Дата: 14.11.2022 г.
Предмет: русский язык (обучение письму).
Тип урока: урок новых знаний.
Тема: Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу.
Деятельность учащихся: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая.
Предметные УУД: Называть правильно элементы буквы ч. Писать букву ч в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанную букву ч с образцом.
Метапредметные УУД: Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Владеть монологической и диалогической формами речи.
Личностные УУД: Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка.
Оборудование: иллюстрация картинки с черепашкой, черепаха, образец прописной строчной буквы ч, конверт №1, 2 и 3 для групповой и парной работ, презентация с физминуткой для глаз, ноутбук, колонки, листы самооценки.
Ход урока:
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
Гулять сегодня некогда:
Мы зaняты другим.
Пришли сегодня гости к нам
И их мы удивим!
Наш первый класс
Вам покaжет всё сейчас.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книга, ручка и тетрадки,
И кaрaндaши не позабудь:
Отправляемся мы в путь.
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем рaботaть в группах.
Правила работы в группе.
- Работать в группе дружно и активно;
- Уметь слушать друг друга;
-Внимательно относиться друг к другу;
- Увaжaть друг друга;
-Выслушивать ответы другой группы;
-Работaть успешно.
-Девизом нашего урока будут такие слова: «Мы – самые дружные первоклассники!»
2. Актуализация знаний. Целеполагание.
Стук в дверь. На слайде появляется черепашка.
- Ребята, к нам на урок пришла черепашка. Своё имя она прошептала мне на ушко. Оно начинается с буквы, которая обозначает звук, часто повторяющийся в следующем четверостишье.
Четыре Анюточки
Пляшут третьи суточки
Чок-чок, каблучок,
Чуки-чуки, чуки-чок!
- Что же это за звук? (звук [ч,]).
- Как же зовут черепашку? (ответы детей)
-А черепашку зовут Чуча, и она рада с вами познакомиться.
Наша гостья летела к нам из Австралии на самолёте, а потом ехала на паровозике (учитель показывает слайд с изображением паровозика).
Давайте споём песенку паровозика.
(Дети ставят руки на локотки, изображают движения паровозика и поют песенку: «Ч-ч-ч-ч-ч!»
Черепашка Чуча привезла нам задание.
3. Словарная работа.
В русской речи, в русской речи
Есть волшебная страна,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Правит ими государь…
По прозванию Словарь.
Пальчиковая гимнастика.
Конверт №1
уч..ник ..зык ябл..ко
м..л..ко Ро….ия учит..ль
М..сква гор..д яг..да
ч..до ч..с ч..чело
(Обучающиеся вставляют пропущенную букву в слово, передают соседу справа, проверяют предыдущее слово, вставляют букву в следующее и т.д.)
- Обсудите в группе выполненные задания. Оцените работу на листе самооценки.
- Ребята, обратите внимание на последние слова на карточках (чай, чудо, чучело).
- Какую новую букву встретили? Какие буквы вы вставили после неё?
Физминутка для глаз.
4. Постановка учебной задачи.
- У нас появилась проблема!
-Мы с вами должны всё вспомнить о звуке [ч,] и букве ч, а также о сочетаниях ча и чу.
Чуча хочет посмотреть умеем ли мы писать с вами строчную букву ч.
Но сначала давайте подготовим руку к письму.
Дети под музыку «Марш деревянных солдатиков» и «Вальс» выполняют движения в воздухе, а можно предложить на листе нарисовать узор.
-Сравните первую и вторую строчки узоров.
Одинаковые или разные они? (ответы детей).
Вывод: музыку можно не только слушать, но и изображать на письме.
-А как вы думаете. Можно ли написать под музыку строчную букву ч?
-А под какую?
Чуче так понравилось писать букву под музыку, что она её уже написала.
Анализ буквы и самостоятельная работа обучающихся на листах.
- Ребята, что же случилось? Наша обезьянка плачет!
На слайде появляется стихотворение.
Дети читают.
Чо-чо-чо,
У меня болит плечо.
Чу-чу-чу,
Но к врачу я не хочу.
Ча-ча-ча,
Буду плакать у врача.
Чи-чи-чи,
Помогают нам врачи.
Чу-чу-чу,
Ну, тогда пойду к врачу.
- Ребята, что же случилось с обезьянкой? (У неё болит плечо.)
-Давайте прочитаем так, чтобы убедить её идти к врачу. (Дети читают выразительно)
-Молодцы, ребята, мы её убедили. Чуча сразу повеселела и приглашает вас на танец.
5.Физминутка.
Звучит песня «Чунга Чанга» и дети танцуют.
6. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
-Внимание группам!
Послушайте сказку.
Методическая сказка
В.Волина «Русский язык в рассказах, сказках, стихах»)
Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, уже нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, с ног сбилась, до вечера проискала и вот, усталая, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с конфетами. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.
– Подумаешь, обиделась! – сказали Я и Ю. – Все равно без нас ей никуда. А как же тогда слова ЧАШКА, ЧУДО, ЧАЙ?
– А вот и обойдусь! – сказала Ч. – Мне буквы А и У помогут.
С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.
- Откройте конверт №2.
1 группа: анализ схемы слова - часы
2 группа: анализ схемы слова - туча
3 группа: анализ схемы слова – учат
Проверка.
- Оцените работу на листе самооценки.
Пальчиковая физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять –
Надо пальцы нам размять.
В кулачки мы их сожмем,
Быстро-быстро разожмем.
А потом, а потом-
Мы руками потрясем.
И теперь нам опять
Можно к делу приступать.
- Ребята, Чуча нам приготовила ещё задание.
Конверт №3
Яучууроки.
Ониучатуроки.
- Что же тут не так ребята?
- Возьмите ножницы и разрежьте полоски бумаги на отдельные слова.
-Запишите по образцу.
-Чуча удивлена, что вы и это умеете делать.
Она хочет прочитать вам стихи.
Наевшись рыбы до отвала,
На море гайка отдыхала.
-А что вы смеётесь?
Помогите Чуче найти нужное слово.
Расстроилась черепаха, что стихи у нее не получились.
-Давайте её ласково назовем. (Черепашечка)
-Смотрите, заулыбалась, понравилось ей. А что нам помогло развеселить черепаху? (появилась добрая буква «ч» в словах и они стали ласковыми.
Она вас тоже ласково хочет назвать: Сенечка, Дианочка и т.д.
Чуче пора уходить. Она говорит вам спасибо и прощается с нами.
-Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на уроке? Какую букву писали? Что вы ещё узнали о букве «ч»?
7. Рефлексия.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
Мне захотелось…
Листы самооценки вывешиваются на доску.