СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме «Виды предложений по цели высказывания»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме «Виды предложений по цели высказывания»»

Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме

«Виды предложений по цели высказывания»

Ход урока.

Организационный момент.

 Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Чистописание.

- На доске зашифровано слово, попробуйте его расшифровать.

-Конечно это «предложение». Запишите слово в тетрадь.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Давайте вспомним всё, что мы уже знаем о предложении. Послушайте высказывания о предложении и если вы с ним согласны, запишите его номер.

1.Предложение не может состоять из одного слова.

2.Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.

3.Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.

4.Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

5. В конце предложения всегда ставится точка.

6.В конце предложения всегда ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.

 Слайд 2  - Прочитайте запись и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.

Слайд 3 на, созрел, урожай, поля;

как, быстро, пролетело, лето;

небу, тучи, по;

наступила, красавица, осень;

 - Почему вы считаете, что это предложения? - Задайте вопросы по теме «Предложение».

- Запишите предложения в тетрадь.

 Слайд 4 Проверка

- Почему разные знаки препинания в конце предложений?

- Итак, предложения по интонации бывают восклицательные и невосклицательные.

 Слайд 5

                                     Предложения

            по интонации                                                     ?

восклицательные  невосклицательные

 - Посмотрите, в нашей таблице есть знак вопроса. Какие же ещё бывают предложения? На этот вопрос вам и предстоит ответить.

 Сообщение темы, постановка цели урока.

- В народе говорят: Говорить без цели - что рисовать на воде.

- Как вы понимаете это высказывание?

Если рисовать на воде рисунка не получится, также и в речи: если говорить без цели, не добьёшься того, чего хотел. Действительно, когда мы говорим, то делаем это с какой-то целью. А вот с какой? На этот вопрос мы должны ответить на уроке.

Разложите карточки на столе. Разделите слова на три группы – зачем, с какой целью мы говорим.

сообщить                              спросить                            повлиять

повествовать                        узнать                                 побудить к действию

 - Итак, общаясь, люди ставят перед собой разные цели. Посмотрите ещё раз на нашу таблицу.

 - Итак, мы знаем, какие  бывают предложения  по интонации. А что бы вы написали на месте вопросительного знака?

- Какова тема урока?

 Тема: «Виды предложений по цели высказывания».

 - По интонации предложения делятся на две группы. Как вы думаете, а по цели высказывания будет деление на какие – либо группы?

- Наша задача – узнать, какие бывают предложения по цели высказывания.


Применение новых знаний на практике.

 - Вернёмся к предложениям, записанным в тетрадях.

 - Можно ли сказать, что это фрагмент какого-то текста? Почему?

 - Какие записаны предложения по цели высказывания?  Составьте побудительное и вопросительное предложения так, чтобы получилось продолжение текста.

- Запишите предложения. - Прочитайте предложения.

Какие они по цели высказывания? Как вы это определили? Запись: повеств, невоскл.

Определите вид предложения по цели высказывания и интонации:

А что подарил он дружку?

Нету вороны на крыше, где её крылья и лапки?

Что такое вышина?

Много дорожек прошёл этот ёжик.

Слониха, слонёнок и слон во сне по дельфинам тоскуют.

Скорее, милый Зайка, на ёлку залезай-ка!

 Работа у доски.

- Запишем предложения и укажем какие они по цели высказывания и интонации.

 Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)

Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)

Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)

Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)

  Работа в парах

- Я вам читаю предложение, а вы ставите в квадратиках знак препинания, который, по вашему мнению, должен стоять в конце предложения.

- Начинаем работу с верхней левой клетки.

1. С деревьев опадают листья.

2. Подул холодный ветер.

3. У народа глаз верен, а ум догадлив.

4. Давай помолчим.

5. Девочка, почему ты плачешь?

6. Не утонет в речке мяч!

7. В нашей школе три этажа.

8. Сегодня идёт дождь.

9. Не обижайте маленьких и слабых.

10. Какие книги вы прочитали летом?

11. Как чудесен русский лес!

12. Мы шли по узкой тропе.

13. Лужи покрылись льдом.

14. Под деревьями спрятались грибы.

15. Наступило ясное солнечное утро.

 - Закрасьте квадратики, в которых стоят точки. Что получилось?

Игра «Самый внимательный».

-Послушайте стихи. Каждое из них состоит в основном из одинаковых по цели высказывания предложений. Найдите и укажите предложение, не соответствующее своей группе.

Чудесный сон.

Интересный мой рассказ.

Захожу я утром в класс.

Вижу- слон сидит за партой.

Лев стоит у стенда с картой.

Орфограмму учит кот.

Ему мыши смотрят в рот.

А проказница-мартышка

С умным видом смотрит в книжку.

Не соврал вам ни на грош,

Просто очень сон хорош.


У меня возник вопрос.

У меня возник вопрос:

Почему зимой мороз?

Кто меняет зайцу шубу?

Вырезает листья дубу?


Чем питается енот?

Как одет и где живёт?

И зачем лисице хвост?

И какой у волка рост?

Должен многое спросить,

Ведь хочу я умным быть!


О воспитании

Принесите мне напиться!

Попрошу поторопиться!

Ах, подвиньтесь, не мешайте!

А ещё поесть мне дайте!

Ну, скорей кладите спать!

Постелите вмиг кровать!

А потом читайте книжку

«Воспитание малышки».

Рефлексия.

 - Какие бывают предложения по цели высказывания?

- Какова цель высказывания у повествовательного предложения?

- Какова цель высказывания у вопросительного предложения?

- Какова цель высказывания у побудительного предложения?

Домашнее задание: составить и записать три предложения. Указать, какое предложение по  цели высказывания и интонации.