СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме "Признаки глагола и прилагательного у причастия" 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока и презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Признаки глагола и прилагательного у причастия"

Просмотр содержимого документа
«Уроки русского языка в 7»

Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме "Признаки прилагательного и глагола у причастий"

Цели

  • закрепить знания о причастии;

  • выяснить, какие признаки прилагательного и глагола имеют причастия.

1. Орг.момент.

2. Актуализация знаний.

(Слайд 1) Беседа о причастии как части речи.

Значение и признаки, каких двух частей речи объединяет в себе причастие?

Как причастия связаны с действием, как с признаком предмета?

Как легко превратить причастие в глагол? Объясните на примере летящий шарик (тот который летит)

(Слайд 2) Задание: Найди причастия и запиши глаголы, от которых они образованы, определите главное слово в словосочетании, выделите суффикс в причастиях.

Сверкающий снег, светящийся шар, приближающийся пароход, скачущий всадник, замерзший мальчик, увидевший книгу, залитый водой, оторванная пуговица, принесенный пакет, мучимый жаждой, рекомендуемая книга, делимое число.

(Слайд 3) Проверим.

Сделайте вывод о роли причастия в словосочетании: Причастие может являться главным словом и иметь зависимые слова, а может иметь определяемое слово и быть зависимым словом.

Сделайте вывод о том, как отличить причастие от других частей речи по формальным признакам: причастия имеют суффиксы причастий, по которым их легко отличить от других частей речи

-ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-)

-ем- (-ом-), -им-

-вш-, -ш-

-енн- (-ённ-), -нн-, -т-

(Слайд 4) Запомните суффиксы именно в этой последовательности, смысл которой станет понятен позднее.

(Слайд 5) Задание: Укажи причастия и прилагательные в тексте, выдели их суффиксы.

1) В эту минуту хозяин вошёл с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю. 2) Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары. 3) Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помощь. 4) Я увидел мужчину росту высокого, но уже сгорбленного старостью. 5) Старый полинялый мундир его напоминал воина времён Анны Иоанновны. б) Река ещё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым - снегом. 7) У ворот увидел я старую чугунную пушку. 8) Я вошёл в сени и отворил дверь в переднюю. 9) Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою. 10) В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника.

А. Пушкин

(Слайд 6) Проверим:

Причастия: кипящим самоваром; обстрижены в кружок; оборванный армяк, за оказанную помощь, сгорбленного старостью, покрытых снегом, отвергнутой любви

Прилагательные: татарские шаровары, росту высокого, старый мундир, полинялый мундир, свинцовые волны, однообразных берегах, белым снегом, старую чугунную пушку, капитанскую дочь, совершенною дурочкою, оскорблённого самолюбия, несчастного соперника.

3. Изучение нового материала

1. Признаки прилагательного у причастия.

(Слайд 7) Раз мы будем говорить о прилагательных, давайте-ка вспомним о них немного.

  1. Что обозначают прилагательные?

  2. На какой вопрос они отвечают?

  3. Какую синтаксическую функцию выполняют?

  4. Как изменяются прилагательные?

  5. От каких частей речи образуются прилагательные?

А теперь подумайте, если все эти вопросы задать о причастии? Какие ответы будут другими? (к вопросам 1 и 5)

Задание: А теперь давайте просклоняем словосочетания прилагательное + существительное и причастие + существительное. Выделим окончания. (Работа по рядам)

Серебристый сверкающий свет, молодая смеющаяся девушка, темное грохочущее небо, яркие светящиеся окна.

(слайды 8-11) Проверяем

Сделайте вывод: Причастия, как и прилагательные согласуются в роде, числе и падеже с существительными.

Кстати, какими членами предложения могут являться причастия и прилагательные в данных выше словосочетаниях?

Существительное, от которого зависит и прилагательное, и причастие, называется определяемым словом. Запомни, это тебе пригодится: определение и определяемое слово.

Я должен остановить твоё внимание на этом моменте. Определение и определяемое слово согласуются между собой в роде, числе и падеже (иногда только в падеже). Надеюсь, ты именно это выяснил, склоняя разные формы.

(Слайд 12) Упражнение

Согласуй определения с определяемыми словами. Определите род, число, падеж причастий.

1) Я заметил, что каждая волна, (представлявшийся)……с берега или с борта корабля {огромный, ровный и гладкий)…….горой, в действительности скорее похожа на цепь {неровный) …..холмов с (остроконечный)…… вершинами, со склонами и долинами.

