СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 6 классе "Урок письма"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе "Урок письма"»

Конспект урока русского языка в 6 классе

«Письмо потомкам»


(на конкурс «Лучший урок письма»)


Тип урока: урок усвоения новых знаний, интегрированный – русского языка / истории и культуры Мордовского края,


Цели урока:


- формировать умение создавать письменные тексты в традиционной форме письма, в жанре эссе,

- познакомить с уникальным культурным явлением «капсула времени» и сопутствующим ему жанром «письма потомкам»,

- развивать связную устную речь учащихся,

- формировать отношение к родному языку как к культурной ценности, средству аккумуляции исторической памяти,

- воспитывать осознанную гражданскую позицию, вовлеченность в социальную активность, чувство причастности к истории родного края.


Оборудование для урока: мультимедийный проектор, демонстрационная доска


Слово учителя: Приветствую вас, друзья! Скажите мне, пожалуйста, когда в последний раз вы писали кому-либо письмо? Нет, не месседж, не электронный майл, а самое настоящее письмо ручкой на бумаге, которое потом вкладывают в конверт и несут в синий почтовый ящик? Действительно, в нашу цифровую эру традиционное письмо уже становится большой редкостью! Ведь гаджеты всегда у нас под рукой. Но бывают ситуации, когда «цифра» может подвести, и только обычное бумажное письмо может быть источником информации! Предположите, что я имею в виду?


(Предполагаемые ответы учащихся).


Речь идет о так называемых «капсулах памяти» - посланиях, предназначенных для будущих поколений, которые помещаются в водонепроницаемую емкость (капсулу) и закладываются в основание строящихся зданий, памятников, школ и т.д. Письмо потомкам «отправляет» группа людей, и происходит это в торжественной обстановке, например, на празднике, школьной линейке, при открытии мемориала. При этом событие освещается прессой. При установке письма в будущее каком-либо общественном месте часто указывают, через какое время оно должно быть открыто. Содержание письма обычно сохраняется до времени его открытия.


Итак, сформулируем и запишем в тетрадях тему нашего занятия: «Письмо потомкам».


«Капсулу времени» создавали и в столице нашей республики Мордовия. В 1967 году жители Саранска замуровали в стене здания городской администрации капсулу с посланием потомкам и завещали вскрыть ее в 2017-м. Они предполагали, что в это время страна как раз будет отмечать столетие Октябрьской революции, но ошиблись. Емкость для письма была изготовлена в виде первого искусственного спутника Земли. 28 декабря 2017 года капсула была вскрыта. Вот отрывок из письма жителей Саранска 60-х годов


(выводится на слайде на демоэкран):


«Дорогие товарищи, братья и сестры, — говорится в послании. – В преддверии 50-летия советской власти мы собрались на очередной слет, чтобы подвести итоги дел, совершенных нами во имя юбилея. Все, что было намечено сделать, выполнено с честью… Мы приветствуем вас, наши потомки, и сердечно поздравляем с вековым юбилеем Октябрьской революции. Пять десятилетий разделяют нас с вами. Мы уверены, что вы еще более доблестными путями строите светлое будущее… Тревожно было первое 50-летие советской власти, когда поколение октября приступало строить новую жизнь. Страна была в руинах, жилось нам холодно и голодно. Теперь Советский Союз идет во главе цивилизованного мира, покоряет атом и все дальше проникает в тайны вселенной… Мы свято чтим светлую память тех, кто отдал свои жизни во имя торжества правды и справедливости. Воздайте и вы им земной поклон… Дорогие потомки, когда вы будете отмечать 100-летие советской власти, ваше торжество будет красочнее и ярче. Сейчас Саранск красив, он стал городом студентом и счастливого, трудолюбивого народа… Мы строим города, развиваем науку и технику, культуру и искусство, закладываем сады и парки. Мы уверены, что вы с благодарностью отзоветесь о наших делах… Мы живем в непростое время. США пытаются опорочить советский строй, клевещут на нашу советскую действительность. Но им не поколебать нашу веру в светлое будущее. Наше поколение сделает все, чтобы враги трудового народа навсегда исчезли с вашего пути…»


Вопросы учащимся:


Какие мысли и чувства вызвало у вас это письмо из прошлого?

Как вы расцениваете обращение к потомкам «братья и сестры»?

Все ли надежды наших дедушек и бабушек сбылись?

Что остается актуальным сегодня, несмотря на резкие исторические перемены?

Что, по-вашему изменилось в республике за 50 лет, прошедшие с момента написания письма для капсулы времени?

Как вам кажется, что бы понравилось и не понравилось старшему поколению в современной жизни?


(Предполагаемые ответы учащихся).


Поработаем над текстом письма. Найдите и укажите эпитеты, метафоры, устойчивые выражения, высокую книжную лексику, синтаксические средства выразительности – параллелизм и т.д.


(Предполагаемые ответы учащихся).


В этот же день в капсулу было заложено новое послание для жителей Мордовии 2050 года. Его текст составлен по результатам опроса граждан 13 региона разных возрастов, социальных групп и идейных убеждений. В нем рассказывается потомкам о том, как сегодня развивается Саранск. Авторы призывают людей быть дружными и не допускать межрелигиозных и межнациональных конфликтов.


Предлагаю вам также попробовать свои силы в таком интересном деле, как создание «письма потомкам»! Обратитесь к ученикам нашей школы через 50 лет и поделитесь важными для вас мыслями! Отрывки из лучших работ мы соединим в коллективное послание и торжественно заложим в капсулу времени в стенах школы.


