Современный урок в рамках ФГОС
Технологическая карта урока
Класс: 7
Тема урока: правописание не с причастиями
Цель урока: Формирование практического навыка правильного написания не с причастиями
Задачи урока:
1. Познакомиться с орфограммой «Не с причастиями».
2.Научиться выбирать условия слитного и раздельного написания полных и кратких причастий.
3.Развивать умение различать условия выбора правописания не с прилагательными и причастиями.
4. Развивать умения работать с ЭОР.
5. Воспитывать ответственность за результат своего труда.
6. Развивать умение работать в группе.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Учитель: Алексеева Р.Ю.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Самоопределение к деятельности Организационный момент | Приветствует, настраивает на работу | готовятся к работе на уроке, отвечают на приветствие | Личностные: самоопределение регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | 1.Демонструет таблицу «Не с прилагательными» ЭОР http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2ab67884-12b4-4587-ad50-bc52d618a244/view/ беседует по вопросам: Назовите условия слитного и раздельного написания «Не с прилагательными» 2. Даёт задания обучающимся: дополнить таблицу своими примерами, записать в тетрадь | Отвечают на вопросы, при необходимости используя подсказки Записывают в тетрадь примеры, проверяют в парах, находят ошибки, корректируют | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
3 | Постановка учебной задачи | Учитель задаёт вопрос: Как вы думаете, почему мы начали урок с повторения орфограммы «НЕ с прилагательными»? Ставит проблемный вопрос: Что общего и чем различаются условия для выбора слитного или раздельного написания НЕ с прилагательными и причастиями? | Отвечают Формулируют тему и цель урока | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы |
4. | Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…) | Предлагает рассмотреть Интерактивную схему "Правописание НЕ с причастиями" http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b7f7e635-cbef-47fb-a4a8-f96e758517cd/view/ даёт задание: попробуйте выяснить, какие условия необходимы для раздельного и слитного написания Не с причастиями? | Работают со схемами, формулируют условия слитного и раздельного написания причастий. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5 | Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач | Даёт задание: выполнить упражнение № 102, 103 Консультирует обучающихся по выполнению заданий упражнений учебника | Работа с упражнением учебника Проверяют в парах , задают вопросы | Регулятивные: контроль, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
6 | Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков | Учитель предлагает словарный диктант: Ненаписанное сочинение, невыученное правило, не выполненный вовремя тест, ошибка не исправлена, не заинтересованный в результате, неравнодушный ученик, ненавидящий неправду, ненастный день 3. Анализирует ошибки 4. Даёт задание: составить и записать 3 предложения с использованием словосочетаний на данную орфограмму 5. Консультирует, отвечает на вопросы обучающихся | Записывают диктант проверяют диктант оценивают Сочиняют и записывают предложения, проверяют в парах Выполняют работу над ошибками, задают вопросы учителю | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
| | Учитель даёт домашнее задание по выбору обучающихся: 1.Выполнить тест 2. Составить диктант по теме 3. Выполнить упражнение учебника №107 | Выбирают задание, задают вопросы | |
| Рефлексия деятельности | Беседа по вопросам: 1.Какое задание показалось интересным? 2.Какие трудности встретили? 3.Какое задание хотели бы выполнить дома? 4. Что необходимо знать, чтобы не ошибиться в правописании не с причастием? С прилагательным? | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |
Анализ урока
Урок по теме «Правописание не с причастиями» в 7 классе – урок первичного предъявления знаний. Обучающиеся уже знакомы с аналогичной орфограммой «Не с прилагательными», поэтому урок построен на основе решения проблемной задачи: Что общего и чем различаются условия для выбора слитного или раздельного написания НЕ с прилагательными и причастиями? Содержание урока соответствует содержанию программы и учебника (это урок №21 в теме «Причастие»)
Дидактическая цель урока решалась через выполнение следующих задач: обучающиеся познакомились с орфограммой «Не с причастиями», научились выбирать условия слитного и раздельного написания полных и кратких причастий, в ходе урока формировались умения различать условия выбора правописания не с прилагательными и причастиями.
На уроке использовались различные формы обучения:
-фронтальная форма – на этапе актуализации знаний и фиксация затруднений в деятельности обучающиеся работают с ЭОР – интерактивной таблицей, которая демонстрируется на экране , происходит словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми
-групповая (парная работа)- на этапе применения теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач организована парная работа при выполнении упражнения учебника, обучающиеся проводят проверку в парах, консультируют друг друга.
В конспекте предлагаются различные формы заданий для формирования навыка правильного написания НЕ с причастиями: работа с упражнением учебника, словарный диктант, творческие задания (дополнить диктант примерами), работа с ЭОР (интерактивная схема, таблица). Все задания носят практический характер, направлены на формирование орфографической грамотности обучающихся. Самостоятельная работа носит творческий характер, работая в парах, обучающиеся оказывают помощь, принимают помощь своего напарника.
На каждом этапе урока формируются универсальные учебные действия, которые отмечены в конспекте : личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные. Задание сформулированы таким образом, что ведёт к развитию коммуникативных умений, каждый ученик имеет возможность высказать свою точку зрения, задать вопрос учителю, напарнику. Обучающиеся осуществляют контроль, коррекцию, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, что формирует регулятивные УУД.
На данном уроке применяется ИКТ, Интернет-ресурсы, что развивает ИКТ- компетентности обучающихся, а также способствует развитию интереса к изучению русского языка.
Урок построен на основе здоровьесберегающих технологий: соблюдены гигиенические требования, удачно чередуются различные виды деятельности на уроке.
Считаю, что данный урок построен в соответствии с основными требованиями урока в рамках ФГОС ООО.