Тема: Падежные окончания имен существительных 1-го склонения.
Цель: Закрепить у детей знания о падежах, падежных окончаниях; выявить умения правильно определять окончания имён существительных 1-го склонения; развивать фантазию, воображение; обогащать словарный запас по теме «Зима»; воспитывать чувство эмпатии (сопереживания) к природе, к родному краю.
Формируемые УУД: п. – умение выполнять логические операции сравнения, сопоставления; построение умозаключения;
к. – умения устанавливать и сравнивать разные точки зрения; готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей позиции;
р. – соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценивание;
л. – принятие основ экологической культуры, опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной деятельности в жизненных ситуациях.
Оборудование: УМК «Перспектива» учебник «Русский язык» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, 4 класс; фонограмма произведений Чайковского «Времена года», карточки-помощницы для учеников, фотографии и картины с зимними пейзажами.
Ход урока: Слайд 1.
Организационный момент
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
Актуализация знаний
1) Минутка чистописания
- Это было в 1942 году. Фашистские полчища рвались к Волге. Нашему городу угрожала смертельная опасность… Воины на стенах домов написали клятву: «МЫ ОТСТОИМ ТЕБЯ, СТАЛИНГРАД!»
- Свою клятву защитники сдержали. Фашистские захватчики были окружены и разгромлены. Это было зимой, в феврале.
- Отгремели бои. Строители вписали в клятву воинов только одну букву, и все поняли, что строители поклялись восстановить город.
- Какую букву вписали строители в клятву воинов? (Р)
- Дайте характеристику звуку {р} – согласный, твёрдый, звонкий, непарный.
Слайд 2. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Рр Ри Ро Рв ро ре рм ру ря
Рита и Роман дружно играли в городки.
- Подчеркните изученные орфограммы.
2) Орфографическая минутка
- Замени одним словом и запиши. Обозначь склонение.
а) Инструмент для копания земли с длинной рукояткой и широким, плоским, отточенным концом. (Лопата)
б) Надпись на письме, посылке с указанием получателя и его местожительства. (Адрес)
в) Человек, совершающий поездку на каком-либо виде транспорта. (Пассажир)
г) Крупный населённый пункт, в котором обычно есть фабрики и заводы. (Город)
д) Плод яблони. (Яблоко)
- Докажите, что вы правильно определили склонение.
- Назовите орфограммы в словах.
Слайд 3. Проверка. Оцените себя.
Лопата (1 скл), адрес (2 скл), город (2 скл.), яблоко (3 скл.).
3) Работа с пословицей.
Слайд 4. Году начало – зиме серединка.
- Что это за литературный жанр? (Пословица)
- Какие пословицы о зиме вы знаете?
- Много чудес приготовила Природа-волшебница. Одна из них – смена времен года. Вы спросите, почему это чудо? А разве нет? Каждый год один сезон сменяет другой. За летом всегда следует осень, а за осенью – зима, весна сменяет зиму. Каждое время года по-своему красиво и интересно. У каждого свои тайны, загадки, чудеса и сказки!
4) Запись под диктовку.
Пришла настоящая зима. Детишки надели меховые варежки. Мороз щиплет щёки и нос.
- Разберите по членам предложения и укажите части речи.
На доске. Проверка. Оцените себя.
Самоопределение к деятельности
- Посмотрите оформление нашего класса: картины, фотографии, опорные карточки. О зиме можно рассказать не только словами.
- Фотографы сделали прекрасные фотографии, художники заменили слова красками, композиторы написали музыку (Слайд 5. Слушание фонограммы)
- Картины, фотографии, музыка – всё это может создать зимнее настроение. А мы попытаемся передать зимнее настроение с помощью «зимних» или «белых» слов. Как прекрасны эти слова! Послушаем их звучание, возьмите карточку № 1, читаем хором.
изморозь иней
морозная снег
вьюжная снеговик
снегурочка мороз
снежинка сугробы
- Найдите слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО?
- Какая это часть речи?
- Как изменяются имена существительные? (По числам, по падежам)
- Найдите имена существительные 1-го склонения из этих слов? (Снегурочка, снежинка)
- Слайд 6. Просклоняйте слова: СНЕГУРОЧКА, СНЕЖИНКА, ЗЕМЛЯ в тетради. - Что значит просклонять? (Изменить по падежам)
Слайд 7. Проверка. Оцените себя.
- Какая часть слова менялась? Выделите окончания.
- Определите тему и цели урока.
Работа по теме урока
1.Самостоятельная работа. Работа по учебнику с. 26 у. 40
Слайд 8. Проверка. Оцените себя.
2. Работа у доски.
- Вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж и склонение существительных.
Утренняя зарядк… И.п., 1 скл.
над зарядк… Т.п., 1 скл.
