Урок русского языка в 3 классе
Тема: «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне»
Ход урока.
1.Орг. момент
2. Мобилизующий этап. Формирование темы урока.
На доске: к .ток, в . дро, берёза, пов . р, в . сна, спос . б, ст . нал, малина,
зел . нь, солома.
- Внимательно прочитайте написанные на доске слова. Разделите их на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились?
(К 1 группе можно отнести слова КАТОК, ВЕДРО, ПОВАР, ВЕСНА, СПОСОБ, СТОНАЛ, ЗЕЛЕНЬ. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.
Ко 2 группе можно отнести слова БЕРЁЗА, МАЛИНА и СОЛОМА. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из 3 слогов.)
- Вставим пропущенные гласные, объясним.
- Сегодня у нас будет необычный урок. Мы совершим путешествие к земле Знаний. Запишите в своих тетрадях дату нашего путешествия.
- А на чём мы будем путешествовать, вы назовёте сами. Для этого соедините последние буквы слов с проверяемой безударной гласной в корне. Какое это слово? (Корабль)
3. Чистописание.
- Итак путешествовать мы начнём из порта Чистописания.
На море волнение, посмотрите, какой порядок букв в следующей волне.
ЕОА ЕЕООАА ЕЕЕОООААА
(Волна состоит из букв Е,О,А. Эти буквы являются непроверяемыми безударными гласными в словах МАЛИНА, БЕРЁЗА, СОЛОМА и проверяемыми безударными гласными в остальных словах. При каждом повторе их количество увеличивается на одну букву.)
- Изобразим это волнение в своих судовых журналах, продолжим до конца строки.
4.Словарно-орфографическая работа.
- Итак, вперёд. Мы в море Словарных слов. Напоминаю, что мы путешествуем на корабле. Подберите родовое понятие к слову КОРАБЛЬ.
(Корабль – это транспорт.)
- Для чего он предназначен?
(Он предназначен для перевозки людей и грузов по воде)
- Скажите полностью, что такое КОРАБЛЬ.
(Корабль – это транспорт, предназначенный для перевозки людей и грузов по воде.)
- Какие ещё бывают корабли?
(Ещё бывают космические корабли. На них люди летают в космос.)
- Что можете сказать о написании слова КОРАБЛЬ?
(В слове КОРАБЛЬ непроверяемая безударная гласная О, на конце Ь.)
- Что ещё можете сказать об этом слове?
(Это неодушевлённое имя сущ., в ед. ч., м.р., отвечает на вопрос ЧТО?, обозначает предмет…)
- Напишите слово КОРАБЛЬ в своих тетрадях - судовых журналах. Подчеркните безударную гласную.
- Прочитайте на доске пословицу.
БОЛЬШОМУ КОРАБЛЮ – БОЛЬШОЕ ПЛАВАНЬЕ,
- Объясните её смысл.
( Человеку с большими способностями, с большим талантом надо дать большие возможности, чтобы он смог развивать их дальше и смог достигнуть больших успехов.)
- Какие видите орфограммы?
- Напишите пословицу по памяти.
- Проверьте.
5. Закрепление пройденного.
- Вот подул горько-солёный бриз. Что это?
(Это лёгкий ветер, который днём дует с моря, ночью – с суши, поэтому бриз может быть морской или береговой.)
- Мы подплываем к острову Повторения.
Ветер относит нас к мысу Ошибок. Будем бороться. Солёная вода размыла слова на послании из бутылки. Попробуем их прочитать.
Б . леть, в . твями, зв . рята, в . твистый, б . лезнь, зв . риный, б . льной, в . твиться, озв . реть.
- SOS! Помогите мне сформулировать задание.
(Записать однокоренные слова группами, подобрать к ним проверочные слова, обозначить ударения, подчеркнуть безударные гласные, выделить корень.)
- Вспомните правило о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Расскажите.
Выполните задание.
(Боль – болеть, болезнь, больной.
Ветви – ветвями, ветвистый, ветвиться.
Зверь – зверята, звериный, озвереть.)
- Нам удалось миновать мыс Ошибок и мы на острове. Мы давно уже в пути и нам надо размяться.
6 Физкультминутка.
- Если я назову слово с безударной гласной Е – вы делаете наклон вперёд, если с безударной гласной И – приседаете.
Зерно, желток, стрижи, десятка, дикарь, седой, змеиный, плита, сидят, синеть, белеть.
7. – Но вот на нашем корабле взвились вверх флажки. На них задания. Если мы их выполним правильно, то сможем перевернуть и узнать, что увидел капитан.
1 группа. Боборенко А., Китов М., Горшкова С., Шушунова К., Баландин А.
- Подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы, обозначьте ударение, выделите корень.
2 группа. Антонова К., Разгулина Д., Куприянов А., Виноградов Д., Рогожкина Л.
- Подберите и запишите однокоренные слова с корнем вар- разных частей речи, выделите корень, обозначьте ударение.
3 группа. Тягушев А., Пацей В., Мальков Д., Дрожжа Д., Баусова М.
- Исключите лишнее слово. Напишите остальные слова, обозначьте ударение, подчеркните безударную гласную, обоснуйте.
4 группа. Митягина Д., Баннев В., Митягина Н., Осипова Н.
- Подберите антонимы, в них обозначьте ударение, подчеркните безударную гласную, объясните.
5 группа. Никитина К., Лямцова В., Лежнёва Т., Ляпин Н., Васев Е.
- Из каждой строчки выпишите однокоренные слова. Выделите корень, поставьте ударение. Какое из них проверочное?
- Вы все справились с заданиями и мы можем перевернуть флажки.
- Составьте из букв слово. Что же увидел капитан?
(ЗЕМЛЮ)
- Прочитаем написанные на доске предложения и узнаем, что ещё увидел капитан.
Вечерняя тишина висит над рекой.
Не шелохнётся на берегу цапля.
- Напишите в своих судовых журналах то предложение, во всех словах которого (кроме предлогов) имеются проверяемые безуд. гласные в корне, устно подберите к ним проверочные слова.
(Вечерняя тишина висит над рекой.)
- Разберём предложение по членам.
8. Итог.
- Нам пора возвращаться из нашего путешествия. Чтобы понять на прошло ли оно даром, ответьте на несколько вопросов.
- Над какой орфограммой работали сегодня во время путешествия?
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?
- Наше путешествие закончено. Спасибо за работу…