Организационный момент | Вступительное слово учителя В стране родного языка Не всё известно нам пока, Мы путешествовать начнём И сами до всего дойдём. - А хотите ли вы получать новые знания и для чего они вам? -Чего вы ждете от этого урока? - Как бы вы хотели, чтобы прошел урок? | - Да хотим. Знания нужны для того, чтобы Быть образованными, умными, культурными… - Ждем чего-то нового, интересного, полезного для нас. -С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось. |
Актуализация знаний | Чистописание - Давайте откроем свои тетради, запишем число Не забываем о правильной посадке. Начинаем мы, как обычно, с минутки чистописания. У вас на карточках записаны слоги и слова, которые нужно прописать. Обратите внимание на соединение букв. Верхнее, среднее и нижнее соединение. ( Ос, ом, ло, уж, бо , осень, небо, дышало, реже, солнышко, блистало. Словарная работа. - Во время нашего пути нас встречает настоящий листопад. Посмотрите, некоторые листочки приземлились к вам на стол. Но они не простые, а волшебные. - Раскройте их и скажите, какое задание они вам приготовили. - Как назовём наш листопад? - Ребята, а теперь посмотрите, какое слово у вас получилась, если прочитать его сверху вниз. Проверим - Что вам помогло выполнить это задание правильно. - Кто сделал ошибку? - Какой вывод вы можете сделать? - Где можно посмотреть правописание этих слов? | Выполняют письмо по образцу. Вставить в окошечки нужную букву. Коллектив, улица, овёс, лестница, до свидания, аккуратно. Словарным Листик Знания правописания словарных слов. Ответы детей Нужно запомнить правописание данных слов В орфографическом словаре в конце учебника. |
Формулирование темы и целей урока | Работа над лексическим значением слова «листик». - Наконец – то мы приехали в страну учёных. Ребята, нас всех превратили в исследователей. Вы готовы принять такую роль? - Давайте исследуем, какое же лексическое значение имеет слово «Листик»? - Как называются слова, которые имеют несколько значений? Как ещё можем назвать? - Я предлагаю вам найти корень в этом слове. - А что такое корень? - Итак, у кого появилось затруднение? - А у кого уже есть варианты ответа? - В чем возникло затруднение? - Почему же возникло затруднение? - Какова цель вашего дальнейшего исследования? - Сформулирует тему урока. (Учитель вывешивает карточку с изображение корня на доску) | 1. Лист бумаги 2. Лист – часть растения. Многозначные Омонимы Корень слова – это главная значимая часть слова. В нем заключено общее лексическое значение. Учащиеся пополняют задание Два ученика выходят к доске, записывают слова, выделяют корень и объясняют полученный результат). У нас ребята выделили совсем разные корни. У нас нет алгоритма нахождения корня слова Найти способ нахождения корня в слове. Как найти корень в слове? |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Беседа. Открытие нового. - Чему должны научиться в ходе нашего путешествия? - Чтобы узнать правильный корень в слове листик, что нужно сделать в первую очередь? - А теперь запишите родственные слова в тетрадь. - Какие слова вы подобрали? - Посмотрите, жители этой страны нам предлагают написать ещё одно однокоренное слово. (Листики) Вы с ними согласны? -Что нужно сделать, после того как подобрали однокоренные слова? - Что должны выполнить в конце наше работы? - Обозначьте корень в каждом слове. - Посмотрите, в ходе нашего исследования мы получили алгоритм «Как найти в слове корень» 1.Подобрать, к слову, однокоренные слова 2. Проверить, близки ли они по смыслу 3.