СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме: "3. Простые и сложные предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: "3. Простые и сложные предложения"»

Тема:  Простые и сложные предложения.

Цель: актуализировать знания о простом и сложном предложениях, о способах соединения простых предложений в сложное предложение, о постановке запятой в сложном предложении.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные УУД

— инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; 

Регулятивные УУД

— постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

— нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.



Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализация знаний.


  1. Комментированная запись числа.

  2. Словарная работа.

– Выпишите из пословиц словарные слова:

Утро вечера мудренее.

Сытый голодному не товарищ.

Работать – день коротать; отдыхать – ночь избывать.

Встречают по одежке, а провожают по уму.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

  • Говорит направо, а взгляд налево.

  • - Найдем в предложениях слова-антонимы.

  • - Какие слова называются антонимами?

II. Самоопределение к деятельности

    1. Рассмотрите схемы.

– Что объединяет все эти схемы?

(Схемы представлены на слайде.)

1) [ – = ]. 2) [ = – ]. 3) [ = – , – ]. 4) [ – = ,= ]?

(Это схемы простых предложений.)

Представьте, что у простых предложений тоже есть предложения-антонимы. Как они называются? (Сложные.) – Предположите, какие будут ключевые слова урока. (Простое, сложное предложение.)

- Сформулируйте тему урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока.)

  1. Прочитайте и сравните два предложения.

Солнце встало и осветило окрестность. Солнце встало, и окрестность озарилась светом.

—  Чем похожи предложения? (В них содержится одна и  мысль.)

—  Чем они отличаются? (Во втором предложении cmoит запятая, а в первом нет.)

—  Как вы думаете, почему?

—  Найдите грамматическую основу в первом

Предложении.  (Солнце встало и осветило.)

—  Какую роль играет в этом предложении союз и? (Oн объединяет однородные члены предложения.)

—  Найдите грамматическую основу во втором предложении (Солнце встало, свет разлился.)

—  Какую роль играет в этом предложении союз и? (Он соединяет две части сложного предложения.)

—  Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие предложения называются простыми, а какие — сложными, научиться различать простые и сложные предложения.)

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали задачи урока.)


III. Актуализация изученного. Развитие умений.

1. Наблюдения над простыми и сложными предложениям

Работа в парах по карточкам

Задание. Вспомните, чем отличается простое предложение от слож­ного. Распределите карточки по двум группам: простые предложения и сложные предложения.


1 к. Мороз крепчал, но дети не мёрзли.

2 к. Мороз крепчал, но не кусался.

3 к. Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.

4 к. Охотник зарядил ружьё, и раздался выстрел.

5 к. Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.

6 к. Молодые побеги сморщились и завяли.

7 к. Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге.

8 к. Дорога пропала в роще, и спина путника исчезла.


Проверка. Переверните карточки обратной стороной. Расположите карточки в порядке возрастания нумерации. Если у вас получились фигуры треугольник и круг, задание выполнили верно.

— Чем простое предложение отличается от сложного?

Докажите, выбрав любую пару предложений.


— Проверьте себя. Прочитайте материалы рубрики «Вспомни­те!» на с. 36 учебника.

  1. Работа по учебнику 

Упр. 49 (с. 36).

—Прочитайте выразительно поэтические строки.

—  Прочитайте выражения, которые употреблены в переносном значении. (Ветер гонит, ель стонет, лес шепчет.)

—  Сколько предложений в этом отрывке? (Два.)

—  Какие это предложения - сложные или простые? Докажите своё мнение. (Первое предложение простое, в нём одна грамматическая основа — подлежащее ветер, сказуемое гонит. Второе предложение сложное, в нём две основы: ель стонет, лес шепчет.)

—  С помощью чего простые предложения объединяются в сложное предложение? (С помощью интонации, между ними ставится запятая.)

—  Выполните письменные задания к упражнению.


Физкультминутка



Упр. 50

—  Прочитайте предложения.

—  С помощью чего простые предложения объединяются в сложные?

—  Что вы можете сказать о знаках препинания в сложном предложении? (Между частями сложного предложения всегда ставится запятая.)

—  Сравните свои наблюдения с выводами в учебнике.

Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

—  Объясните написание слов с пропущенными буквами.

(Запись двух предложений по выбору по памяти.)

Работа с толковым словарем.

Выпишите слово прекрасный, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

— Выясните значения слова прекрасный по толковому словарю.

Древнейшее значение этого слова - красивый. С помощью приставки пре-, имеющей значение «очень», образовалось слово прекрасный. Теперь в слове прекрасный выделяются только корень и окончание.

 


IV. Рефлексия

Работа по карточкам

—  Отметьте галочкой сложные предложения.

Вариант 1

1) Дедушка сидел на печке и выглядывал из-за трубы.

2) Вот-вот выбросят листья из почек деревья, прилетят грачи.

3) Подняли золотые головки одуванчики, и зацвёл шиповник.

4) Солнце сияло, но не грело землю.

Вариант 2

1) Выглянуло солнце, и земля озарилась ярким светом,

2) На деревьях набухли почки, но листья ещё не проклюнулись.

3) Мы слышали бормотание тетеревов, свист рябчиков.

4) В дуплах старых осин располагаются ночные птицы и запасливые белки.

(Самопроверка.) слайд.

—  Какие предложения называются сложными?

—  Для чего в речи нужны сложные предложения?


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

—  Оцените свою работу на уроке.


V. Подведение итогов урока

Домашнее задание

(дифферен-цированное)



Программный уровень: упр. 52 (с. 37).

Уровень повышенной сложности: упр. 51 (с. 37).