СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме "Приставка как часть слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка по теме "Приставка как часть слова" для УМК "начальная школа 21 века", 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Приставка как часть слова"»

Открытый урок русского языка во 2 «Б» классе


Учитель: Медведева И.А.


Тема урока: Приставка как часть слова


Цели урока:

1) познакомить с приставкой как частью слова, организовать наблюдение за лексическим значением приставок, научить выделять ее из состава слова, употреблять в словах;
2) способствовать развитию речевой деятельности, обогащению словарного запаса, совершенствовать навыки работы в парах и группах;
3) воспитывать интерес и любовь к родному языку.

Задачи урока:

Предметные:

  • создать условия для формирования представлений детей о приставке как значимой части слова;

  • обеспечить усвоения учащимися умения находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки;

  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные:

  • познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;

  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

Личностные:

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Средства обучения: Мультимедийная презентация к уроку “Приставка как часть слова”; компьютер, “Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1  [С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.]; под ред. С.В.Иванова. – М.  Вентана-Граф, 2014. (Начальная школа ХХI века);  опорная схема “Алгоритм нахождения приставки”, карточки “Составь слово из частей”, индивидуальные карточки “Части слова”, карточка “Как найти приставку”, цветные карточки с разноуровневыми заданиями (3 уровня).





Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь, зарядите положительной энергией друг друга и тогда у нас всё получится.

- Наш урок мы начнем с физ.минутки для пальчиков.

Физминутка для пальчиков.



II. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Минутка чистописания. Слайд 2. Презентация

Отработка элементов букв (Л, М, л, м)

- Прочитайте вторую строчку (Липецк, Лениногорск, Москва)

- Как одним словом можно назвать эти слова? (Города)

- Какие города вы знаете, назовите их.

- Какие особенности вы увидели в написаниях городов? (Имена собственные пишутся с заглавной буквы)

- Запишите в тетрадь орфографически правильно названия городов.

Слайд 3

- Какой город расположен близко к нам ?

- Какие достопримечательности этого города вы знаете?

- Как выдумаете, с каким словарным словом познакомимся? (Город)

- Запишите в тетрадь орфографически правильно словарное слово, выделите орфограмму.

- Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Сделать слово из частей.

- С какими частями слова мы знакомы? (Корень, окончание, суффикс)

Работа в парах. Слайд 4

Поработайте в парах.

Составьте из данных частей слова на карточке №1. (Приложение 1)

- Какие слова у вас получились? (Города, городок, пригородный)

- Как понимаем значение слова “пригородный”?

Проверка на Слайде 5.

- Запишите слова в тетрадь.

- Что вы можете сказать об этих словах? (Однокоренные)

- Какие слова называются однокоренными? (Родственные слова с общим корнем)

- Выделим известные части слов самостоятельно.

(Работа ученика у доски).

Взаимопроверка.

- Поменяйтесь тетрадями, оцените работу соседа. (отметка выставляется учащимися на полях в виде цветовых сигналов)

- Проверим работу на доске.

Слайд 6

- Какие проблемы возникли в выделении слов?

- Почему осталась невыделенная часть в слове “пригородный”?

- Какой у вас возникает вопрос?

- Есть желание узнать?

- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Познакомиться с этой новой частью слова)

- На какие вопросы хотите получить ответ?

Слайд 7

- Что это?

- Где находится?

- Как обозначается?

- Для чего служит?

- Имеет ли значение?

- Как найти?

- Начнём исследование этой части слова. И подготовим наши глаза к работе.

Физминутка для глаз Слайд 8



III. Первичное усвоение новых знаний.

- Ответы на некоторые из вопросов вы можете получить из текста на карточке № 2, лежащей у вас на столе. (Приложение 2)

Слайд 9 Работа в паре.

- Вы не просто должны прочитать текст на карточке.

Наши задачи:

  • Определить, что вам хорошо знакомо, а с чем вы встретились впервые.

  • С помощью специальных значков, сделать в тексте пометки:

Слайд 10

+ - уже знал

- - новое

?- есть вопрос

Фронтальная проверка.

- С какой информацией из текста вы уже были знакомы?

- Какая информация стала для вас новой?

- Назовите тему урока.

- Какие цели урока?

Слайд 11

- Какой вывод можно сделать по нашим вопросам, которые стояли у нас в начале урока?

Приставка – это часть слова. Она стоит перед корнем. Приставки служат для образования новых слов. Приставки могут иметь различное значение. Обозначается приставка так   .