Выдели в них общую часть. Практическая работа по учебнику Откройте учебник на стр. 74 Упр. 130. Прочитайте. -Найдите однокоренные слова. -Однокоренными являются слова (Осиновый, осинник, осинки, осина, подосиновики.) - Почему они являются однокоренными словами? Что значит однокоренные слова . Как мы ещё можем их назвать? - Ребята ,давайте определим лексическое значение каждого слова. –Где мы можем узнать лексическое значение слова? - Запишем слова, которые мы с вами назвали. Выделим в них корень. Корень осин. Подчеркните в корне непроверяемую орфограмму. - Какие свойства у корня? Сформулируйте правило. Что такое корень? Дополним свои знания о корне. Вывод: Главная часть (есть в каждом слове), Значимая часть. | - Находить и выделять корень в словах 1. Подобрать к слову родственные (однокоренные ) слова. Листва, лиственный, листочек, листопад. Нет, это форма слова, изменилось только окончание. Проверь, близки ли они по смыслу Выделить в них общую часть Лист Однокоренные слова: осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики. Определить однокоренные слова мне помог одинаковый корень в словах, в котором заключено лексическое значение слова. У родственных слов корень одинаковый. Осиновый — принадлежащий осине. Осинник — лес в котором растут осины. Осинки — маленькие осины. Осины — лиственные деревья с круглыми листочками. Подосиновик — гриб, растущий в осиннике. Однокоренные слова — это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. |
Закрепление | Практическая работа с учебником. Работаем по с.75, упр.133. - Ребята, какую работу нужно произвести по упражнению 133? - Что нам в этом поможет? - 1 ряд находит слова и записывает в тетрадь с корнем – дал- 2 ряд – дол-, 3 ряд -мир- Беседа о вежливости и речевом этикете на основе обсуждения слова «мир». - Подберите однокоренные слова. -А как вы понимаете слово «мирить»? -Что такое конфликт? -А какие способы разрешения конфликтов вы знаете? А назовите слова, которыми можно сгладить конфликт. - Выделите корень в словах. - Что заметили? Как пишется корень в однокоренных словах? - С какой целью выполняли данное упражнение? - В корне заключен смысл слова. От него “растут” другие слова. - Сейчас отправляемся на улицу, в которой живут и прошлое, и настоящее. Здесь мы узнаем много интересного, того, что раньше не знали. Работа в группах - Предлагаю поработать в группах. - Каждая группа будет выполнять свою работу. Группа № 1, 2, 3 -лингвисты, 4 группа-этимологами. - Давайте уточним ещё раз, что же такое этимология? - Посмотрите, пожалуйста, на слова: стол, престол, столица. На доске - Какое слово мы не употребляем в современной речи? - Скажите, дорогие мои исследователи, являются ли эти слова однокоренными? - Что нам нужно сделать для того, чтобы узнать истину? - Совершенно, верно. Что нам в этом поможет? - Какие Толковые словари вы знаете? - Приведите три способа того, как можно узнать значение незнакомого слова. - Давайте, проверим. — Вот сейчас вы поработаете с 1 и 2 способом. - 1 группа лингвистов находят лексическое значение слова престол. - 2 группа лингвистов толкование слова стол в древне – русском и современном языке. - 3 группа лингвистов лексическое значение столица - 4 группа этимологов расскажет происхождение слова столица, прочитав и изучив текст, данный в учебнике на стр. 76 упр. 15 Проверка - Что мы нового узнали из прошлого? - А теперь вернёмся к нашему вопросу. Скажите, пожалуйста, являются ли эти слова в современном русском языке однокоренными? | Фронтально, затем работают самостоятельно Найти слова с корнем -дал-, - дол-, - мир-. Словарь однокоренных слов -дал-: далёкий, далеко, даль, издалека, дальний, удалить. Далёкий — находящийся на большом расстоянии. Далеко — расположенный на расстоянии. Даль — большое расстояние. Издалека — с большого расстояния. Дальний — находящийся далеко. Удалить — отправить на большое расстояние. -дол-: дол, долина, долинный. Дол — низменность, место внизу. Долина — низкое ровное место. Долинный — находящийся в долине. -мир-: мир, мирный, мирить, помирить. Мир — отсутствие ссоры, войны. Мирный — без войны (например, время). Мирить — улаживать конфликт. Помирить — уладить ссору. одинаково Научится находить корень, подбирать однокоренные слова. Правила работы в группах Раздел лингвистики, изучающий происхождение слов. Престол Ответы детей Найти лексическое значение этих слов Толковый словарь Д. Н. Ушакова, Владимира Ивановича Даля, Сергея Ивановича Ожегова 1. Посмотреть в словаре, 2. Спросить у взрослых, 3. Понять из текста. Самостоятельная работа в группах Ответы детей Нет |