СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 3 классе «Разделительный мягкий знак»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осуществить системно-деятельностный подход, который находит отражение в переходе от определения цели школьного обучения, как усвоение знаний, умений, навуков к определённой цели, как формирования умения учитиься.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе «Разделительный мягкий знак»»

Конспект урока русского языка в 3 классе «Разделительный мягкий знак»


Составляя урок осуществить системно-деятельностный подход, который находит отражение в переходе от определения цели школьного обучения как усвоение знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться.


Целевыми установками урока являлись:

  • Уточнить знания детей о разделительном мягком знаке.

  • Отрабатывать навык написания слов с разделительным мягким знаком.


Планируемые результаты:

Личностные результаты

  • Ценить и принимать следующие базовые ценности: «доброжелательность», «терпение», «справедливость».

  • Освоение личностного смысла учения.

  • Оценка общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Определять последовательность его выполнения задания, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

  • Использовать при выполнения задания данные алгоритмы.

  • Давать самооценку.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; планировать свою работу при выполнении различного вида заданий.

  • Сопоставлять и применять изученное правило.

  • Анализировать и сравнивать.

  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

  • Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

  • Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • Участвовать в работе группы, в диалоге, распределять роли, договариваться друг с другом.

  • Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

  • Критично относиться к своему мнению. Уметь договариваться с людьми иных позиций.

  • Понимать точку зрения другого.

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения).

  • Читать и понимать задания.

Предметные результаты

  • Применение умения правильного употребления слов с разделительным мягким знаком.


В ходе урока ученики закрепляют информацию о свойствах разделительного мягкого знака. Материал урока подобран таким образом, чтобы развивать внимательность и мышление учеников; формировать грамотность, творческие способности, а также их умение работать коллективно и группами.

Помимо умения работать в коллективе, урок способствует воспитанию учебной активности и дисциплинированности на уроке, пробуждает интерес к учению. Коллективная работа воспитывает такие чувства, как милосердие, взаимопомощь, дружелюбие.

В самом начале занятия обсуждаю организационные вопросы, знакомлю учеников с темой и целями данного урока. Основная часть занятия включает в себя закрепление пройденного материала. Чтобы дети немного отдохнули и переключили свое внимание, для них проводится физкультминутка (Приложение 4 - 5 к СанПин 2.4.2.2821-10), после которой можно с новыми силами приступать к работе. При работе с учебником дана возможность учащимся самостоятельно выполнить упражнение и провести контроль. В конце урока ребята подводят итоги занятия. Каждый этап занятия спланирован так, чтобы вызвать максимальный интерес у учеников, желание учиться и узнавать что-то новое.



Ход урока

1.Орг.момент

1.1.Чистописание. Разминка для пальчиков(3 мин)

Доска! тья нье льё вьи пью

1.2.Словарно-орфографическая работа(10 мин)

Один ученик у доски.

Тракторный завод, гороховый суп, овощной салат, восемь огурцов, чёрный компьютер.

- Среди слов, записанных в тетради, найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. Восемь

- Почему? -Мягкий знак не обозначает звуков.

-Сколько букв в этом слове? Сколько звуков? -6 букв, 5 звуков.

-Для чего служит мягкий знак в этом слове? -Для обозначения мягкости согласного.

-Ребята, а какую ещё функцию может выполнять мягкий знак?

Всегда ли мягкий знак нужен для обозначения мягкости согласного? -Нет, он может разделять согласные от гласных.

-Найдите в словаре слово, в котором мягкий знак разделяет согласный от гласного. Компьютер

-Как называется этот мягкий знак? -Разделительный мягкий знак.

-Давайте вместе произнесем это слово. На какой слог падает ударение? Какие буквы вы должны запомнить в этом слове? кОм пЬю тЁр

2. Актуализация знаний. Подведение к теме урока(2 мин)

-Кто уже догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока? -Разделительный мягкий знак.

-Эта тема для вас новая или вы уже что-то знаете о ней? -Тема знакома.

-Какова цель нашего урока?

-воспроизвести и уточнить имеющиеся знания о букве «ь» и ее роли в словах;

-научиться писать слова с разделительным мягким знаком.

Физминутка1(2 мин)

-Прежде, чем мы приступим к работе по теме, предлагаю проверить вас на внимательность.

