Развивающая цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Обучающая цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Знание интонационных и пунктуационных особенностей данных предложений, союзов и обобщающих слов;
Опираясь на знания, уметь находить в предложениях однородные члены, соблюдать нормы сочетания однородных членов, правильно выделять их в предложениях
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. Выделить и сформулировать новое знание. | Постановка темы и цели урока. Пунктуационный разбор предложения: Озёра и реки, деревья и травы, звери и птицы – все просят твоей помощи, человек разумный. | Формулирование задач деятельности и формы изучения нового материала.
|
2. Смоделировать способ открытия нового знания. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания. | Что такое обобщать? «Придать общее значение». Иногда в предложении возникает обобщающее слово, которое содержит в себе все значения последующих однородных членов предложения, а они, эти однородные члены, его поясняют, конкретизируют, уточняют. Подберите обобщающие слова к однородным членам и наоборот. Составьте с ними предложения. Животные: ..................... Одежда: ......................... Обувь: ........................... Стол, стулья, шкаф, диван-кровать, кресло - ..... | Отвечают на вопрос. Моделируют открытие нового знания. .
Конструируют предложения
|
3. Изучение нового материала: Актуализация имеющихся знаний. Первичное закрепление теоретического материала. | Прочитайте § учебника Сформулируйте вопросы к параграфу | Индивидуальная работа с материалом для наблюдения, чтение теоретического материала § Ответы на вопросы в парах. |
4.Сопоставление близких по смыслу конструкций | Сопоставление предложений ПОДЛЕЖАЩЕЕ – СКАЗУЕМОЕ Воробьи, синицы, вороны, сороки – это городские птицы. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – ОБОБАЮЩЕЕ СЛОВО Снегири, свиристели, синицы – все эти птицы прилетают на нашу рябину. | Объяснить разницу в данных конструкциях |
5. Закрепление сформированности понятия обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. |
|
|
6.Включение нового знания в систему прежних знаний. | Составьте схемы к предложениям: И море, и небо, и белый песок – всё радовало глаз. Посаженные заботливыми руками человека деревья: клён, тополь, акация, берёзы – зеленели приветливо и свежо. Повсюду мох: и под ногами, и на камнях, и на ветках деревьев. | Самопроверка И О, и О, и О – О
О: О,О,О,О - …
О: и О, и О, и О |
7. Подведём итоги. | Что обозначает обобщение? На какие вопросы отвечает обобщающее слово и каким членом предложения является? | Отвечают на вопросы. |
8. Домашнее задание. | Конструирование предложений С обобщающими словами на тему «Осень» | Записывают д.з. |
9. Тест. | Выполните тест (с самопроверкой). Тест. Определите, в каких предложениях с однородными членами при обобщающих словах нужно поставить не только двоеточие, но и тире (знаки препинания не расставлены). 1. Все эти птицы утки всех пород и лебеди почти не боятся человека. 2. Всё в тающей дымке холмы перелески. 3. Зелёная долина горы в белых шапках всё было залито солнцем. 4. Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли. 5. Лиственные деревья осина ольха берёза ещё голы. | Выполняют тест. |
10. Проверь себя. | 1, 3,4, 5. | Самопроверка. |
11. Рефлексия
| Нам удалось ответить на вопрос урока? Что такое обобщающие слова? Какие знаки препинания используются в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения? Какие трудности возникали при выполнении заданий? | |