2) Сильвер разговаривал с двумя пиратами, {перегнувшийся)…….к нему через борт корабля. 3) Из восьми человек,(пострадавший)……..в бою, оставались в живых только

трое: пират, подстреленный у бойницы, Хантер и капитан Смоллетт. 4) Мы уселись на песке возле огня и стали закусывать (поджаренный)……свининой. 5) Никогда в своей жизни не видел я людей, так беззаботно (относящийся)……..к (завтрашний)…….дню.

Р. Стивенсон

(Слайд 13) Каким членом предложения являются выделенные слова?

Сделайте вывод о роли причастий в предложении: Чаще всего, как и прилагательные, причастия являются определениями.

Ещё один вопрос. Ну-ка вспомните, как называются такие формы прилагательных: весела, молода, полны, зелены, хорош, верен.

От всех ли прилагательных образуются краткие формы? (Нет, только от качественных)

(Слайд 14) Задание: Сами образуйте краткие формы от причастий. От всех ли причастий можно образовать эти формы?

Нарисованные, приукрашенные, ведомые, видимые, победившие, выросшие, смеющиеся, боящиеся, ждущие.

Краткую форму имеют только те причастия, которые имеют суффиксы (это страдательные причастия)

-ем- (-ом-), -им-

-енн- (-ённ-), -нн-, -т-

(Слайд 15) Вывод: Признаки прилагательного у причастия:

1. Согласуются в роде, числе и падеже.

2. Имеют полную и краткую форму.

3. В предложении чаще всего являются определениями.

2. Признаки глагола у причастия.

Вспомни морфологические признаки, которые причастие унаследовало от глагола.

/. Вид совершенный и несовершенный.

Возвратное и невозвратное.

Время настоящее и прошедшее.

(Слайд 16) А о видовых формах... Причастие сохраняет вид того глагола (родителя!), от которого образовалось. Оно настолько богато, что, благодаря отцу и матери, может иметь сразу два вопроса. Проще всего задать вопрос прилагательного. Но, если захочешь, можешь поставить вопрос иначе. Например:

1) Перед пылающим костром сидел капитан Смоллетт.

2) Негодование пиратов, сдерживаемое страхом перед Сильвером, прорвалось наружу.

3) Краем глаза я заметил движущуюся тень.

Р. Стивенсон

К словам пылающим, сдерживаемое и движущуюся можно задать такие вопросы: что делающим? как делаемое? что делающую? (Дописать вопросы в модель)

Обрати внимание на причастие движущуюся. Разбери его по составу. Итак, -УЩ— суффикс причастия, а что такое –СЯ?

Как называются глаголы, имеющие такой же суффикс? (возвратные)

Так вот, причастия, как и глаголы, делятся на возвратные и невозвратные.

(Слайд 17) Задание:

Найди причастия, выпиши их и укажи морфологические признаки: вид, возвратность, а если сумеешь, то и время, затем форму (полная или краткая), род, число, падеж. В каких случаях причастия играют роль существительных?

Детские народные приметы и суеверия

1) Кошка, дёрнутая за хвост, пророчит исцарапанные уши.

2) Незавязанные шнурки предвестники разбитого носа.

3) Мокрые ноги и хлюпающий нос предвещают тихую и спокойную жизнь в постели.

4) Отлупивший девочку дурак.

5) Заглянувшему в школу откроется бездна знаний.

6) Наказанного простят.

7) Кусок мыла, съеденный перед обедом, надолго отбивает аппетит.

8) Долгие вечерние крики мамы, зовущей вас домой, к мелким неприятностям.

Г. Остер

Д. з. Теория, Подобрать и записать строфы из стихотворений на тему “Осень”, в которых были бы причастия.

Просмотр содержимого презентации
«признаки глаг и прил у прич»

Признаки прилагательного  у причастий.  Признаки глагола  у причастий.

Признаки прилагательного у причастий. Признаки глагола у причастий.

Задание: Найди причастия и запиши глаголы, от которых они образованы, определите главное слово в словосочетании, выделите суффикс в причастиях.   Сверкающий снег, светящийся шар, приближающийся пароход, скачущий всадник, замерзший мальчик, увидевший книгу, залитый водой, оторванная пуговица, принесенный пакет, мучимый жаждой, рекомендуемая книга, делимое число.  Образец: Сверкающий снег – снег, который сверкает

Задание: Найди причастия и запиши глаголы, от которых они образованы, определите главное слово в словосочетании, выделите суффикс в причастиях.

