СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Условное наклонение глагола»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Условное наклонение глагола»»

Урок русского языка в 6 классе «Условное наклонение глагола»

Тип: урок изучения нового материала.

Цели: познакомить учащихся с образованием форм условного наклонения глагола; научить распознавать глаголы в форме условного наклонения, раздельно писать частицу бы (б) с глаголами.

Формируемые УУД:

Личностные: стремление к речевому совершенствованию.

Регулятивные: целеполагание; контроль.

Познавательные: распознавание объектов; индуктивное умозаключение.

Коммуникативные: совместная работа; постановка вопросов; оценка действий товарищей.

Автор: Попов Дмитрий Сергеевич.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Добрый день, ребята! С каким настроением вы пришли на урок?
Слушаю ответы детей.

– Надеюсь, что вы сохраните его.

– Кто сегодня дежурные?

Спрашиваю у дежурного:
– Кто отсутствует на уроке?

II. Проверка домашнего задания

– Чем вы занимались на прошлом уроке? (Развивали свою речь, учились писать сжатое изложение.)
– Какое у вас было домашнее задание? (Дописать сжатое изложение.)
– Были ли у вас трудности с выполнением домашнего задания? (Слушаю ответы детей.)

Учитель собирает тетради и раздаёт другие.

III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и целей урока
Учитель вызывает учащегося к доске, чтобы тот под диктовку записал предложение:
Если бы люди могли путешествовать в космос, жизнь была бы намного интересней.

– Посмотрите на глаголы в предложении.
– Заметили ли вы, что к ним относится частица бы?
– Говорят, что эти глаголы в форме условного наклонения, потому что они помогают выражать желание или возможность при определённых условиях действия.
– Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (Об условном наклонении глагола.)

– Запишите тему урока.
Учитель пишет тему урока на доске, а ученики – в тетради.
– Что мы сегодня должны научиться делать?

Наклонения глаголов

IV. Изучение нового материала
Учитель строит схему:




Изъяснительное

Повелительное

Условное





Учитель комментирует построение схемы:
У глагола есть три наклонения: изъявительное, условное и повелительное.

Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях.

Рассмотрим глаголы: сделать, сберечь.

В условном наклонении они будут иметь форму: сделала бы, сберёг бы.

Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределённой формы при помощи суффикса -л- и частицы бы (б). Частица бы (б) всегда пишется отдельно от глагола. Она может стоять после глагола, перед ним, а также может отделяться другими словами. Например:

Я съел бы яблоко.

Мы бы помечтали.

Я бы с удовольствием побегал.

При двух или нескольких глаголах условного наклонения может быть одна частица бы, например:

Мы писали бы и разговаривали.

Глагол в форме условного наклонения изменяется по числам и в единственном числе – по родам.

Он предпочёл бы посидеть в школе.

Она предпочла бы съездить на курорт.

Они предпочли бы катание на санках.

Глаголы в условном наклонении в предложении выполняют функцию сказуемого, частица при этом также входит в состав сказуемого. Например, рассмотрим отрывок из стихотворения:

Тут и мама перестала б
Говорить, что я лентяй.

Сказуемое перестала б говорить.

Обратите внимание, что в разговорной речи повелительное наклонение может употребляться вместо условного:

Знай (вместо знал бы) я английский язык – работал бы переводчиком. 

И наоборот, форма условного наклонения употребляется вместо повелительного для смягченного выражения пожелания, совета, например:

Ты бы ложилась (вместо ложись), нянечка. (А.П. Чехов)

V. Закрепление изученного материала. Решение упражнений
1. Работа по учебнику
Выполнение упражнения 543.
Прошу учащегося выразительно прочитать стихотворение.
– Найдите слова одинаковые по значению? Можно ли назвать их омонимами?
– Ребята, выпишите глаголы в условном наклонении, а в скобках напишите неопределённую форму, от которой они образованы, а также выполните остальные письменные задания, которые прописаны в упражнении 543.
Учащиеся выполняют письменные задания из упражнения 543 с комментированием.
2. Решение упражнений из дополнительной литературы
Учитель раздаёт карточки для самостоятельной работы:

ДАТА ______________________________________________________
Фамилия, имя ______________________________________________

Тема: Условное наклонение глагола.

Самостоятельная работа

Подчеркните глаголы, стоящие в условном наклонении. Не забывайте подчёркивать частицу бы!
1. Если бы ты вежливо обратился ко мне с вопросом, я бы тебе моментально на него ответил.
2. Если бы вы использовали услуги экспресс-почты, я получил бы ваше письмо без опоздания.
3. Испекла бы бабушка много вкусных пирожков, но её никто об этом не просит.
4. Как было бы здорово, если бы они отправились в свадебное путешествие!
5. Если бы пешеходы и водители проявляли бдительность на дороге, то сократилось бы количество дорожно–транспортных происшествий.

Оценка «___» ________________
подпись учителя



Происходит самопроверка.

VI. Рефлексия учебной деятельности
– Какие действия обозначают глаголы в условном наклонении?'
– Какое место по отношению к глаголу может занимать в предложении частица бы?
– Устно составьте мини-сочинение (4-5 предложений) на тему «Если бы мечты сбывались». Используйте глаголы в форме условного наклонения.

Учащимся даётся 3-4 минуты на составление мини-сочинения.
Заслушиваю ответы учеников.

– Ребята, вы выслушали все ответы, а теперь оцените работу на уроке вашего соседа по парте.

VII. Обсуждение выполнение домашнего задания

– Ребята, дома вам предстоит выполнить упражнение 544, а на следующем уроке вы должны будете написать письмо по памяти.
– Прочитайте задания из упражнения 544.
– Что вы не сможете сделать? Что осталось непонятным? Почему?

VIII. Подведение итогов урока
Учитель выставляет оценки учащимся, тем самым подводит итоги урока.