после зарядк… Р.п., 1 скл.
- А для чего мы делаем зарядку?
3. Физкульминутка.
Распахнуто окошко, нам холод нипочём!
Походим мы немножко и сон с себя стряхнём!
Чтобы нам работу дать, будем дружно приседать.
Я возьму шар большой, подниму над головой. А теперь пора учиться! И не будем мы лениться!
4.Отгадайте загадку – и вы узнаете, какое слово главное – с него начинается зима.
Читает ученик.
Он летает белой стаей
И не тает на ходу.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)
Покружились звёздочки
В воздухе немножко,
Сели и растаяли
На моей ладошке. (Снежинка)
- А кто видел, как шёл первый снег? (Он шёл медленно, неторопливо)
- Чем пахнет снег? (Свежестью, холодом, сыростью, зимой…)
- Иногда говорят: Как снег на голову свалились. Как вы понимаете этот фразеологический оборот? (Неожиданно, внезапно)
Слайд 9.
- Снег – русское слово, обозначает осадки, выпадающие в виде кристалликов. От слова СНЕГ образовано много однокоренных слов. Назовите их.
- Снег – СНЕГОПАД – СНЕЖОК (чередование СНЕГ - СНЕЖ). Всего у слова СНЕГ – 42 однокоренных слова.
- Если вам интересно, то дома попробуйте их написать.
- А с чем вы можете сравнить СНЕЖИНКИ? (Белые, как сахар. Ажурные, словно кружево, узорчатые. Лёгкие, будто пух)
- Что же делают эти лёгкие снежинки? (Летают, падают, кружатся)
- А можно сказать, что они шепчутся и танцуют, грустят?
Консультанты выдают на парту карточки-помощницы.
Снежинка – белая, ажурная, словно кружево; лёгкая, будто пух; узорчатая, первая, новая, нежная, хрустальная, как звёздочка, как пушинка.
Снежок – падает, опускается искрится, серебрится, сверкает, сияет.
Работа в паре.
- Придумайте с этими словами предложения. Очень важно умело использовать эти слова в предложениях. Нашу речь они делают более яркой и выразительной.
- Запишите несколько предложений в тетрадь.
- Найдите в этих предложениях существительные 1-го склонения, выделите окончания, определите падеж. Проверка. Оцените себя.
5. Восстановление текста.
Возьмите карточку № 2. Прочитайте про себя.
А устав, легла на поляну отдохнуть.
Низко над холмом неторопливо пробирается тусклое, словно неумытое, солнце.
Метель разметала по земле охапку пушистого снега, засыпала кусты, накинула на сосны и пихты белые пушистые полушалки.
Удивительно прекрасна зима!
- Что вы прочитали? (Группу предложений)
- Вам необходимо восстановить смысловую последовательность, объяснить постановку запятых.
- Это текст? Почему? Что такое текст? (Группа предложений, связанных по смыслу в строгом порядке). (Надо 4, 2. 3, 1)
- О ком или о чём говорится в тексте?
- Это текст-повествование. Докажите.
- Озаглавьте текст.
- На какие орфограммы встречаются здесь слова? Что нужно сделать, чтобы написать их правильно?
Запись текста под диктовку.
- Найдите в этих предложениях существительные 1-го склонения, выделите окончания, определите падеж, число. Проверка. Оцените себя.
5. Рефлексия. Творческая работа
- Несколько минут для фантазии. Сочини свою зимнюю сказку, используя опорные слова в карточке-помощнице, или напиши стихотворение о зиме, используя слова на Слайде 10:
Снежинки, на тропинке, дома, зима, уголки, у реки.
- Укажите склонение и падеж имён существительных.
- Чтение стихотворений и сказок. Оцените себя.
- Расскажите, какие существительные относятся к 1-ому склонению. Приведите примеры.
Слайд 11.
- Выберите любое начало предложения и продолжите его.
Сегодня на уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за …
После урока мне захотелось …
Сегодня я сумел …
6.Домашнее задание. Слайд 12.
с. 27 у. 42, подобрать однокоренные слова к слову СНЕГ.
Карточка № 1
изморозь иней
морозная снег
вьюжная снеговик
снегурочка мороз
снежинка сугробы
Карточка-помощница.
Снежинка – белая, ажурная, словно кружево; лёгкая, будто пух; узорчатая, первая, новая, нежная, хрустальная, как звёздочка, как пушинка.
Снежок – падает, опускается искрится, серебрится, сверкает, сияет.
Карточка № 2. Прочитайте про себя.
А устав, легла на поляну отдохнуть.
Низко над холмом неторопливо пробирается тусклое, словно неумытое, солнце.
Метель разметала по земле охапку пушистого снега, засыпала кусты, накинула на сосны и пихты белые пушистые полушалки.
Удивительно прекрасна зима!