1 упражнение

Одна рука параллельно полу, вторая поднята вверх(согнута в локте), ладонь в кулаке. Затем меняем руки и ладонь-кулак

2 упражнение

Правая рука внизу, левая рука наверху. Левая – двигается плавно вверх, вторя – резко от себя вперед.

-Отлично. Молодцы. Переходим к работе.

3. Работа над темой урока(5 мин)

3.1. Давайте вспомним, что мы знаем о мягком знаке вообще и о разделительном –в частности. Чтобы это сделать, проведем звуковой анализ слов: семя и семья. -[сʹэмʹа] [сʹэмʹйʹа]

- В каком слове происходит слияние согласного с гласным? Семя.

-А в каком звуки произносятся отдельно? -Семья.

-А как на письме отделить эти звуки? С помощью мягкого знака.

-Какие буквы разделяет мягкий знак? Охарактеризуйте их. -Согласная буква «эм», образующая звук -[мʹ], гласная буква «я», образующая 2 звука- [йʹа].

-Какие еще гласные буквы образуют 2 звука после мягкого знака? -Ю,Е,Ё

-Давайте попробуем сформулировать правило написания разделительного мягкого знака. Предлагают свои формулировки.

-Как проверить, верны ли наши предположения? -Посмотреть формулировку в учебнике.

Учебник с. 68,читаем правило

-Давайте с помощью схемы запишем наше правило в тетрадях. Для этого у вас на столах есть инструкция.

Инструкция.

1. Прочитайте правило написания в словах разделительного мягкого знака.

2. Попробуйте создать модель (схему), которая поможет понять способ написания разделительного мягкого знака в словах.

Для этого ответь на вопросы:

-Что стоит перед мягким знаком? Подумайте, как это зафиксировать?

-Что стоит после мягкого знака? Это одна или несколько букв? Как это зафиксировать?

-Определите место мягкого знака на схеме.

-Ваши предложения? Работают над схематической фиксацией правила написания разделительного мягкого знака. Записываем в тетрадях схему.

4. Закрепление

-Поупражняемся в написании слов с разделительным ь.

4.1.Работа в группах(10 мин)

-У вас на листках есть задание. Прочтите его. Исправьте ошибки в предложениях, сосчитайте их и запишите внизу число, затем это число напишите на планшете.

(Друзя нашли волчю стаю. Из трубы вётся дымок. Под елю прячутся ежи. Сыновя тёти Дари – рабочьие. У грача жилё из прутев. У орла сильные крыля.)

- Сколько ошибок вы нашли? (должно быть 10)

-Проверяем. Называем слова с ошибками по очереди. (и сразу НА ДОСКЕ появляется правильная запись)

- Та группа, которая где-то не нашла ошибку – исправьте.

Физминутка2(2 мин)

-Прежде чем приступить к самостоятельной работе, поиграем в игру «Не ошибись»


Игра "Не ошибись".

Поставьте руки на локти, приготовьте ладошки. Я буду называть слова, если в них надо писать разделительный мягкий знак, то вы должны хлопнуть в ладоши. А я посмотрю, кто из вас самый внимательный.

 Стулья, листья, кольцо, варенье, пальто, жилье, вьюга,  коньки.

-Молодцы. Почти все были внимательные.

4.2.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(5 мин)

- Теперь, ребята, вам нужно выполнить индивидуальные задания разного уровня сложности.

- Если вы сомневаетесь в своих знаниях, то возьмите карточку красного цвета, а те, которые не сомневаются – карточку зелёного цвета. Задача всех – выполнить задание в тетради.

Красная карточка

- Запишите слова, соответствующие данным картинкам. Подчеркните разделительный мягкий знак. Картинки: листья, деревья, перья, печенье, муравьи, ружьё.

Зелёная карточка

- Спишите словосочетания, исправив ошибки. Подчеркните разделительный мягкий знак.

Жёлтые листя, постирать белё, сварить варьене, поют солови.



- А теперь сверьте свою работу с эталоном.

- Кто работу выполнил верно? Сделайте вывод (мы усвоили эту тему)

- Кто ошибался? Сделайте вывод : что нужно предпринять? (ещё потренироваться)

4.3.Работа по учебнику(если останется время)

- Посмотрите в учебник упражнение 127. Прочтите все слова. (…)

- Прочтите теперь только выделенные слова. (компьютер, самолёт, паровоз.)