Сверкающий снег, светящийся шар, приближающийся пароход, скачущий всадник, замерзший мальчик, увидевший книгу, залитый водой, оторванная пуговица, принесенный пакет, мучимый жаждой, рекомендуемая книга, делимое число.

Образец: Сверкающий снег – снег, который сверкает

Проверим: Сверкающий снег, светящийся шар, приближающийся пароход, скачущий  всадник, замерзший мальчик, увидевший  книгу, залитый водой, оторванная пуговица, принесенный пакет, мучимый  жаждой, рекомендуемая книга, делимое число.

Проверим:

Сверкающий снег, светящийся шар,

приближающийся пароход, скачущий

всадник, замерзший мальчик, увидевший

книгу, залитый водой, оторванная

пуговица, принесенный пакет, мучимый

жаждой, рекомендуемая книга, делимое число.

-ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-) -ем- (-ом-),  -им- -вш-, -ш- -енн- (-ённ-),  -нн-, -т-

-ущ- (-ющ-),

-ащ- (-ящ-)

-ем- (-ом-),

-им-

-вш-, -ш-

-енн- (-ённ-),

-нн-, -т-

Задание: Укажи причастия и прилагательные в тексте, выдели суффиксы причастий.   1)В эту минуту хозяин вошёл с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю. 2) Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары. 3) Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помощь. 4) Я увидел мужчину росту высокого, но уже сгорбленного старостью. 5) Старый полинялый мундир его напоминал воина времён Анны Иоанновны.  б) Река ещё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. 7) У ворот увидел я старую чугунную пушку. А. Пушкин

Задание: Укажи причастия и прилагательные в тексте, выдели суффиксы причастий.

1)В эту минуту хозяин вошёл с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю.

2) Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.

3) Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помощь.

4) Я увидел мужчину росту высокого, но уже сгорбленного старостью.

5) Старый полинялый мундир его напоминал воина времён Анны Иоанновны.

б) Река ещё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.

7) У ворот увидел я старую чугунную пушку.

А. Пушкин

Прилагательные:  татарские шаровары,  росту высокого,  старый мундир, полинялый мундир, свинцовые волны, однообразных берегах, белым снегом,  старую чугунную пушку Причастия: кип ящ им самоваром; обстриж ен ы в кружок; оборва нн ый армяк, за оказа нн ую помощь, сгорбле нн ого старостью, покры т ых снегом

Прилагательные: татарские шаровары, росту высокого, старый мундир, полинялый мундир, свинцовые волны, однообразных берегах, белым снегом, старую чугунную пушку

Причастия:

кип ящ им самоваром; обстриж ен ы в кружок;

оборва нн ый армяк,

за оказа нн ую помощь, сгорбле нн ого старостью, покры т ых снегом

    ый ий ого его ому ему ый ий ым им ом ем

    ый ий

    ого его

    ому ему

    ый ий

    ым им

    ом ем

    ая ая ой ей ой ей ую ую ой ей ой ей

    ая ая

    ой ей

    ой ей

    ую ую

    ой ей

    ой ей

    ое ее ого его ому ему ое ее ым им ом ем

    ое ее

    ого его

    ому ему

    ое ее

    ым им

    ом ем

    ие ие их их им им ие ие ими ими их их

    ие ие

    их их

    им им

    ие ие

    ими ими

    их их

    Согласуй определения с определяемыми словами.  Определите род, число, падеж причастий. 1) Я заметил, что каждая волна, (представлявшийся) …… с берега или с борта корабля {огромный, ровный  и гладкий) …….горой, в действительности скорее похожа на цепь (неровный) ….. холмов с (остроконечный)…… вершинами, со склонами и долинами.  2) Сильвер разговаривал с  двумя пиратами, (перегнувшийся)……. к нему  через борт корабля. 3) Из восьми человек, (пострадавший) …….. в бою, оставались в живых только трое: пират, подстреленный у бойницы, Хантер и капитан Смоллетт. 4) Мы уселись на песке возле огня и стали закусывать (поджаренный) ……свининой. 5) Никогда в  своей жизни не видел я людей, так беззаботно (относящийся)…….. к (завтрашний)……. дню.  Р. Стивенсон

    Согласуй определения с определяемыми словами. Определите род, число, падеж причастий.

    1) Я заметил, что каждая волна, (представлявшийся) …… с берега или с борта корабля {огромный, ровный и гладкий) …….горой, в действительности скорее похожа на цепь (неровный) ….. холмов с (остроконечный)…… вершинами, со склонами и долинами.

    2) Сильвер разговаривал с двумя пиратами, (перегнувшийся)……. к нему через борт корабля.

    3) Из восьми человек, (пострадавший) …….. в бою, оставались в живых только трое: пират, подстреленный у бойницы, Хантер и капитан Смоллетт.

    4) Мы уселись на песке возле огня и стали закусывать (поджаренный) ……свининой.

    5) Никогда в своей жизни не видел я людей, так беззаботно (относящийся)…….. к (завтрашний)……. дню.

    Р. Стивенсон

    Я заметил, что каждая волна, представлявшаяся  с берега или с борта корабля огромной, ровной  и гладкой горой, в действительности скорее похожа на цепь неровных холмов с остроконечными вершинами, со склонами и долинами.
    • Я заметил, что каждая волна, представлявшаяся с берега или с борта корабля огромной, ровной и гладкой горой, в действительности скорее похожа на цепь неровных холмов с остроконечными вершинами, со склонами и долинами.

    2) Сильвер разговаривал с двумя пиратами, перегнувшимися к нему через борт корабля.

    3) Из восьми человек, пострадавших в бою, оставались в живых только трое: пират, подстреленный у бойницы, Хантер и капитан Смоллетт.

    4) Мы уселись на песке возле огня и стали закусывать поджаренной свининой.

    5) Никогда в своей жизни не видел я людей, так беззаботно относящихся к завтрашнему дню .

    Р. Стивенсон

    Образуйте краткие формы от причастий Нарисованные, приукрашенные, ведомые, видимые, победившие, выросшие, смеющиеся, боящиеся, ждущие. Нарисован, приукрашен, ведом, видим

    Образуйте краткие формы от причастий

    Нарисованные,

    приукрашенные,

    ведомые,

    видимые,

    победившие,

    выросшие,

    смеющиеся,

    боящиеся,

    ждущие.

    Нарисован,

    приукрашен,

    ведом,

    видим

    Морфологические признаки причастий От прилагательного От глагола Согласуются в роде,  Вид — совершенный и несовершенный.  Возвратное и невозвратное. Время — настоящее и прошедшее.    числе и падеже. 2. Имеют полную и краткую форму. 3. В предложении чаще всего являются определениями.

    Морфологические признаки причастий

    От прилагательного

    От глагола

    • Согласуются в роде,
    • Вид — совершенный и несовершенный.
    • Возвратное и невозвратное.
    • Время — настоящее и прошедшее.

    числе и падеже.

    2. Имеют полную и

    краткую форму.

    3. В предложении чаще

    всего являются определениями.

    1) Перед пылающим костром сидел капитан Смоллетт.  2) Негодование пиратов, сдерживаемое страхом перед Сильвером, прорвалось наружу. 3) Краем глаза я заметил движущуюся тень. Р. Стивенсон

    1) Перед пылающим костром сидел капитан Смоллетт.

    2) Негодование пиратов, сдерживаемое страхом перед Сильвером, прорвалось наружу.

    3) Краем глаза я заметил движущуюся тень.

    Р. Стивенсон

    Найди причастия, выпиши их и укажи морфологические признаки: Детские народные приметы и суеверия Кошка, дёрнутая за хвост, пророчит исцарапанные уши. Незавязанные шнурки — предвестники разбитого носа. Мокрые ноги и хлюпающий нос предвещают тихую и спокойную жизнь в постели. Отлупивший девочку — дурак. Заглянувшему в школу откроется бездна знаний. Наказанного — простят. Кусок мыла, съеденный перед обедом, надолго отбивает аппетит. Долгие вечерние крики мамы, зовущей вас домой, — к мелким неприятностям. Г. Остер

    Найди причастия, выпиши их и укажи морфологические признаки:

    Детские народные приметы и суеверия

    • Кошка, дёрнутая за хвост, пророчит исцарапанные уши.
    • Незавязанные шнуркипредвестники разбитого носа.
    • Мокрые ноги и хлюпающий нос предвещают тихую и спокойную жизнь в постели.
    • Отлупивший девочкудурак.
    • Заглянувшему в школу откроется бездна знаний.
    • Наказанногопростят.
    • Кусок мыла, съеденный перед обедом, надолго отбивает аппетит.
    • Долгие вечерние крики мамы, зовущей вас домой,к мелким неприятностям.

    Г. Остер


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!