СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Строчная буква ч. Написание ча, чу".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка "Строчная буква ч. Написание ча, чу".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Строчная буква ч. Написание ча, чу".»

Дата: 14.11.2022 г.

Предмет: русский язык (обучение письму).

Тип урока: урок новых знаний.

Тема: Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу.

Деятельность учащихся:  парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая.

Предметные УУД: Называть правильно элементы буквы ч. Писать букву ч в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанную букву ч с образцом.

Метапредметные УУД: Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Владеть монологической и диалогической формами речи.

Личностные УУД: Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка.

Оборудование: иллюстрация картинки с черепашкой, черепаха, образец прописной строчной буквы ч, конверт №1, 2 и 3 для групповой и парной работ, презентация с физминуткой для глаз, ноутбук, колонки, листы самооценки.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Гулять сегодня некогда:

Мы зaняты другим.

Пришли сегодня гости к нам

И их мы удивим!

Наш первый класс

Вам покaжет всё сейчас.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книга, ручка и тетрадки,

И кaрaндaши не позабудь:

Отправляемся мы в путь.

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем рaботaть в группах.

Правила работы в группе.

- Работать в группе дружно и активно;

- Уметь слушать друг друга;

-Внимательно относиться друг к другу;

- Увaжaть друг друга;

-Выслушивать ответы другой группы;

-Работaть успешно.

-Девизом нашего урока будут такие слова: «Мы – самые дружные первоклассники!»

2. Актуализация знаний. Целеполагание.

Стук в дверь. На слайде появляется черепашка.

- Ребята, к нам на урок пришла черепашка. Своё имя она прошептала мне на ушко. Оно начинается с буквы, которая обозначает звук, часто повторяющийся в следующем четверостишье.

Четыре Анюточки

Пляшут третьи суточки

Чок-чок, каблучок,

Чуки-чуки, чуки-чок!

- Что же это за звук? (звук [ч,]).

- Как же зовут черепашку? (ответы детей)

-А черепашку зовут Чуча, и она рада с вами познакомиться.

Наша гостья летела к нам из Австралии на самолёте, а потом ехала на паровозике (учитель показывает слайд с изображением паровозика).

Давайте споём песенку паровозика.

(Дети ставят руки на локотки, изображают движения паровозика и поют песенку: «Ч-ч-ч-ч-ч!»

Черепашка Чуча привезла нам задание.

3. Словарная работа.

В русской речи, в русской речи

Есть волшебная страна,

Та, которая словами,

Как людьми населена.

Правит ими государь…

По прозванию Словарь.

Пальчиковая гимнастика.

Конверт №1

уч..ник ..зык ябл..ко

м..л..ко Ро….ия учит..ль

М..сква гор..д яг..да

ч..до ч..с ч..чело

(Обучающиеся вставляют пропущенную букву в слово, передают соседу справа, проверяют предыдущее слово, вставляют букву в следующее и т.д.)

- Обсудите в группе выполненные задания. Оцените работу на листе самооценки.

- Ребята, обратите внимание на последние слова на карточках (чай, чудо, чучело).

- Какую новую букву встретили? Какие буквы вы вставили после неё?

Физминутка для глаз.

4. Постановка учебной задачи.

- У нас появилась проблема!

-Мы с вами должны всё вспомнить о звуке [ч,] и букве ч, а также о сочетаниях ча и чу.

Чуча хочет посмотреть умеем ли мы писать с вами строчную букву ч.

Но сначала давайте подготовим руку к письму.

Дети под музыку «Марш деревянных солдатиков» и «Вальс» выполняют движения в воздухе, а можно предложить на листе нарисовать узор.

-Сравните первую и вторую строчки узоров.

Одинаковые или разные они? (ответы детей).

Вывод: музыку можно не только слушать, но и изображать на письме.

-А как вы думаете. Можно ли написать под музыку строчную букву ч?

-А под какую?

Чуче так понравилось писать букву под музыку, что она её уже написала.

Анализ буквы и самостоятельная работа обучающихся на листах.

- Ребята, что же случилось? Наша обезьянка плачет!

На слайде появляется стихотворение.

Дети читают.

Чо-чо-чо,

У меня болит плечо.

Чу-чу-чу,

Но к врачу я не хочу.

Ча-ча-ча,

Буду плакать у врача.

Чи-чи-чи,

Помогают нам врачи.

Чу-чу-чу,

Ну, тогда пойду к врачу.

- Ребята, что же случилось с обезьянкой? (У неё болит плечо.)

-Давайте прочитаем так, чтобы убедить её идти к врачу. (Дети читают выразительно)

-Молодцы, ребята, мы её убедили. Чуча сразу повеселела и приглашает вас на танец.

5.Физминутка.

Звучит песня «Чунга Чанга» и дети танцуют.

6. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

-Внимание группам!

Послушайте сказку.

Методическая сказка

В.Волина «Русский язык в рассказах, сказках, стихах»)

Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, уже нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, с ног сбилась, до вечера проискала и вот, усталая, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с конфетами. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

– Подумаешь, обиделась! – сказали Я и Ю. – Все равно без нас ей никуда. А как же тогда слова ЧАШКА, ЧУДО, ЧАЙ?

– А вот и обойдусь! – сказала Ч. – Мне буквы А и У помогут.

С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.

- Откройте конверт №2.

1 группа: анализ схемы слова - часы

2 группа: анализ схемы слова - туча

3 группа: анализ схемы слова – учат

Проверка.

- Оцените работу на листе самооценки.

Пальчиковая физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять –

Надо пальцы нам размять.

В кулачки мы их сожмем,

Быстро-быстро разожмем.

А потом, а потом-

Мы руками потрясем.

И теперь нам опять

Можно к делу приступать.

- Ребята, Чуча нам приготовила ещё задание.

Конверт №3

Яучууроки.

Ониучатуроки.

- Что же тут не так ребята?

- Возьмите ножницы и разрежьте полоски бумаги на отдельные слова.

-Запишите по образцу.

-Чуча удивлена, что вы и это умеете делать.

Она хочет прочитать вам стихи.

Наевшись рыбы до отвала,

На море гайка отдыхала.

-А что вы смеётесь?

Помогите Чуче найти нужное слово.

Расстроилась черепаха, что стихи у нее не получились.

-Давайте её ласково назовем. (Черепашечка)

-Смотрите, заулыбалась, понравилось ей. А что нам помогло развеселить черепаху? (появилась добрая буква «ч» в словах и они стали ласковыми.

Она вас тоже ласково хочет назвать: Сенечка, Дианочка и т.д.

Чуче пора уходить. Она говорит вам спасибо и прощается с нами.

-Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на уроке? Какую букву писали? Что вы ещё узнали о букве «ч»?

7. Рефлексия.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

Мне захотелось…

Листы самооценки вывешиваются на доску.