СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. 4 класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. 4 класс"»

Тема: Падежные окончания имен существительных 1-го склонения.


Цель: Закрепить у детей знания о падежах, падежных окончаниях; выявить умения правильно определять окончания имён существительных 1-го склонения; развивать фантазию, воображение; обогащать словарный запас по теме «Зима»; воспитывать чувство эмпатии (сопереживания) к природе, к родному краю.


Формируемые УУД: п. – умение выполнять логические операции сравнения, сопоставления; построение умозаключения;

к. – умения устанавливать и сравнивать разные точки зрения; готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей позиции;

р. – соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценивание;

л. – принятие основ экологической культуры, опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной деятельности в жизненных ситуациях.


Оборудование: УМК «Перспектива» учебник «Русский язык» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, 4 класс; фонограмма произведений Чайковского «Времена года», карточки-помощницы для учеников, фотографии и картины с зимними пейзажами.


Ход урока: Слайд 1.


  1. Организационный момент

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять».


  1. Актуализация знаний

1) Минутка чистописания

- Это было в 1942 году. Фашистские полчища рвались к Волге. Нашему городу угрожала смертельная опасность… Воины на стенах домов написали клятву: «МЫ ОТСТОИМ ТЕБЯ, СТАЛИНГРАД!»

- Свою клятву защитники сдержали. Фашистские захватчики были окружены и разгромлены. Это было зимой, в феврале.

- Отгремели бои. Строители вписали в клятву воинов только одну букву, и все поняли, что строители поклялись восстановить город.

- Какую букву вписали строители в клятву воинов? (Р)

- Дайте характеристику звуку {р} – согласный, твёрдый, звонкий, непарный.

Слайд 2. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Рр Ри Ро Рв ро ре рм ру ря

Рита и Роман дружно играли в городки.

- Подчеркните изученные орфограммы.


2) Орфографическая минутка

- Замени одним словом и запиши. Обозначь склонение.

а) Инструмент для копания земли с длинной рукояткой и широким, плоским, отточенным концом. (Лопата)

б) Надпись на письме, посылке с указанием получателя и его местожительства. (Адрес)

в) Человек, совершающий поездку на каком-либо виде транспорта. (Пассажир)

г) Крупный населённый пункт, в котором обычно есть фабрики и заводы. (Город)

д) Плод яблони. (Яблоко)

- Докажите, что вы правильно определили склонение.

- Назовите орфограммы в словах.

Слайд 3. Проверка. Оцените себя.

Лопата (1 скл), адрес (2 скл), город (2 скл.), яблоко (3 скл.).


3) Работа с пословицей.

Слайд 4. Году начало – зиме серединка.

- Что это за литературный жанр? (Пословица)

- Какие пословицы о зиме вы знаете?

- Много чудес приготовила Природа-волшебница. Одна из них – смена времен года. Вы спросите, почему это чудо? А разве нет? Каждый год один сезон сменяет другой. За летом всегда следует осень, а за осенью – зима, весна сменяет зиму. Каждое время года по-своему красиво и интересно. У каждого свои тайны, загадки, чудеса и сказки!


4) Запись под диктовку.

Пришла настоящая зима. Детишки надели меховые варежки. Мороз щиплет щёки и нос.

- Разберите по членам предложения и укажите части речи.

На доске. Проверка. Оцените себя.


  1. Самоопределение к деятельности

- Посмотрите оформление нашего класса: картины, фотографии, опорные карточки. О зиме можно рассказать не только словами.

- Фотографы сделали прекрасные фотографии, художники заменили слова красками, композиторы написали музыку (Слайд 5. Слушание фонограммы)

- Картины, фотографии, музыка – всё это может создать зимнее настроение. А мы попытаемся передать зимнее настроение с помощью «зимних» или «белых» слов. Как прекрасны эти слова! Послушаем их звучание, возьмите карточку № 1, читаем хором.

изморозь иней

морозная снег

вьюжная снеговик

снегурочка мороз

снежинка сугробы

- Найдите слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО?

- Какая это часть речи?

- Как изменяются имена существительные? (По числам, по падежам)

- Найдите имена существительные 1-го склонения из этих слов? (Снегурочка, снежинка)

- Слайд 6. Просклоняйте слова: СНЕГУРОЧКА, СНЕЖИНКА, ЗЕМЛЯ в тетради. - Что значит просклонять? (Изменить по падежам)

Слайд 7. Проверка. Оцените себя.

- Какая часть слова менялась? Выделите окончания.

- Определите тему и цели урока.


  1. Работа по теме урока

1.Самостоятельная работа. Работа по учебнику с. 26 у. 40

Слайд 8. Проверка. Оцените себя.


2. Работа у доски.

- Вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж и склонение существительных.

Утренняя зарядк… И.п., 1 скл.

над зарядк… Т.п., 1 скл.

после зарядк… Р.п., 1 скл.