- Опираясь на полученные из текста знания, ответьте на возникшие у вас вопросы и разберите слово “пригородный”.

- Как называется не выделенная вами часть слова “пригородный”?

Как её можно обозначить?

- Где она находится?

- Для чего она нужна, для чего служит? (Образования нового слова)

Слайд 12

Вывод. Мы ответили на ряд вопросов

- Сделайте вывод, что мы выяснили?

- Как вы думаете, почему приставка находится перед корнем? (Ответы детей).

- Хотите я вам расскажу еще одну версию по этому вопросу, но она сказочная

Слайд 13

Учитель рассказывает сказку.

Сказка о приставке


Приставки всегда существовали в волшебной стране русского языка. До одного прекрасного дня все приставки были одиноки, но в этот день одна очень умная Приставка решила подружиться с другими частями слова. Сначала Приставка подошла к Окончанию и сказала: «Давай дружить!» Но злое Окончание отказало Приставке. Затем Приставка подошла к Суффиксу, но и он отверг ее предложение. У Приставки осталась надежда только на Корень. И, как ни странно, Корень подружился с ней, и с тех пор они дружат.



- Немного отдохнем и продолжим исследование.

IV. Физминутка.

Слайд 14

- Чтобы ответить на вопрос: “Имеет ли значение приставка?”. Выполним упражнение 1 из учебника на стр.143

- Поработайте в парах. (Работа в парах.) с 143, упр. 1.

Слайд 15

- Проверим, что у вас получилось?

- Что можно сказать о данных словах? (Однокоренные) .

- Назовите корень в словах. (Беж)

- С помощью какой части слова они образовались? (Приставки)

- Для чего служит приставка? (Для образования слов)

- Где в слове находится приставка? (Перед корнем)

- Так для чего нужна приставка? (Для образования новых слов)

- Какое общее значение у этих слов? (Движение, перемещение)

- А все ли эти слова обозначают одно и тоже движение? (Нет)

- Какие части слова изменили смысл каждого слова? (Приставки)

- Рассмотрим, какое значение придаёт слову каждая приставка в упражнении?

За – нахождение по ту сторону, позади, дальше чего-либо

Вы –  указывает на движение изнутри

При – доведение действия до конца, полное сближение с целью движения

Пере – направление действия через предмет

От – удаление на небольшое расстояние

- Какой вывод можно сделать? (Приставка имеет значение)

V. Организация усвоения способов деятельности (первичное закрепление).

- На все ли вопросы мы ответили? (Нет)

- Как найти приставку в слове?

- Расположите по порядку этапы нахождения приставки на карточке № 3 в группе. (Приложение 4)

Слайд 16. (Работа в группе)

Работают по карточке.

Проверка. Стр. 145 учебника.

Проверьте правильность выполнения задания на стр. 145 Алгоритм нахождения приставки.

Слайд 17

Алгоритм нахождения приставки.

- А сейчас подумайте, что вам на уроке понравилось делать больше всего и выполните задания на разноцветных карточках. (Приложение 5)

- Если хорошо образовывать новые слова с помощью приставки - зелёная карточка, находить приставку – синяя карточка, определять значение приставки – жёлтая карточка.

Слайд 18

- Давайте проверим. (Проверка осуществляется при помощи мультимедийной доски – правильное выполнение заданий)

Слайд 19

- Оцените работу.

- Посмотрим на вопросы, которые у нас стояли в начале урока.

Слайд 20

- На все вопросы ответили в начале урока?

VI. Первичное усвоение новых знаний.

- Давайте проверим, что вы запомнили на сегодняшнем уроке.

- Если вы согласны с данным высказыванием- показываем большой палец вверх, если нет, то вниз.

Слайд 21. (Тесты)

1. Приставка – это часть предложения.

2. Приставка - это часть слова.

3. Приставка стоит после корня.

4. Приставка стоит перед корнем.

5. Приставка пишется отдельно.

6. Приставка пишется слитно.

7. Приставка - это главная общая часть родственных слов.

8. Приставка служит для образования новых слов.

9. Приставка имеет своё значение.



VII. Рефлексия

Слайд 22 (рисуем сигналы на полях)

- Кому всё было понятно….

- У кого ещё были трудности….

Кому было непонятно ……..

VIII. Задание на дом



Слайд 23

- Какие впечатления остались у вас от нашего урока?

- Какая цель следующих уроков?

- Спасибо за урок!



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!