Урок 15
Тема: Условное наклонение глагола
Цели урока:
познакомить учащихся со значениями глагольных форм в условном наклонении; с образованием, изменением и правописанием глагольных форм условного наклонений;
формировать умение образования, изменения и правописания глагольных форм условного наклонения;
воспитывать человеколюбие, отзывчивость, желание приносить пользу обществу.
Этапы урока
Организационный этап.
Проверка домашнего задания.
а) Устный опрос.
Какие действия обозначают глаголы в изъявительном наклонении? (Действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить.)
Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении? (Изменяются по временам.)
Назовите суффиксы, с помощью которых образуются формы прошедшего времени. (-л- и нулевой суффикс)
Как изменяются формы прошедшего времени? (По числам, а в ед. ч. по родам.)
Приведите пример изменения числа и рода в форма прошедшего времени.
б) Проверка упр. 112.
1. Скоро придёт зима. И в воздухе будет кружиться живая сетка из мягких пушистых снежинок. 2. Если вы по утрам, каждый день будете сидеть тихо где-нибудь в саду или огороде, то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем близко. 3. Время — лучший и беспристрастный0 судья. Оно всё расставит по местам и воздаст должное тем, кого слава обделила при жизни. 4. Мы каждый вечер будем бродить по узким0 римским улочкам, пока не узнаем, где остановилась очаровательная0 незнакомка.
Беспристрастный0 – 1) приставка бес- пишется с буквой с перед конем с первым звуком глухим; 2) при- со значением неполноты действия; 3) страстный – страсть (непроизносимый согласный звук).
Узким0 – 1) узенький; 2) улочкам (каким?) узким (прилаг. мн.ч. Д.п.)
Очаровательная0 – 1) неизменяемая приставка о; 2) чары; 3) суффикс прилаг. -тельн-; незнакомка (какая?) очаровательная (прилаг. ж.р., ед.ч., И.п.)
Простые формы будущего времени образуются от глаголов совершенного вида, сложные формы будущего времени – от глаголов несовершенного вида.
в) Словарный диктант.
Добросовестная работа, опекать малыша, на современном конвейере, готовиться к интересной экскурсии, загорел на плантации, на соломенной крыше, новенький велосипед, нажимать на педали, совершенствоваться в кулинарии (норма - ударение на третьем слоге), добавить растительного масла.
г) Разбор по составу (слова из словарного диктанта).
Добросовестная, готовиться, загорел, растительного.
III. Операционно-познавательный этап.
а) Изучение нового материала.
— Вы сегодня продолжите знакомство с наклонениями глаголов, станете исследователями и узнаете, что обозначают глаголы в форме условного наклонения, как они образуются, научитесь употреблять их в своей речи.
Учащиеся работают с теорет. сведениями §13. Задания выполняются в тетрадях. Самопроверка производится по ключу (напечатан на обратной стороне задания).
Рабочий лист
1. Заполните таблицу, пользуясь теоретическими сведениями § 13 на стр. 67—68.
Наклонение | Значение | Образование | Примеры |
| | | |
2. Найдите и выпишите формы условного наклонения. Покажите, как они образованы.
Образец: спел бы ← спел + бы; спросила бы ← спросила.
Если был бы я девчонкой, Я бы время не терял.
Я б на улице не прыгал, Я б рубашки постирал.
Я бы вымыл в кухне пол, Я бы в комнате подмёл.
Перемыл бы чашки-ложки, Сам начистил бы картошки.
Все свои игрушки сам Я б расставил по местам.
Отчего ж я не девчонка? Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала: «Молодчина ты, сынок». Э. Успенский
1.
Наклонение | Значение | Образование | Примеры |
условное | действие, которое произошло бы при каком-либо условии | глагол в форме прошедшего времени + частица БЫ | съел бы, пришел бы, помыла бы |
2. Был бы ← был + бы, не терял бы ← не терял + бы, не прыгал бы ← не прыгал + бы, постирал бы ← постирал + бы, вымыл бы ← вымыл + бы, подмел бы ← подметал + бы, перемыл бы ← перемыл + бы, начистил бы ← начистил + бы, расставил бы ← расставил + бы, помог бы ← помог + бы, сказала бы ← сказала + бы.
Форма прошедшего времени глаголов был, не терял, не прыгал, постирал, вымыл, подмел, перемыл, начистил, расставил, помог, сказала + частица бы (б).
б)Взаимообучение в парах.
Расскажи товарищу о глаголах в условном наклонении. Попроси его ответить на вопросы:
Какие действия обозначают глаголы в условном наклонении? (Действия, которые могут произойти только при определённых условиях или являются желательными)
Как образуются? (От глаголов в форме пр. вр. изъяв. накл. при помощи частицы БЫ.)
Как изменяются глаголы в условном наклонении? (Изменяются по числам и родам (в ед.ч.).)
Измени глагол в усл. накл. читал бы по числам и родам. (Читал бы, читали бы; читал бы, читала бы, читало бы.)
Приведи два примера глаголов в условном наклонении. (Захватил бы, спела бы.)
в) Закрепление изученного материала.
Выполнение упражнения 118.
Широко раскинулись придонские степи с холмами и перелесками. Если бы не война, здесь одуряюще пахло бы в эти дни полынью, мятой, душистыми степными травами. Слышалась бы в высоком безоблачном небе трель жаворонков. Спокойно синели бы эти озера — Круглое озеро, озеро Кривое, — и мирно текли бы донские воды между высоким, крутым западным берегом и пологим восточным.
Найдите в предложениях прилагательные. Укажите, какие из них являются относительными, а какие — качественными (устно).
Придонские (отн.), душистыми (качеств.), степными (отн.), высоком (качеств.), безоблачном (отн.), Круглое (качеств.), Кривое (качеств.), донские (отн.), высоким (качеств.), крутым (качеств.), западным (отн.), пологим (качеств.), восточным (отн.).
Выполнение упражнения 119 (предложение 1).
1. Я не хотел__бы стать грозой, в ней слишком-слишком много грома. Я__б лучше сделался росой, ей счастье тихое знакомо.
Игра «Цветик-семицветик».
(Каждому учащемуся раздается лепесток цветика-семицветика с началом предложений: Если бы я был директором, то...; Если бы я был волшебником, то...; Если бы я был невидимым, то...; Если бы я выиграл миллион, то...) Лепестки размещаются на доске, желания анализируются с точки зрения значимости: для себя, для близких, для всех.
Выписывается несколько глаголов, объясняется, как они образованы.
IV. Рефлексивный этап.
V. Домашнее задание. § 13, упражнение 119.