Открытый урок русского языка во 2 «Б» классе
Учитель: Медведева И.А.
Тема урока: Приставка как часть слова
Цели урока:
1) познакомить с приставкой как частью слова, организовать наблюдение за лексическим значением приставок, научить выделять ее из состава слова, употреблять в словах;
2) способствовать развитию речевой деятельности, обогащению словарного запаса, совершенствовать навыки работы в парах и группах;
3) воспитывать интерес и любовь к родному языку.
Задачи урока:
Предметные:
-
создать условия для формирования представлений детей о приставке как значимой части слова;
-
обеспечить усвоения учащимися умения находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки;
-
помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
Метапредметные:
-
познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;
-
коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
Личностные:
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Средства обучения: Мультимедийная презентация к уроку “Приставка как часть слова”; компьютер, “Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 [С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.]; под ред. С.В.Иванова. – М. Вентана-Граф, 2014. (Начальная школа ХХI века); опорная схема “Алгоритм нахождения приставки”, карточки “Составь слово из частей”, индивидуальные карточки “Части слова”, карточка “Как найти приставку”, цветные карточки с разноуровневыми заданиями (3 уровня).
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь, зарядите положительной энергией друг друга и тогда у нас всё получится.
- Наш урок мы начнем с физ.минутки для пальчиков.
Физминутка для пальчиков.
II. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Минутка чистописания. Слайд 2. Презентация
Отработка элементов букв (Л, М, л, м)
- Прочитайте вторую строчку (Липецк, Лениногорск, Москва)
- Как одним словом можно назвать эти слова? (Города)
- Какие города вы знаете, назовите их.
- Какие особенности вы увидели в написаниях городов? (Имена собственные пишутся с заглавной буквы)
- Запишите в тетрадь орфографически правильно названия городов.
Слайд 3
- Какой город расположен близко к нам ?
- Какие достопримечательности этого города вы знаете?
- Как выдумаете, с каким словарным словом познакомимся? (Город)
- Запишите в тетрадь орфографически правильно словарное слово, выделите орфограмму.
- Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Сделать слово из частей.
- С какими частями слова мы знакомы? (Корень, окончание, суффикс)
Работа в парах. Слайд 4
- Поработайте в парах.
- Составьте из данных частей слова на карточке №1. (Приложение 1)
- Какие слова у вас получились? (Города, городок, пригородный)
- Как понимаем значение слова “пригородный”?
Проверка на Слайде 5.
- Запишите слова в тетрадь.
- Что вы можете сказать об этих словах? (Однокоренные)
- Какие слова называются однокоренными? (Родственные слова с общим корнем)
- Выделим известные части слов самостоятельно.
(Работа ученика у доски).
Взаимопроверка.
- Поменяйтесь тетрадями, оцените работу соседа. (отметка выставляется учащимися на полях в виде цветовых сигналов)
- Проверим работу на доске.
Слайд 6
- Какие проблемы возникли в выделении слов?
- Почему осталась невыделенная часть в слове “пригородный”?
- Какой у вас возникает вопрос?
- Есть желание узнать?
- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Познакомиться с этой новой частью слова)
- На какие вопросы хотите получить ответ?
Слайд 7
- Что это?
- Где находится?
- Как обозначается?
- Для чего служит?
- Имеет ли значение?
- Как найти?
- Начнём исследование этой части слова. И подготовим наши глаза к работе.
Физминутка для глаз Слайд 8
III. Первичное усвоение новых знаний.
- Ответы на некоторые из вопросов вы можете получить из текста на карточке № 2, лежащей у вас на столе. (Приложение 2)
Слайд 9 Работа в паре.
- Вы не просто должны прочитать текст на карточке.
Наши задачи:
-
Определить, что вам хорошо знакомо, а с чем вы встретились впервые.
-
С помощью специальных значков, сделать в тексте пометки:
Слайд 10
+ - уже знал
- - новое
?- есть вопрос
Фронтальная проверка.
- С какой информацией из текста вы уже были знакомы?
- Какая информация стала для вас новой?
- Назовите тему урока.
- Какие цели урока?
Слайд 11
- Какой вывод можно сделать по нашим вопросам, которые стояли у нас в начале урока?
Приставка – это часть слова. Она стоит перед корнем. Приставки служат для образования новых слов. Приставки могут иметь различное значение. Обозначается приставка так
.