- Какое из выделенных слов самое «молодое»? (компьютер)

- Какие изученные орфограммы есть в данных словах? (разд. Ь, Ь – показатель мягкости согласного, непроверяемая гласная в корне слова, парная согласная)

- Запишите только слова с разд. Ь, разделяя чёрточкой для переноса. (один ученик выполняет у доски)

-Давайте проверим себя. Рассмотрите свои ошибки.

4.4.Работа на планшетах(2 мин)

-Предлагаю вам закрепить свои знания на досках. Посмотрите, пожалуйста на экран.

-В какой звуковой схеме допущена ошибка? Записали? Все согласны? Давайте проверим.

Ученики записывают: б (вьюга).

Ученики записывают: а (в корне слова после согласных)

Ученики записывают: б (перед гласными).

Ученики записывают: б (показывает, что гласный не сливается с гласной).

-И последний вопрос. Что скажете?

Ученики отвечают: - Правильного ответа нет.

-Молодцы, почти все справились.

-Какой вывод надо сделать? надо еще раз повторить правило.

5.Подведение итога, рефлексия(2 мин)

Отвечают на вопросы учителя.

-Какую цель ставили? Чего достигли?

Ответьте на мои вопросы:

-Чему научился?

-Какие открытия для себя сделали?

-С какими заданиями справились успешно? Над чем ещё нужно работать?

-Как ты считаешь, был ли для вас урок успешным?

-Что тебе давалось легко? Что было трудным?

-Что было самым интересным во время работы?

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?



Виды рефлексии.

Выбираю ту, которая больше подходит и на которую хватит времени.

Анкета.

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

 

1. Своей работой на уроке я

2. Урок для меня показался

3. За урок я

4. Мое настроение

5. Материал урока мне был

 

 


доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен


 

Техника «рефлексивная мишень».

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.


















Приложение к уроку

Задание: спишите словосочетания, исправив ошибки. Подчеркните разделительный мягкий знак.

Жёлтые листя, постирать белё, сварить варьене, поют солови.



Задание: спишите словосочетания, исправив ошибки. Подчеркните разделительный мягкий знак.

Жёлтые листя, постирать белё, сварить варьене, поют солови.



Задание: спишите словосочетания, исправив ошибки. Подчеркните разделительный мягкий знак.

Жёлтые листя, постирать белё, сварить варьене, поют солови.







Задание: запишите слова, соответствующие данным картинкам. Подчеркните разделительный мягкий знак.























Листья, ружьё, муравьи, деревья, печенье



Листья, ружьё, муравьи, деревья, печенье



Листья, ружьё, муравьи, деревья, печенье



Листья, ружьё, муравьи, деревья, печенье



Листья, ружьё, муравьи, деревья, печенье



Листья, ружьё, муравьи, деревья, печенье



Листья, ружьё, муравьи, деревья, печенье



Листья, ружьё, муравьи, деревья, печенье





Задание: исправьте ошибки в предложениях, сосчитайте их и запишите внизу число

Друзя нашли волчю стаю. Из трубы вётся дымок. Под елю прячутся ежи. Сыновя тёти Дари – рабочьие. У грача жилё из прутев. У орла сильные крыля.



Задание: исправьте ошибки в предложениях, сосчитайте их и запишите внизу число

Друзя нашли волчю стаю. Из трубы вётся дымок. Под елю прячутся ежи. Сыновя тёти Дари – рабочьие. У грача жилё из прутев. У орла сильные крыля.





Задание: исправьте ошибки в предложениях, сосчитайте их и запишите внизу число

Друзья нашли волчью стаю. Из трубы вьётся дымок. Под елью прячутся ежи. Сыновья тёти Дарьи – рабочие. У грача жильё из прутьев. У орла сильные крылья.

10







Задание: исправьте ошибки в предложениях, сосчитайте их и запишите внизу число

Друзья нашли волчью стаю. Из трубы вьётся дымок. Под елью прячутся ежи. Сыновья тёти Дарьи – рабочие. У грача жильё из прутьев. У орла сильные крылья.

10