Как написать такое письмо? Во-первых, разберемся, к какому жанру относится подобное послание. Запишем в тетради определение незнакомого для вас жанра


эссе (определение на слайде выводится на демоэкран) – это сочинение-рассуждение со свободной композицией небольшого объема, в котором излагается мнение автора по какому-либо вопросу. Эссе в большей степени содержит личные размышления, чем объективное исследование вопроса.


Ваша задача – создать эссе, в котором сохраняется традиционная структура письма. Давайте вспомним, из каких композиционных частей состоит письмо?


(Предполагаемые ответы учащихся).


Нужно также учесть, что в письме потомкам есть особые части! Помимо приветствия, содержащего обращение к адресату письма, основной части и заключения с прощанием, вам предстоит охарактеризовать нашу эпоху и представить далекое будущее, рассказать о заслугах своего поколения и высказать пожелания потомкам.


Поразмышляйте над вопросами:


Вопросы учащимся:


Какую планету мы оставим нашим внукам?

Что наша страна сделала для позитивных изменений во всем мире?

Каково сейчас место России в мире?

Чего вы желаете для своих потомков в будущем?

От чего хотите их предостеречь?


(Предполагаемые ответы учащихся).


В процессе подготовки к написанию письма вам помогут материалы занятий «Разговоров о важном», беседа со старшим поколением своей семьи, обсуждение непонятных вопросов с друзьями.


Далее, в тетради составим таблицу-конструктор «Письма потомкам». Чтобы структура вашей работы соответствовала традиционной структуре письма, используйте речевые шаблоны, характерные для посланий в «капсулах времени». По ходу урока мы познакомимся с историческими примерами таких посланий.


Ваша задача - выписать в таблицу 1) варианты обращений к адресату таких писем, 2) грамматические формы, в каких можно высказать свои пожелания, 3) устойчивые формулы, которые помогут описать ваше видение грядущего, 4) возможные подписи под такими письмами.


Например:


Как обращаться к потомкам

Напутствие

потомкам

Фантазии на тему картин будущего

Как подписаться под письмом

Дорогие потомки…

Я бы хотел дать несколько советов…

Я верю, что в 2073 году …

Ваши предки …

Люди будущего!

Берегите все живое!

Хотелось бы надеяться, что…

Земляне из 2023 года…

Люди 2073 года…

Не совершайте ошибок прошлого…

В будущем жизнь станет…

Школьники из российской глубинки 50 лет назад…






Слово учителя: Вот выдержки из текстов «капсул времени» - работаем с таблицей, делаем записи.

«Дорогой друг, здравствуй! Я пишу тебе, потому что завидую твоей судьбе. Нет, я не считаю, что живу в неинтересное время, наоборот, я была свидетелем запуска первого спутника Земли, в годы, когда я живу, советский человек впервые в мире поднялся в космос и облетел вокруг Земли, побывала в космосе впервые и женщина… И все же я завидую тебе, ведь ты будешь жить в годы, когда наша великая держава будет отмечать столетний юбилей. Ты уже будешь свидетелем межпланетных массовых космических полетов, будешь жить на какой-нибудь другой планете, но всегда будешь вспоминать свою родную планету. Возможно, что в годы твоей жизни будет разрешен вопрос бессмертия, люди научатся превращать человека в вечно живущего. Вам, живущим в XXI веке, наверное, не в новинку полеты землян на другие планеты, вас не удивит сообщение о строительстве города где-нибудь на Венере, мы же только мысленно заглядываем в ваше настоящее…»


«Труд, конечно, основа нашей и вашей жизни. В нем мы черпаем свою радость. Мы одержимы трудом, мы одержимы жизнью. Мы вгрызаемся в гранит науки, мы открываем новые элементы и строим синхрофазотроны. Книги утоляют нашу жажду познания, и мы сами создаем литературу поколения. Мы несем наше искусство на подмостки мировой сцены. До вас, может быть, дойдут легенды об ансамбле Моисеева и театре Райкина. Мы - их современники. Мы поем, танцуем, читаем стихи, мы любим. Нам не чуждо ничто человеческое. Мы живём!»


«Сейчас нам трудно представить, как будет жить ваше поколение, но мы твердо уверены, что люди 2000-х годов будут красивы, благородны и счастливы. Мы сделали лишь первый шаг в космос, а вы, наверное, будете летать на другие планеты. Вы раскроете много новых тайн природы, которые ещё не известны нам, обуздаете ядерную энергию, подчините своей воле стихийные силы природы, переделаете климат, разведёте в Заполярье сады. Дорогие потомки, вы такие счастливые, ведь живете при коммунизме, на Луну летаете! Именно мы готовили для вас это будущее. Восторг и удивление левитановскому сообщению: «Человек в космосе!» - улеглись. Нам подавай: «Человек на Луне!». И мы верим - это будет, потому что нельзя иначе!»


(Работа учащихся в тетрадях)


Слово учителя: Обратите внимание на стилистическую окраску вашего послания. Используйте книжную, высокую, если нужно, архаичную лексику, чтобы описать свои самые смелые мечты, озвучить самые сокровенные мысли, поразмышлять над вечными вопросами.


Предлагаю выполнить такое упражнение - запишите в тетради словосочетания и сформулируйте их значение :


Историческая память

Уроки истории

Сокровище нации

Миссия страны

Долг перед потомками


(Работа учащихся в тетрадях)


Слово учителя: Дорогие друзья, предлагаю ответить самому себе: полезным ли оказалось для время, проведенное на урок? Появились ли у вас новые мысли? На все ли вопросы вы получили ответы?


Домашнее задание: написать письмо потомкам.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!