Цель: сформировать представление о правописании частицы НЕ с глаголами.
Образовательные: знать частицу НЕ, ее функцию, правило написания НЕ с глаголами; уметь находить частицу НЕ, называть ее функцию, применять правило правописания частицы НЕ с глаголами.
Развивающие: развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; психические познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление; устную речь.
Воспитательные: формировать ценностное отношение к теме, к учебе и предмету Русский язык.
Регулятивные: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Познавательные: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования).
Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение.
Личностные: осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Оборудование: презентация, учебник УМК «Школа России» Русский язык 2 класс 2 ч., маркерная доска, электронная доска, раздаточный материал (карточки с заданием).
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечания |
Организационно-мотивационный этап | - Здравствуйте, меня зовут Ангелина Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте готовность к уроку. На парте у каждого должны находиться учебник, пенал, рабочий лист. - Начну занятие с пословицы «Кто русским языком владеет, тот большую силу имеет». - Как вы понимаете пословицу? - Русское слово обладает большой силой. Многие плохо владеют речью и выясняют отношения кулаками, а кто имеет знания великого русского языка справиться и словами. Многие думают зачем учить этот язык? Просто стоит знать, что так ты сможешь показать свою культуру и умение, а также любовь к родине и родному языку. - Хотите ли вы овладеть русским языком и стать сильным? - Что вы можете для этого сделать? - Совершенно верно. Я предлагаю вам направить силы на успешное обучение, соблюдение дисциплины, контроль своей речи, чтобы вы стали людьми, которые знают свой родной великий язык. | Приветствуют, проверяют готовность к уроку. - Если человек владеет русским языком, он имеет большую силу, так как он может красиво говорить, точно, понятно. - Да. - Нужно читать, хорошо учиться, следить за своими ошибками в речи и исправлять их и пр. | |
Актуализация и пробное учебное действие | - Сейчас проведем минутку чистописания. Я предлагаю Вам подготовить ваши пальцы к письму. | | |
Пальчиковая гимнастика | Пальцы — дружная семья, Друг без друга им нельзя. Вот большой! А это — средний. Безымянный и последний — Наш мизинец, малышок! У-у-у! Указательный забыли. Чтобы пальцы дружно жили, Будем их соединять И движенья выполнять... Раз, два, три, четыре, пять Вышли пальчики гулять, Раз, два, три, четыре, пять В домик спрятались опять. | Сжать пальцы каждой руки в кулаки и разжать их. Поочередно поднимать пальцы обеих рук. Каждый палец руки присоединить поочередно к большому. Согнуть пальцы рук в кулак. | |
Актуализация и пробное учебное действие | - Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». Я продиктую слова. Ваша задача – выписать глаголы. Приготовились: солнце, идёт, волна, бежит, летит, ходьба, смеются, работали, ключ, не кричит. - Итак, прочитайте глаголы, которые выписали. - У кого по-другому? Если у кого-нибудь по-другому (есть ошибки), разбирают правильность определения числа глагола. - Определите число глаголов. Отвечайте по цепочке. - Букву какого гласного звука вы написали в первом слоге в слове бежит? - Букву какого гласного звука вы написали в первом слоге в слове летит? - В слове смеются после м какую букву написали? - Как правильно, не крИчит или не крЕчит? | Оформляют тетради, выписывают глаголы. - Идёт, бежит, летит, смеются, работали, не кричит. Называют. - Идёт (ед. ч.), бежит (ед. ч.), летит (ед. ч.), смеются (мн. ч.), работали (мн. ч.), не кричит (ед. ч.). - е, проверяем словом бег. - е, проверяем словом полет. - е, проверим словом смех. - Не кричит, так как можем проверить словом крик. | |
Выявление места и причины затруднения | - Как вы написали не кричит, слитно или раздельно? - Что такое не? - Я подскажу. Это частица. - Как правильно писать не с глаголами? - Сегодня вы узнаете правописание частицы НЕ с глаголами. | Затруднение. | |
Построения проекта выхода из затруднения | - Назовите тему урока. - Поставьте цель урока. - Составьте план достижения цели урока. Какой первый пункт? - Второй пункт? - Верно. Наш план на урок: 1. Познакомиться с частицей НЕ и ее значением; 2. Узнать правило правописания частицы НЕ с глаголами. | - Тема нашего урока «Правописание частицы НЕ с глаголами». - Узнать правило правописания частицы НЕ с глаголами. - Познакомиться с частицей НЕ и ее значением. - Узнать правило правописания частицы НЕ с глаголами. | Слайд (тема) Слайд (цель) Слайд (план) |
