СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Разделительные Ъ и Ь»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Разделительные Ъ и Ь»»

Конспект урока русского языка в 5 классе Суровой М.В.

по теме: «Разделительные Ъ и Ь» 15.09.2020


Цель: актуализировать и восстановить знания о правописании разделительных Ъ и Ь, отработать умения правильно писать слова.


Задачи:

  1. Предметные

- познакомить обучающихся с орфограммой «Разделительные Ъ и Ь».

- формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы.

- развивать орфографическую зоркость

2. Метапредметные

- формировать умение находить информацию в тексте

- учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов.

- учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде.

3. Личностные

- устанавливать коммуникативные связи.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать правило употребления разделительных Ъ и Ь;

Уметь находить в словах разделительные Ъ и Ь; разграничивать Ь разделительный и Ь как показатель мягкости согласного, правильно употреблять на письме разделительные Ъ и Ь.

Уметь вычленять из текста слова с данной орфограммой.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные:

-Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли .

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Методы и формы обучения: наблюдения над языком, составление интеллект-карт, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, интеллект-карты.

Наглядно-демонстрационный материал: мультмедийный ряд: презентация по теме урока.

Основные понятия: морфема, морфемный разбор, приставка



Ход урока (Организационная структура):


  1. Оргмомент. «Эмоциональное вхождение в урок» (1 мин.)

Сначала мы вместе восхитимся глубо­кими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. По­том попробуем ответить на вопросы, создадим образовательный продукт - интеллект-карту. Затем потренируем мозги — выполним очень интересные упражнения. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное…


  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1 мин.)


- Определим свое настроение: поднимите руки, у кого настроение

Отличное


Хорошее


Не совсем готовы


- Итак, настраиваемся на работу.


III. Актуализация знаний (6 мин.)

1. Название каких букв состоят из 2-х слов, одно из которых звучит одинаково?

(Ъ и Ь)


  1. Как бы вы назвали тему нашего урока?

(Разделительные Ъ и Ь)

(Оформление записей в тетради)


  1. Какая цель нашего урока?

(Повторить знания правописания Ъ и Ь; отработать умение правильно писать слова)


  1. Инсценировка сценки П. Матвиенко «Мягкий Знак и Твёрдый Знак»

(Заранее подготовленные ученики)

— Не чересчур ли ты добряк? —


Так Знаку Мягкому промолвил Твердый Знак. -


Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!


-- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! -


Знак Мягкий Твердому на это отвечал. -


Ты тверд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять...


-- Друзья! Наш разговор — никчемные слова, —


Услышав этот спор, сказала буква А. -


Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.

-- Посмотрите сценку и скажите, что общего у этих букв?

-- В чем их различие?

Обсуждение проблемного вопроса.

  1. «Открытие нового» (10 мин.)


1. «Понаблюдайте»: с. 28 учебника (таблица)

-- Прочитайте вслух

-- Какие знаки «превращают» набор букв в слова?

-- В чем разница в их произношении?


  1. Чтение теоретического материала с. 28, орфограмма № 6

  2. Составление интеллект-карты:

-- В какой морфеме (части слова) находится Ъ?

-- Ь?

-- Перед какими буквами будем писать Ъ?

-- Ь?

-- Сколько частей будет в нашей интеллект-карте?


  1. Закрепление (14 мин.)

  1. Игра «Где Ъ и Ь»

Запись под диктовку учителя:

Съездим

Вьюга
Бьющийся
Предъюбилейный
Воробьи
Льется

Объединение
Овечьи
Изъявить

  1. Распределительный диктант

Разделительный Ъ

Разделительный Ь.

подъехать

вьюга

съёмка

льётся

разъяснить

бульон

предъюбилейный

муравьи

объявить

бурьян


барьер


воробьи



-- Назовите имя прилагательное? (предъюбилейный)

  1. Творческое списывание (См. Слайд № 8 и 9)

раз_ярённый зверь,
с_ёжиться от холода,
об_яснить задачу,
л_ётся дождь,
раз_единить провода,
большой об_ём,
раз_увериться во всём,
с_узить юбку,
под_езд к дому,
в_ёт гнездо,
сверкнуть в лист_ях,
сер_ёзная опасность.


  1. «Решение ситуационных задач»

Упр. № 54, с. 28 (устно)


  1. Физкультминутка (2 мин.)

- Напишите глазами буквы Ъ и Ь

- Быстро поморгали

- Потрите ладошку о ладошку.

-Выберите любую понравившуюся линию и проследите глазами по ней несколько раз.      

Здоровьесберегающий подход  (Выполняют сидя.)


  1. Самостоятельное творческое использование сформулированных умений и навыков


  1. Игра «Доскажите словечко» (4 мин.)


Объявление

Вьюга

Объедки

Жилье

Подъехал

Ручьи

Подъемный

Вьет

- Посмотрите на слова и запомните.

- Запишите правильно как можно больше.

- Придумайте предложение с одним из этих слов, но само слово не называйте.

Например,

На доске написано … (объявление)

Собаке отнесли …. (объедки) с нашего стола

Мы долго блуждали и наконец увидели… (жилье)

К остановке автобус …. (подъехал)

Весной везде разливались … (ручьи)

На 10 этаж кирпич поднимает кран… (подъемный)

Девочки … (вьют) венки из ромашек.


  1. Сообщение «Это интересно! Из истории языка» (1 мин.)

Заранее подготовленный ученик:

Буква “ер” - Ъ - полезная буква. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд).

До 1917—1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ.

Тогда весь народ наш был разделён на писавших с “ером” и без “ера” на концах слов. В то время буква эта вызывала гнев и ненависть, смех и слёзы.

Букву “ер” называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом. Буква “ер” на конце слова пожирала более 8% времени и бумаги.

Эта буква - бездельник была самой дорогой буквой мира.

(православный компонент – учитель объясняет связь с церковно-славянским языком)

  1. Обобщение усвоенного материала (2 мин.)


  1. «Повторяем с контролем»


-- Составить вопрос по нашей теме.

-- Задать его товарищу.


  1. Самостоятельная работа (2 мин.)


-- Записать только слова, в которых есть разделительные Ъ и Ь

(Слайд № 11)

Волк ужасно разъярен,
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съёжась, выставил иголки –
Объегорил злого волка.


  1. Домашняя работа (1 мин.)

-- Выучить правило № 6, с.28;

-- упр. 48 (по желанию дополнить упр. 48 своими примерами (4-6 слов))


  1. Рефлексия и выставление оценок за урок. «Продолжи фразу» (1 мин.)


-- Мне было интересно…


-- Мне было трудно ….


-- Мы сегодня разобрались в ….


-- Завтра я хочу на уроке ….

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!