План - конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Союз".
Цель:
1. Оргмомент , запись темы, целеполагание
2. Актуализация знаний.
1) Опрос
-На какие две группы делятся все части речи? (Самостоятельные и служебные)
- Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?
(не имеют значения, к ним нельзя задать вопрос, служат для связи слов в предложениях и словосочетаниях)
-Назовите служебные части речи.
- Для чего нужны предлоги?
2) Работа на карточках (индивидуально)
Карточка 1
Определите: к самостоятельным или служебным частям речи относятся слова, поставьте крестики в нужном столбике.
№ | Части речи | Самостоятельные | Служебные |
1 | Найти | | |
2 | Через | | |
3 | Убираем | | |
4 | Не | | |
5 | Класс | | |
6 | Напиши | | |
7 | Он | | |
8 | Напечатал | | |
9 | Умный | | |
10 | И | | |
11 | Разнесётся | | |
12 | Из-за | | |
13 | Быстро | | |
14 | Солнце | | |
15 | Приплыли | | |
16 | Смотреть | | |
17 | На | | |
18 | Мой | | |
3) Подведение к теме.
(на доске записаны предложения, детям нужно поставить в них подходящие по смыслу слова)
Наступила осень … дни стояли теплые.
Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают … чёрных деревьев …. медленно опускаются …. холодную землю.
Осенью лес похож ….. терем расписной.
… необъятных чащах леса можно укрыться … осеннего ветра
Обведите союзы среди вставленных слов.
Словарная работа со словом багряный.
Запись на доске слова "багряный", обозначение орфограмм.
-Ребята, а что значит данное слово?
(предположения детей)
Работа со словарной статьей.
баг-ря́-ный. 1. насыщенного красного цвета, цвета крови ◆ Перья крыльев отливают розовым цветом; концы их ярко-красны, точно омочены багряной, свежей кровью. ◆ А когда, бывало, к новому году с Урала везут багряную икру зернистую и рыбу — первым делом её пробуют в Английском клубе.
Составление предложения со словом, используя союзы и предлоги.
Запись в тетрадь.
3. Изучение нового материала.
- Историческая справка (заранее подготовленный ученик)
Слово «союз» очень древнее. Когда-то в нём выделялась приставка со-, имеющая значение «вместе», и корень -юз- со значением «связь», близким по значению к словам «узы», «узел».
Приставка со- в значении «вместе» есть во многих словах русского языка: сотрудник – «тот, кто трудится вместе с кем-то»; соавтор – «тот, кто вместе с кем-то создаёт произведения»; и т.д.
Однако основа слова «союз» в настоящее время не членится на морфемы: всё слово состоит из одного корня и нулевого окончания.
Это интересно! (Название СОЮЗ появилось в XVII веке. По количеству союзов около 250. Чаще всего употребляются союзы типа И, А, ИЛИ. Учёные исследовали союз «И», его значение, частоту употребления и обнаружили:
Слово И – один из самых древних союзов русского языка
Слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания
Слово И – за тысячелетия! – не изменило своего значения
Слово И – тысячелетия – было и остаётся исключительно частотным словом (очень часто употребляется)
- Работа с теорией на странице 56.
(читают вслух , пересказывают)
- В каком предложении нужно поставить запятую?
(в первом предложении , так как там две грамматические основы)
Ставят запятую, подчеркивают грамматическую основу.
4. Закрепление. Работа с текстом.
Рябина.
1) Рябина – осенняя красавица. 2) Другие деревья уже отдали свои плоды, а она только начинает разнаряживаться в багряно-красные гроздья. 3) Наступают холода, и птицы съедают горько-сладкие ягоды.
4)Рябину встретишь везде: на окраинах, на опушках, на поляночках. 5) Вырастает она вблизи домов, раскидывает веточки из-за забора, располагается на околице и стоит счастливая, гордая, величественная.
6)Этому растению нравится уединение, а не сплошные заросли. 7)Около рябины кое-где деревья чувствуют себя лучше : к ней слетается огромное количество птиц, уничтожающих вредителей.
8) Сгибается под ветром тоненький ствол, но не ломается. 9) Не сдаётся рябина, и каждой осенью снова её прелестный наряд очаровывает нас. 10)«Это же прошлогодняя красавица!» - радостно восклицаем мы.
11) Рассчитываем повстречаться с рябинкой следующей осенью, придём полюбоваться на её багровые кисти.
12)До встречи, чудо-дерево!
1. Прочитайте текст самостоятельно, затем вслух.
2. Определите тему и основную мысль текста.
3. Укажите номера предложений с союзами.
4. Объясните наличие /отсутствие запятой в этих предложениях.
(задание по группам : списать указанное предложение , объяснить графически постановку или отсутствие запятой: выделить грамматическую основу)
5. Вторичное закрепление.
Творческое задание. Составить небольшой текст (предложения) на тему: "Осень в моем городе"- 1 группа
"Осень в лесу" - 2 группа
"Деревья осенью"- 3 группа
"Природа осенью"- 4 группа
"Я осенью" - 5 группа
(работают в группах, составляют тексты, затем читают)
5. подведение итогов.
-Что нового узнали?
-Чему мы научились?
Я сегодня узнал
Я научился….
У меня получилось….
Нужно работать над….
6.Домашнее задание.
Карточка 1
Определите: к самостоятельным или служебным частям речи относятся слова, поставьте крестики в нужном столбике.
№ | Части речи | Самостоятельные | Служебные |
1 | Найти | | |
2 | Через | | |
3 | Убираем | | |
4 | Не | | |
5 | Класс | | |
6 | Напиши | | |
7 | Он | | |
8 | Напечатал | | |
9 | Умный | | |
10 | И | | |
11 | Разнесётся | | |
12 | Из-за | | |
13 | Быстро | | |
14 | Солнце | | |
15 | Приплыли | | |
16 | Смотреть | | |
17 | На | | |
18 | Мой | | |
Карточка 1
Определите: к самостоятельным или служебным частям речи относятся слова, поставьте крестики в нужном столбике.
№ | Части речи | Самостоятельные | Служебные |
1 | Найти | | |
2 | Через | | |
3 | Убираем | | |
4 | Не | | |
5 | Класс | | |
6 | Напиши | | |
7 | Он | | |
8 | Напечатал | | |
9 | Умный | | |
10 | И | | |
11 | Разнесётся | | |
12 | Из-за | | |
13 | Быстро | | |
14 | Солнце | | |
15 | Приплыли | | |
16 | Смотреть | | |
17 | На | | |
18 | Мой | | |
баг-ря́-ный. 1. насыщенного красного цвета, цвета крови ◆ Перья крыльев отливают розовым цветом; концы их ярко-красны, точно омочены багряной, свежей кровью. ◆ А когда, бывало, к новому году с Урала везут багряную икру зернистую и рыбу — первым делом её пробуют в Английском клубе.