СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме: "Что такое корень слова?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: "Что такое корень слова?"»

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Что такое корень слова»

Цель: формирование интереса к изучению русского языка путём актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов.

Задачи:

Обучающая: повторить знания о корне слова, выделять его в слове; учить подбирать однокоренные слова; выделять корень слова в однокоренных словах.

Развивающая: развивать наблюдательность, память, творческие способности, речь; совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог.

Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, уважение к товарищам, любовь к предмету; воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством;

Оборудование: учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык» Ч.1, карточки с заданиями.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Вступительное слово учителя

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Мы путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

- А хотите ли вы получать новые знания и для чего они вам?



-Чего вы ждете от этого урока?



- Как бы вы хотели, чтобы прошел урок?






- Да хотим. Знания нужны для того, чтобы

Быть образованными, умными, культурными…

- Ждем чего-то нового,

интересного, полезного для нас.

-С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось.

  1. Актуализация знаний

Чистописание


- Давайте откроем свои тетради, запишем число

Не забываем о правильной посадке. Начинаем мы, как обычно, с минутки чистописания.

У вас на карточках записаны слоги и слова, которые нужно прописать. Обратите внимание на соединение букв. Верхнее, среднее и нижнее соединение. ( Ос, ом, ло, уж, бо , осень, небо, дышало, реже, солнышко, блистало.

Словарная работа.

- Во время нашего пути нас встречает настоящий листопад. Посмотрите, некоторые листочки приземлились к вам на стол. Но они не простые, а волшебные.

- Раскройте их и скажите, какое задание они вам приготовили.

- Как назовём наш листопад?

- Ребята, а теперь посмотрите, какое слово у вас получилась, если прочитать его сверху вниз.

Проверим

- Что вам помогло выполнить это задание правильно.

- Кто сделал ошибку?

- Какой вывод вы можете сделать?

- Где можно посмотреть правописание этих слов?



Выполняют письмо по образцу.












Вставить в окошечки нужную букву.

Коллектив, улица, овёс, лестница, до свидания, аккуратно.

Словарным

Листик

Знания правописания словарных слов.

Ответы детей

Нужно запомнить правописание данных слов

В орфографическом словаре в конце учебника.

  1. Формулирование темы и целей урока

Работа над лексическим значением слова «листик».

- Наконец – то мы приехали в страну учёных. Ребята, нас всех превратили в исследователей. Вы готовы принять такую роль?

- Давайте исследуем, какое же лексическое значение имеет слово «Листик»?

- Как называются слова, которые имеют несколько значений? Как ещё можем назвать?

- Я предлагаю вам найти корень в этом слове.

- А что такое корень?



- Итак, у кого появилось затруднение?


- А у кого уже есть варианты ответа?







- В чем возникло затруднение?

- Почему же возникло затруднение?

- Какова цель вашего дальнейшего исследования?

- Сформулирует тему урока.

(Учитель вывешивает карточку с изображение корня на доску)






1. Лист бумаги

2. Лист – часть растения.

Многозначные

Омонимы

Корень слова – это главная значимая часть слова. В нем заключено общее лексическое значение.

Учащиеся пополняют задание

Два ученика выходят к доске, записывают слова, выделяют корень и объясняют полученный результат).

У нас ребята выделили совсем разные корни.

У нас нет алгоритма нахождения корня слова

Найти способ нахождения корня в слове.

Как найти корень в слове?

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Беседа. Открытие нового.


- Чему должны научиться в ходе нашего путешествия?

- Чтобы узнать правильный корень в слове листик, что нужно сделать в первую очередь?

- А теперь запишите родственные слова в тетрадь.

- Какие слова вы подобрали?

- Посмотрите, жители этой страны нам предлагают написать ещё одно однокоренное слово. (Листики) Вы с ними согласны?


-Что нужно сделать, после того как подобрали однокоренные слова?

- Что должны выполнить в конце наше работы?

- Обозначьте корень в каждом слове.

- Посмотрите, в ходе нашего исследования мы получили алгоритм «Как найти в слове корень»

1.Подобрать, к слову, однокоренные слова

2. Проверить, близки ли они по смыслу

3.Выдели в них общую часть.


Практическая работа по учебнику

Откройте учебник на стр. 74 Упр. 130. Прочитайте.


-Найдите однокоренные слова.

-Однокоренными являются слова (Осиновый, осинник, осинки, осина, подосиновики.)

- Почему они являются однокоренными словами? Что значит однокоренные слова . Как мы ещё можем их назвать?

- Ребята ,давайте определим лексическое значение каждого слова.

–Где мы можем узнать лексическое значение слова?







- Запишем слова, которые мы с вами назвали. Выделим в них корень. Корень осин. Подчеркните в корне непроверяемую орфограмму.


- Какие свойства у корня?

Сформулируйте правило. Что такое корень? Дополним свои знания о корне.

