Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал

  3. Безразлично 3. Помогал другим 3. Не понял



Урок Я на уроке Итог

  1. Интересно 1. Работал 1. Понял материал

  2. Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал

  3. Безразлично 3. Помогал другим 3. Не понял



Урок Я на уроке Итог

  1. Интересно 1. Работал 1. Понял материал

  2. Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал

  3. Безразлично 3. Помогал другим 3. Не понял





Урок Я на уроке Итог

  1. Интересно 1. Работал 1. Понял материал

  2. Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал

  3. Безразлично 3. Помогал другим 3. Не понял

Урок Я на уроке Итог

  1. Интересно 1. Работал 1. Понял материал

  2. Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал

  3. Безразлично 3. Помогал другим 3. Не понял



Карточка

Выписать существительные вместе с глаголами настоящего времени, к глаголам задать вопросы.

Хорошо летней порой в лесу! Я иду по тропинке среди берёз и осин с серыми стволами и серебристыми листьями. А вот и поляна! На горизонте виднеются хвойные деревья. От травы исходит приятный аромат. Настойчиво стучит по коре дятел. Сороки летают с громкими криками. Поспевает черника. Земляника уже отошла. Вдали густо стоит малинник. Но вот лес редеет. Вдали виднеются поля пшеницы и гречихи.



Карточка

Выписать существительные вместе с глаголами настоящего времени, к глаголам задать вопросы.

Хорошо летней порой в лесу! Я иду по тропинке среди берёз и осин с серыми стволами и серебристыми листьями. А вот и поляна! На горизонте виднеются хвойные деревья. От травы исходит приятный аромат. Настойчиво стучит по коре дятел. Сороки летают с громкими криками. Поспевает черника. Земляника уже отошла. Вдали густо стоит малинник. Но вот лес редеет. Вдали виднеются поля пшеницы и гречихи.



Карточка

Выписать существительные вместе с глаголами настоящего времени, к глаголам задать вопросы.

Хорошо летней порой в лесу! Я иду по тропинке среди берёз и осин с серыми стволами и серебристыми листьями. А вот и поляна! На горизонте виднеются хвойные деревья. От травы исходит приятный аромат. Настойчиво стучит по коре дятел. Сороки летают с громкими криками. Поспевает черника. Земляника уже отошла. Вдали густо стоит малинник. Но вот лес редеет. Вдали виднеются поля пшеницы и гречихи.



Карточка

Выписать существительные вместе с глаголами настоящего времени, к глаголам задать вопросы.

Хорошо летней порой в лесу! Я иду по тропинке среди берёз и осин с серыми стволами и серебристыми листьями. А вот и поляна! На горизонте виднеются хвойные деревья. От травы исходит приятный аромат. Настойчиво стучит по коре дятел. Сороки летают с громкими криками. Поспевает черника. Земляника уже отошла. Вдали густо стоит малинник. Но вот лес редеет. Вдали виднеются поля пшеницы и гречихи.




Плюс

Минус

Интересно












Оценка за урок:



Плюс

Минус

Интересно












Оценка за урок:



Плюс

Минус

Интересно












Оценка за урок: