Данный урок первый в разделе «Морфология». На этом уроке ученики знакомятся с делением частей речи на самостоятельные и служебные.
Из сказки ученики узнают, почему части речи так назваются и почему разделены на две группы.
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников
1.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
2. знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным
Этапы урока | Цель этапа | Достижение планируемых результатов | Формирование УУД |
деятельность учителя | деятельность ученика |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организацион- ный момент) | -включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - организовать планирование учебной деятельности на уроке; | Здравствуйте. Сейчас урок русского языка. Для успешной работы на уроке нам необходимы: учебник, тетрадь, линейка, ручка и карандаш. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Оцените готовность к уроку. -Чему учимся на уроках русского языка? – Зачем? Где могут пригодиться вам эти знания?– Что необходимо взять с собой, чтобы урок был успешным? - А девизом нашего урока будут слова из пословицы: "Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости". -Как вы ее понимаете? - Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок. Прием работы- девиз Слайд 1 Откройте тетради и запишите число Слайд 2 | Самооценка готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок. Создание атмосферы дружелюбия и симпатии, условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. Высказывают свое мнение. Участвуют в диалоге. | Коммуникативные УУД -Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им -Оформлять свои мысли в устной форме Личностные УУД Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве Регулятивные УУД -целеполагание Познавательные УУД - самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели |
II. Актуализация Минутка чистописания | повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | Методический прием -подводящий диалог Мы начинаем минутку чистописания с загадки С этой буквой веселей! Ну и как не улыбнуться - Повисеть могу на ней, А еще и подтянуться!Слайд 3 - Что вы можете сказать про эту букву? Обратите внимание на соединения с этой буквой. Что необходимо сделать с ними? пм по пр пф по пл по пг пи пя Теперь возьмите простой карандаш и зачеркните все буквы п, что у вас получилось, что интересного вы заметили? -Что обозначает это слово? -Что изучает морфология? Слайд 3 -Вы уже можете определить -с каким разделом русского языка мы сегодня работаем? А тема нашего урока кроется в стихотворении мотивирующий приём “яркое пятно” – сказка Слайд 4 Существительное — школа Просыпается -глагол С прилагательным веселый Новый школьный день пришел. Встали мы- местоименье Бьет числительное семь За ученье, без сомненья Приниматься надо всем. Мы наречием отлично На уроках дорожим Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. Не и ни у нас частицы Нам их надо повторять, И при этом не лениться, И ни часу не терять. После школы, как известно Мы катаемся в санях Здесь особенно уместны Междометья ох и ах! - Что объединяет все эти выделенные слова? -Какая у нас сегодня тема урока? | Высказывают свое мнение. Участвуют в диалоге. Правильно пишут соединения букв Анализируют написанные соединения и оценивают себя Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Читают подготовленные дети | познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; личностные: -оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, ответственность, причины неудач; регулятивные: -анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, находить ошибки, устанавливать их причины; коммуникативные: -слушать собеседника, уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, строить понятные для всего коллектива высказывания; умение выслушивать разные точки зрения и приходить к единому мнению; |
III. Постановка учебной задачи | обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”) | -Посмотрите внимательно на слайд, все ли части речи вы знаете? Может быть каких-то не хватает? -Давайте повторим, что мы о них знаем? | Высказывают свое мнение. Участвуют в диалоге. Рассказывают об уже изученных частях речи | Регулятивные: - умение организовывать свои действия (ставить перед собой цель, способность прогнозировать деятельность на уроке , удерживать учебную задачу, действовать по плану, оценивать результат). Познавательные: - выделение и обработка необходимой информации из текста, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Коммуникативные: - умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать собеседника, работать в паре и группе. |