- Опираясь на полученные из текста знания, ответьте на возникшие у вас вопросы и разберите слово “пригородный”.
- Как называется не выделенная вами часть слова “пригородный”?
Как её можно обозначить?
- Где она находится?
- Для чего она нужна, для чего служит? (Образования нового слова)
Слайд 12
Вывод. Мы ответили на ряд вопросов
- Сделайте вывод, что мы выяснили?
- Как вы думаете, почему приставка находится перед корнем? (Ответы детей).
- Хотите я вам расскажу еще одну версию по этому вопросу, но она сказочная
Слайд 13
Учитель рассказывает сказку.
Сказка о приставке
Приставки всегда существовали в волшебной стране русского языка. До одного прекрасного дня все приставки были одиноки, но в этот день одна очень умная Приставка решила подружиться с другими частями слова. Сначала Приставка подошла к Окончанию и сказала: «Давай дружить!» Но злое Окончание отказало Приставке. Затем Приставка подошла к Суффиксу, но и он отверг ее предложение. У Приставки осталась надежда только на Корень. И, как ни странно, Корень подружился с ней, и с тех пор они дружат.
- Немного отдохнем и продолжим исследование.
IV. Физминутка.
Слайд 14
- Чтобы ответить на вопрос: “Имеет ли значение приставка?”. Выполним упражнение 1 из учебника на стр.143
- Поработайте в парах. (Работа в парах.) с 143, упр. 1.
Слайд 15
- Проверим, что у вас получилось?
- Что можно сказать о данных словах? (Однокоренные) .
- Назовите корень в словах. (Беж)
- С помощью какой части слова они образовались? (Приставки)
- Для чего служит приставка? (Для образования слов)
- Где в слове находится приставка? (Перед корнем)
- Так для чего нужна приставка? (Для образования новых слов)
- Какое общее значение у этих слов? (Движение, перемещение)
- А все ли эти слова обозначают одно и тоже движение? (Нет)
- Какие части слова изменили смысл каждого слова? (Приставки)
- Рассмотрим, какое значение придаёт слову каждая приставка в упражнении?
За – нахождение по ту сторону, позади, дальше чего-либо
Вы – указывает на движение изнутри
При – доведение действия до конца, полное сближение с целью движения
Пере – направление действия через предмет
От – удаление на небольшое расстояние
- Какой вывод можно сделать? (Приставка имеет значение)
V. Организация усвоения способов деятельности (первичное закрепление).
- На все ли вопросы мы ответили? (Нет)
- Как найти приставку в слове?
- Расположите по порядку этапы нахождения приставки на карточке № 3 в группе. (Приложение 4)
Слайд 16. (Работа в группе)
Работают по карточке.
Проверка. Стр. 145 учебника.
- Проверьте правильность выполнения задания на стр. 145 Алгоритм нахождения приставки.
Слайд 17
Алгоритм нахождения приставки.
- А сейчас подумайте, что вам на уроке понравилось делать больше всего и выполните задания на разноцветных карточках. (Приложение 5)
- Если хорошо образовывать новые слова с помощью приставки - зелёная карточка, находить приставку – синяя карточка, определять значение приставки – жёлтая карточка.
Слайд 18
- Давайте проверим. (Проверка осуществляется при помощи мультимедийной доски – правильное выполнение заданий)
Слайд 19
- Оцените работу.
- Посмотрим на вопросы, которые у нас стояли в начале урока.
Слайд 20
- На все вопросы ответили в начале урока?
VI. Первичное усвоение новых знаний.
- Давайте проверим, что вы запомнили на сегодняшнем уроке.
- Если вы согласны с данным высказыванием- показываем большой палец вверх, если нет, то вниз.
Слайд 21. (Тесты)
1. Приставка – это часть предложения.
2. Приставка - это часть слова.
3. Приставка стоит после корня.
4. Приставка стоит перед корнем.
5. Приставка пишется отдельно.
6. Приставка пишется слитно.
7. Приставка - это главная общая часть родственных слов.
8. Приставка служит для образования новых слов.
9. Приставка имеет своё значение.
VII. Рефлексия
Слайд 22 (рисуем сигналы на полях)
- Кому всё было понятно….
- У кого ещё были трудности….
Кому было непонятно ……..
VIII. Задание на дом.
Слайд 23
- Какие впечатления остались у вас от нашего урока?
- Какая цель следующих уроков?
- Спасибо за урок!
7