Конспект урока русского языка в 5 классе Суровой М.В.
по теме: «Разделительные Ъ и Ь» 15.09.2020
Цель: актуализировать и восстановить знания о правописании разделительных Ъ и Ь, отработать умения правильно писать слова.
Задачи:
Предметные
- познакомить обучающихся с орфограммой «Разделительные Ъ и Ь».
- формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы.
- развивать орфографическую зоркость
2. Метапредметные
- формировать умение находить информацию в тексте
- учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов.
- учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде.
3. Личностные
- устанавливать коммуникативные связи.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать правило употребления разделительных Ъ и Ь;
Уметь находить в словах разделительные Ъ и Ь; разграничивать Ь разделительный и Ь как показатель мягкости согласного, правильно употреблять на письме разделительные Ъ и Ь.
Уметь вычленять из текста слова с данной орфограммой.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Метапредметные:
-Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.
Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли .
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.
Методы и формы обучения: наблюдения над языком, составление интеллект-карт, индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, интеллект-карты.
Наглядно-демонстрационный материал: мультмедийный ряд: презентация по теме урока.
Основные понятия: морфема, морфемный разбор, приставка
Ход урока (Организационная структура):
Оргмомент. «Эмоциональное вхождение в урок» (1 мин.)
Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопросы, создадим образовательный продукт - интеллект-карту. Затем потренируем мозги — выполним очень интересные упражнения. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное…
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1 мин.)
- Определим свое настроение: поднимите руки, у кого настроение
Отличное
Хорошее
Не совсем готовы
- Итак, настраиваемся на работу.
III. Актуализация знаний (6 мин.)
1. Название каких букв состоят из 2-х слов, одно из которых звучит одинаково?
(Ъ и Ь)
Как бы вы назвали тему нашего урока?
(Разделительные Ъ и Ь)
(Оформление записей в тетради)
Какая цель нашего урока?
(Повторить знания правописания Ъ и Ь; отработать умение правильно писать слова)
Инсценировка сценки П. Матвиенко «Мягкий Знак и Твёрдый Знак»
(Заранее подготовленные ученики)
— Не чересчур ли ты добряк? —
Так Знаку Мягкому промолвил Твердый Знак. -
Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
-- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! -
Знак Мягкий Твердому на это отвечал. -
Ты тверд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять...
-- Друзья! Наш разговор — никчемные слова, —
Услышав этот спор, сказала буква А. -
Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.
-- Посмотрите сценку и скажите, что общего у этих букв?
-- В чем их различие?
Обсуждение проблемного вопроса.
«Открытие нового» (10 мин.)
1. «Понаблюдайте»: с. 28 учебника (таблица)
-- Прочитайте вслух
-- Какие знаки «превращают» набор букв в слова?
-- В чем разница в их произношении?
Чтение теоретического материала с. 28, орфограмма № 6
Составление интеллект-карты:
-- В какой морфеме (части слова) находится Ъ?
-- Ь?
-- Перед какими буквами будем писать Ъ?
-- Ь?
-- Сколько частей будет в нашей интеллект-карте?
Закрепление (14 мин.)
Игра «Где Ъ и Ь»
Запись под диктовку учителя:
Съездим
Вьюга
Бьющийся
Предъюбилейный
Воробьи
Льется
Объединение
Овечьи
Изъявить
Распределительный диктант
Разделительный Ъ | Разделительный Ь. |
подъехать | вьюга |
съёмка | льётся |
разъяснить | бульон |
предъюбилейный | муравьи |
объявить | бурьян |
| барьер |
| воробьи |
| |
-- Назовите имя прилагательное? (предъюбилейный)
Творческое списывание (См. Слайд № 8 и 9)
раз_ярённый зверь,
с_ёжиться от холода,
об_яснить задачу,
л_ётся дождь,
раз_единить провода,
большой об_ём,
раз_увериться во всём,
с_узить юбку,
под_езд к дому,
в_ёт гнездо,
сверкнуть в лист_ях,
сер_ёзная опасность.
«Решение ситуационных задач»
Упр. № 54, с. 28 (устно)
Физкультминутка (2 мин.)
- Напишите глазами буквы Ъ и Ь
- Быстро поморгали
- Потрите ладошку о ладошку.
-Выберите любую понравившуюся линию и проследите глазами по ней несколько раз.
Здоровьесберегающий подход (Выполняют сидя.)
Самостоятельное творческое использование сформулированных умений и навыков
Игра «Доскажите словечко» (4 мин.)
Объявление
Вьюга
Объедки
Жилье
Подъехал
Ручьи
Подъемный
Вьет
- Посмотрите на слова и запомните.
- Запишите правильно как можно больше.
- Придумайте предложение с одним из этих слов, но само слово не называйте.
Например,
На доске написано … (объявление)
Собаке отнесли …. (объедки) с нашего стола
Мы долго блуждали и наконец увидели… (жилье)
К остановке автобус …. (подъехал)
Весной везде разливались … (ручьи)
На 10 этаж кирпич поднимает кран… (подъемный)
Девочки … (вьют) венки из ромашек.
Сообщение «Это интересно! Из истории языка» (1 мин.)
Заранее подготовленный ученик:
Буква “ер” - Ъ - полезная буква. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд).
До 1917—1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ.
Тогда весь народ наш был разделён на писавших с “ером” и без “ера” на концах слов. В то время буква эта вызывала гнев и ненависть, смех и слёзы.
Букву “ер” называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом. Буква “ер” на конце слова пожирала более 8% времени и бумаги.
Эта буква - бездельник была самой дорогой буквой мира.
(православный компонент – учитель объясняет связь с церковно-славянским языком)
Обобщение усвоенного материала (2 мин.)
«Повторяем с контролем»
-- Составить вопрос по нашей теме.
-- Задать его товарищу.
Самостоятельная работа (2 мин.)
-- Записать только слова, в которых есть разделительные Ъ и Ь
(Слайд № 11)
Волк ужасно разъярен,
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съёжась, выставил иголки –
Объегорил злого волка.
Домашняя работа (1 мин.)
-- Выучить правило № 6, с.28;
-- упр. 48 (по желанию дополнить упр. 48 своими примерами (4-6 слов))
Рефлексия и выставление оценок за урок. «Продолжи фразу» (1 мин.)
-- Мне было интересно…
-- Мне было трудно ….
-- Мы сегодня разобрались в ….
-- Завтра я хочу на уроке ….
9