IV.Открытие новых знаний | | Послушайте сказку и ответьте на вопрос « О чем в ней идет речь?» В одном волшебном королевстве жили-были необычные жители. Одни из них были очень важные, они считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Жили части речи очень дружно. Одни части речи верно служили другим: помогали словам в предложении принять нужную форму, связывали слова в предложении, и его части, вносили в предложение дополнительный смысл. А важные особы- части речи им были благодарны. Слайд5 Однажды в королевстве был парад и части речи должны были построиться в 2 колонны. Как они хотели встать правильно и пройти красиво перед королем, показать ему какие они все красивые и нужные. Но очень боялись- правильно ли они встали в колонны? О чем идет речь в сказке? Давайте поможем частям речи правильно распределиться в колонны -На какие две группы можно распределить все части речи? Как бы назвали важные части речи-(Самостоятельные) А тех, кто им служил? (Служебные) Давайте запишем их названия в таблицу Работа с таблицей Назовите самостоятельные и служебные части речи Как же нам научиться различать их? -Предлагаю поработать в парах. Как вы думаете: «Какая перед вами стоит задача?»(составление сводной таблицы чем отличаются части речи ( делаем вывод по итогам заданий) Задания и таблица напечатаны на каждую парту карточка — 1-Составьте и запишите в тетради предложения из заданных слов, меняя форму слов . Сделайте вывод 1- бабушка, любить, внуков 2- а, в , через, по, как, и, ах, ой 2- задайте вопросы к каждой части речи, сделайте вывод 3- подчеркните все члены предложения, сделайте вывод Давайте проверим к каким выводам вы пришли? Вывод: Чем отличаются самостоятельные и служебные части речи? Слайд 6 - Приступаем к обощению изученного при помощи учебника. | Работают с таблицей, называют самостоятельные и служебные части речи Распределяют части речи по группам Работают в группах отвечают на вопросы, делают выводы | Регулятивные УУД Высказывать свою версию - планирование; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане – исследовать, «что уже знаете, а что ещё нет». коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в устной и письменной форме - готовность признавать возможность существования различных точек зрения. Участие в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами решения Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; преобразовывать информацию |
Физминутка |
V. Первичное закрепление | организовать первичное применение новых знаний | -Чтобы нам никогда не ошибаться в самостоятельных и служебных частях речи, нужно выполнить задания. Предлагаю разбиться на группы по 4 человека Работа по карточкам, у каждой группы своя карточка Карточки Прочитай группу слов. Подумай, есть ли в ней лишнее слово. Какое? Подумай, что объединяет оставшиеся слова. Запиши только эти слова в тетрадь. 1 группа — Москва, осень, дождь, на , ребенок, дерево 2 группа — красивый, широкое, по, гибкий, городской, быстрые 3 группа— прибежал, рисовали, читать, пел, напишет, и 4 группа — в, страна, государство, город, народ, Ковров 5 группа — прилежный, хороший, не, добрый, умелый, трудолюбивый 6 группа — дверь, окно, за, снег, машина, цветок 7 группа -пел, за, гуляет, шумит, учит, купит 8 группа — игривый, и , румяный, шаловливый, ручная, веселая Поверяем Проверка на доске ( все лишние слова показываются на доске) Слайд 7 | выполняют задания в группах обсуждают, делают выводы, | Регулятивные корректировать деятельность: вносить изменения в роцесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения общеучебные умение структурировать знания, умения осознанно и произвольно строить речевое письменное и устное высказывание коммуникативные умение вступать в сотрудничество, соотносить собственную позицию с позицией партнера |
VI. Повторение, включение новых знаний в систему знаний Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) | зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию собственной учебной деятельности. | Редактирование текста. Самостоятельная работа -Перед вами отрывок из сказки К. Чуковского «Краденое солнце». Вам нужно восстановить текст. Солнце … небу гуляло … … тучу забежало. Глянул заинька … окно, Стало заиньке темно. Наступила темнота, … ходи … ворота: Кто … улицу попал – Заблудился … пропал. | Самостоятельно выполняют задания | Регулятивные умение принимать и сохранять учебную задачу, совместно оценивать результат своих действий, вносить коррективы личностные создавать условия для формирования представлений о причинах успехов и учебе, положительное отношение к изучению русского языка коммуникативные готовность признавать существование различных точек зрения. Участие в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Управление поведением партнера -контроль, коррекция, оценка действий партнера познавательные воспринимать смысл заданий находить «опасные места» при оформлении предложений, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить речевые высказывания |
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение Домашнее задание | | Рассмотрите внимательно рисунок на странице 146- 147 и выполните упражнение 4 в тетради | Запись в дневник д/з | Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, иметь представление о существовании различных точек зрения, приходитьк общему решению |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | -Вспомните, какие задачи вы ставили на уроке, достигли вы их? - Пригодятся ли эти знания нам в дальнейшем? - Под каким девизом мы сегодня работали? "Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости". -Что нового узнали на уроке? К каким выводам пришли? Теперь каждый из вас проверит себя по схеме Я – знаю, я- запомнил, я- смог -На все вопросы нельзя ответить на одном уроке, ещё многое предстоит узнать на последующих уроках. | Высказывают свое мнение. Участвуют в диалоге. Рассказывают об уже изученных частях речи | Личностные: - осознание ценности достигнутых результатов, проявление ценностного отношения к результатам и способам действий по их достижению; рефлексивные умения; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Регулятивные: - выводы обучающихся о достигнутых результатах, способах действий и условиях их достижения |