Вывод: Главная часть (есть в каждом слове), Значимая часть.



- Находить и выделять корень в словах

1. Подобрать к слову родственные (однокоренные ) слова.

Листва, лиственный, листочек, листопад.

Нет, это форма слова, изменилось только окончание.

Проверь, близки ли они по смыслу


Выделить в них общую часть

Лист












Однокоренные слова: осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики.

Определить однокоренные слова мне помог одинаковый корень в словах, в котором заключено лексическое значение слова. У родственных слов корень одинаковый.

Осиновый — принадлежащий осине.

Осинник — лес в котором растут осины.

Осинки — маленькие осины.

Осины — лиственные деревья с круглыми листочками.

Подосиновик — гриб, растущий в осиннике.

Однокоренные слова — это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

  1. Физминутка

Выполнение физических упражнений

"Мы – листики осенние"

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

Встают и выполняют упражнения за учителем.

  1. Закрепление

Практическая работа с учебником.


Работаем по с.75, упр.133.

- Ребята, какую работу нужно произвести по упражнению 133?

- Что нам в этом поможет?

- 1 ряд находит слова и записывает в тетрадь с корнем – дал-


2 ряд – дол-, 3 ряд -мир-























Беседа о вежливости и речевом этикете на основе обсуждения слова «мир».

- Подберите однокоренные слова.

-А как вы понимаете слово «мирить»?

-Что такое конфликт?

-А какие способы разрешения конфликтов вы знаете?

А назовите слова, которыми можно сгладить конфликт.


- Выделите корень в словах.


- Что заметили? Как пишется корень в однокоренных словах?

- С какой целью выполняли данное упражнение?

- В корне заключен смысл слова. От него “растут” другие слова.

- Сейчас отправляемся на улицу, в которой живут и прошлое, и настоящее. Здесь мы узнаем много интересного, того, что раньше не знали.

Работа в группах

- Предлагаю поработать в группах.

- Каждая группа будет выполнять свою работу. Группа № 1, 2, 3 -лингвисты, 4 группа-этимологами.

- Давайте уточним ещё раз, что же такое этимология?

- Посмотрите, пожалуйста, на слова: стол, престол, столица.

На доске

- Какое слово мы не употребляем в современной речи?

- Скажите, дорогие мои исследователи, являются ли эти слова однокоренными?

- Что нам нужно сделать для того, чтобы узнать истину?

- Совершенно, верно. Что нам в этом поможет?

- Какие Толковые словари вы знаете?

- Приведите три способа того, как можно узнать значение незнакомого слова.

- Давайте, проверим.

— Вот сейчас вы поработаете с 1 и 2 способом.

- 1 группа лингвистов находят лексическое значение слова престол.

- 2 группа лингвистов толкование слова стол в древне – русском и современном языке.

- 3 группа лингвистов лексическое значение столица

- 4 группа этимологов расскажет происхождение слова столица, прочитав и изучив текст, данный в учебнике на стр. 76 упр. 15

Проверка

- Что мы нового узнали из прошлого?

- А теперь вернёмся к нашему вопросу. Скажите, пожалуйста, являются ли эти слова в современном русском языке однокоренными?

Фронтально, затем работают самостоятельно

Найти слова с корнем -дал-, - дол-, - мир-.

Словарь однокоренных слов

-дал-: далёкий, далеко, даль, издалека, дальний, удалить.

Далёкий — находящийся на большом расстоянии.

Далеко — расположенный на расстоянии.

Даль — большое расстояние.

Издалека — с большого расстояния.

Дальний — находящийся далеко.

Удалить — отправить на большое расстояние.


-дол-: дол, долина, долинный.

Дол — низменность, место внизу.

Долина — низкое ровное место.

Долинный — находящийся в долине.

-мир-: мир, мирный, мирить, помирить.

Мир — отсутствие ссоры, войны.

Мирный — без войны (например, время).

Мирить — улаживать конфликт.

Помирить — уладить ссору.

одинаково

Научится находить корень, подбирать однокоренные слова.


Правила работы в группах









Раздел лингвистики, изучающий происхождение слов.



Престол


Ответы детей


Найти лексическое значение этих слов

Толковый словарь


Д. Н. Ушакова, Владимира Ивановича Даля, Сергея Ивановича Ожегова


1. Посмотреть в словаре, 2. Спросить у взрослых, 3. Понять из текста.

Самостоятельная работа в группах




Ответы детей


Нет

  1. Итог урока

Обобщающая беседа

-Ребята, наше путешествие подходит к концу, мы возвращаемся домой. Скажи, дорогие исследователи, какова была цель сегодняшнего нашего путешествия?

- Мы достигли цели урока? Докажите?

- Какие слова мы называем однокоренными?

- Что такое корень слова?

Правила с.75 выучить правило, № 139.


научиться находить корень в слове.

ДА.

Мы выстроили алгоритм нахождения корня в слове.

Записывают домашнее задание



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!