Реализация построенного проекта | - Приступим к выполнению первого пункта плана – познакомимся с частицей НЕ и ее значением. Сравните значения глаголов, указанных на карточках, в парах. Перед этим вспомним правила работы в парах. - Итак, возьмите карточки и сравните значения глаголов. - Итак, какой вывод вы можете сделать? Одинаковы ли значения глаголов? - Все согласны? - Верно, частица НЕ обозначает отрицание. Вы узнали значение частицы не? - Выполнен первый пункт плана? - Переходим к выполнению второго пункта плана - узнать правило правописания частицы НЕ с глаголами. Для этого откройте учебник на с. 78, найдите ответ на вопрос «Как частица НЕ пишется с глаголами?» - Приговорим хором правило. - Выполнили второй плана? Узнали правило правописания частицы НЕ с глаголами? - Какие пункты плана остались? - Верно, план выполнен. | - Работать тихо, вместе, сообща и пр. - Глаголы имеют разное значение, там, где есть частица НЕ, по смыслу выходит отрицание. - Да. - Да. - Да. - Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. - Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. - Да. - Мы выполнили весь план. | Карточка: Хочет – не хочет, бежит – не бежит, пишет – не пишет, смотрит – не смотрит, дружит – не дружит. |
Физкультминутка | Видишь, бабочка летает, На лугу цветы считает. Раз, два, три, четыре, пять. Ох, считать не сосчитать! За день, за два и за месяц... Шесть, семь, восемь, девять, десять. Даже мудрая пчела Сосчитать бы не смогла! | Махи руками. Счет пальцем. Хлопки в ладоши. Прыжки на месте. Ходьба на месте. Хлопки в ладоши. Махи руками. Счет пальцем. | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Предлагаю закрепить знание правила о правописании частицы НЕ с глаголами. Для этого выполним упражнение 135 на странице 78. Запишите в тетрадь номер упражнения. Что нужно сделать сначала? - Кто хочет прочитать выразительно стихотворение? - Понравилось стихотворение? - О чем оно? - Верно. Не нужно приносить вред и дискомфорт окружающим людям, нужно жить в мире и дружелюбии. - Какие привычки помогут сделать состояние окружающих лучше? - Почему автор так назвал стихотворение? - Прочитайте глаголы с частицей НЕ из стихотворения. - Запишите глаголы с частицей НЕ в тетрадь и подчеркните частицу НЕ. - Проверим. Какие глаголы выписали? - У кого по-другому? (Обсуждают правильное выполнение). - Молодцы, вы справились с заданием. | - Прочитать выразительно. - Не Завести велели мне Новые привычки: Никогда девчонок не Дёргать за косички! Никогда с братишкой не Драться за обедом! На уроках больше не Говорить с соседом! - Да / нет, потому что … . - О том, что нельзя драться, обижать других, отвлекать товарищей. - Улыбаться, Благодарить, спрашивать разрешение, не отвлекать и пр. - Автор назвал так стихотворение, потому что оно говорит о том, как не должны поступать ребята. - не дергать, не драться, не говорить. - не дергать, не драться, не говорить. Называют. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Итак, теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. Выполните задание на карточках: подчеркните зеленым карандашом правильное написание частицы НЕ с глаголами. - Закончили работу. Проверьте по эталону. - Кто справился с заданием без ошибок? - У кого есть ошибки? - Какие трудности у вас возникли? (обсуждает возникшие трудности) | Выполняют. Проверяют. Отвечают. Называют трудности. | Карточки: Нехочет, не обманывать, не хвастаться, нерисовать, не драться, несмеяться, непомогать, не грубить. Эталон (слайд): Нехочет, не обманывать, не хвастаться, нерисовать, не драться, несмеяться, непомогать, не грубить. |
Включения в систему знаний и повторение | - Ребята, предлагаю вам выполнить творческое задание. Напишите текст, состоящий из 5-8 предложений, о том, как нужно дружить. Главное условие – в тексте должно быть не менее 8 глаголов с частицей НЕ. - Кто хочет прочитать свой текст? Один читает, остальные считают, сколько глаголов с частицей НЕ встретилось в тексте. (После прочтения каждого текста задает вопросы: - Сколько глаголов с частицей НЕ есть в тексте? - Как ты написал частицу НЕ с глаголами? - (Имя), верно ребята сосчитали? (если ответы не совпали, пересчитывают все вместе) Осуществляет коррекцию речевых, логических ошибок. - Молодцы, вы справились с заданием. | Составляют текст. Желающие озвучивают составленный текст (не более 4 человек). Отвечают на вопросы. | |
Рефлексия учебной деятельности | - Итак, урок подходит к концу. Назовите тему урока. - Какую цель вы поставили на урок? - Взгляните на пункты плана. Выполнили первый пункт? - Какое значение у частицы НЕ? - Выполнили второй пункт? - Назовите правило правописания частицы НЕ с глаголами. - Все пункты плана выполнены? - Цель занятия достигнута? - Ребята, кто узнал что-то новое, у кого все получилось, поднимите две руки. -У кого возникли трудности, поднимите одну руку. (Обсуждают, какие трудности возникли) - Домашнее задание – упражнение 136 на с. 78 (устно объясните пословицы, спишите пословицы, подчеркните глаголы и частицу НЕ. По желанию составьте рассказ на тему любой пословицы и запишите ее в тетрадь) и упражнение 137 на с. 79 (спишите, подчеркните глаголы и частицу НЕ). -На этом урок подошел к концу. Я была рада с вами работать. Урок окончен. | - Тема нашего урока «Правописание частицы НЕ с глаголами» - Узнать правило правописания частицы НЕ с глаголами. - Да. - Частица НЕ имеет значение отрицания. - Да. - Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. - Да. - Да. Поднимают руки. Прощаются. | - Узнать правило правописания частицы НЕ с глаголами. |