- А для чего мы делаем зарядку?


3. Физкульминутка.

Распахнуто окошко, нам холод нипочём!

Походим мы немножко и сон с себя стряхнём!

Чтобы нам работу дать, будем дружно приседать.

Я возьму шар большой, подниму над головой. А теперь пора учиться! И не будем мы лениться!


4.Отгадайте загадку – и вы узнаете, какое слово главное – с него начинается зима.

Читает ученик.

Он летает белой стаей

И не тает на ходу.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (Снег)

Покружились звёздочки

В воздухе немножко,

Сели и растаяли

На моей ладошке. (Снежинка)

- А кто видел, как шёл первый снег? (Он шёл медленно, неторопливо)

- Чем пахнет снег? (Свежестью, холодом, сыростью, зимой…)

- Иногда говорят: Как снег на голову свалились. Как вы понимаете этот фразеологический оборот? (Неожиданно, внезапно)

Слайд 9.

- Снег – русское слово, обозначает осадки, выпадающие в виде кристалликов. От слова СНЕГ образовано много однокоренных слов. Назовите их.

- Снег – СНЕГОПАД – СНЕЖОК (чередование СНЕГ - СНЕЖ). Всего у слова СНЕГ – 42 однокоренных слова.

- Если вам интересно, то дома попробуйте их написать.

- А с чем вы можете сравнить СНЕЖИНКИ? (Белые, как сахар. Ажурные, словно кружево, узорчатые. Лёгкие, будто пух)

- Что же делают эти лёгкие снежинки? (Летают, падают, кружатся)

- А можно сказать, что они шепчутся и танцуют, грустят?

Консультанты выдают на парту карточки-помощницы.

Снежинка – белая, ажурная, словно кружево; лёгкая, будто пух; узорчатая, первая, новая, нежная, хрустальная, как звёздочка, как пушинка.

Снежок – падает, опускается искрится, серебрится, сверкает, сияет.

Работа в паре.

- Придумайте с этими словами предложения. Очень важно умело использовать эти слова в предложениях. Нашу речь они делают более яркой и выразительной.

- Запишите несколько предложений в тетрадь.

- Найдите в этих предложениях существительные 1-го склонения, выделите окончания, определите падеж. Проверка. Оцените себя.


5. Восстановление текста.

Возьмите карточку № 2. Прочитайте про себя.

  1. А устав, легла на поляну отдохнуть.

  2. Низко над холмом неторопливо пробирается тусклое, словно неумытое, солнце.

  3. Метель разметала по земле охапку пушистого снега, засыпала кусты, накинула на сосны и пихты белые пушистые полушалки.

  4. Удивительно прекрасна зима!

- Что вы прочитали? (Группу предложений)

- Вам необходимо восстановить смысловую последовательность, объяснить постановку запятых.

- Это текст? Почему? Что такое текст? (Группа предложений, связанных по смыслу в строгом порядке). (Надо 4, 2. 3, 1)

- О ком или о чём говорится в тексте?

- Это текст-повествование. Докажите.

- Озаглавьте текст.

- На какие орфограммы встречаются здесь слова? Что нужно сделать, чтобы написать их правильно?

Запись текста под диктовку.

- Найдите в этих предложениях существительные 1-го склонения, выделите окончания, определите падеж, число. Проверка. Оцените себя.


5. Рефлексия. Творческая работа

- Несколько минут для фантазии. Сочини свою зимнюю сказку, используя опорные слова в карточке-помощнице, или напиши стихотворение о зиме, используя слова на Слайде 10:

Снежинки, на тропинке, дома, зима, уголки, у реки.

- Укажите склонение и падеж имён существительных.

- Чтение стихотворений и сказок. Оцените себя.

- Расскажите, какие существительные относятся к 1-ому склонению. Приведите примеры.

Слайд 11.

- Выберите любое начало предложения и продолжите его.

  • Сегодня на уроке я узнал…

  • На этом уроке я похвалил бы себя за …

  • После урока мне захотелось …

  • Сегодня я сумел …


6.Домашнее задание. Слайд 12.

с. 27 у. 42, подобрать однокоренные слова к слову СНЕГ.






















Карточка № 1


изморозь иней

морозная снег

вьюжная снеговик

снегурочка мороз

снежинка сугробы


Карточка-помощница.


Снежинка – белая, ажурная, словно кружево; лёгкая, будто пух; узорчатая, первая, новая, нежная, хрустальная, как звёздочка, как пушинка.

Снежок – падает, опускается искрится, серебрится, сверкает, сияет.


Карточка № 2. Прочитайте про себя.


  1. А устав, легла на поляну отдохнуть.

  2. Низко над холмом неторопливо пробирается тусклое, словно неумытое, солнце.

  3. Метель разметала по земле охапку пушистого снега, засыпала кусты, накинула на сосны и пихты белые пушистые полушалки.

  4. Удивительно прекрасна зима!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!