СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка во 2 класс по теме: "Глагол как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка во 2 класс по теме: "Глагол как часть речи"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка во 2 класс по теме: "Глагол как часть речи"»

Конспект урока русского языка во 2 классе.

Тема урока: Глагол как часть речи.

Цель урока:  познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками; создать условия для формирования умений ставить вопросы к глаголам.

Задачи:

  • углубить представления учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих действия предметов;

  • научить учащихся находить глаголы в тексте;

  • повторить и обобщить знания об уже известной части речи – имени существительном;

  • закрепить умения правильно ставить вопросы к словам;

  • закрепить знания о безударной гласной, о главных членах предложения.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

- распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу;

- определять, каким членом предложения является глагол в предложении;

Обучающийся получит возможность научиться:

- распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: 

- принимать и сохранять цель и учебную задачу;

- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные УУД

- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

- работать с разными  видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций);

- осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы, переводить информацию из одного вида в другой;

- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям.

Коммуникативные УУД

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения;

- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других, строить понятные для партнёра высказывания;

- формулировать собственное мнение и аргументировать его;

- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технологии. технология оценивания учебных достижений, здоровье сберегающая технология.

Методы обучения: Словесные, наглядные, практические.

Формы работы Фронтально-коллективная работа, работа в парах, индивидуальная работа.



Ход урока:

1 .Организационный момент.  

-Доброе утро!

-Начинаем наш урок русского языка. Проверьте, пожалуйста, наличие учебных предметов на столе.

«Если порядок на столе – то порядок в голове».

Садитесь, пожалуйста!

2.Актуализация знаний

Каллиграфическая минутка

Прежде чем перейти к работе в тетрадях нам надо, подготовить наши пальчики к работе, согреть их

Давайте поиграем в снежки.

Возьмите горсть снега,

Слепите снежок,

Сжимаем в левой руке, кидаем,

Сжимаем в правой руке, кидаем.

Ручки замёрзли — потрём ладошки.

- Молодцы, подготовили свои пальчики к работе.

- А теперь открываем тетради. Не забывайте о посадке, правильном положении тетради на столе и о том, как нужно держать ручку.
Запишем число, классная работа. Какое сегодня число? Что вы можете рассказать о данном числе? Какую видите орфограмму? (безударная гласная - февраля безударная гласная е-проверить не можем так как это словарное слово, мы должны запомнить, как оно пишется или обратиться к словарю, слово классная –удвоенная буква с, работа безударная а- словарное слово)


-А написание какой буквы мы сегодня повторим, вы сами мне скажите.

- Посмотрите на доску. Что там написано? Прочитайте.

Гриша в гудок очень громко гудит.
Грозно на Гришу Галя глядит.

Скороговорка, предложение.

- Какой звук произносим чаще других в этой скороговорке? (Согласный звук [г].)

- Что вы знаете про этот звук? (согласный, парный звонкий, парный по твёрдости -мягкости)

- Какой буквой обозначается этот звук? (Буквой г.)

- Вы конечно поняли, какую букву мы сегодня напишем на минутке чистописания.

Г г Гм  Го Гр Ге  Поставьте точку под теми буквами, которые вы написали более удачно.


Запишите второе предложение скороговорки, выделите орфограммы. (один с объяснением у доски: комментированное письмо, выделить грамматическую основу предложения, указать части речи, дать характеристику предложению) (оцените работу на листках самоценки)


Орфографическая минутка

Обратите внимание на слова:

 гостья, груши, скворечник, Барто, город.

Что объединяет эти слова? (часть речи имя существительное) докажите. 

-Как определили, что эти слова – существительные?

- Что вы знаете об имени существительном?

Запишите слова в таком порядке:

  1. Слово, где встречается буквосочетание чн (скворечник)

  2. Слово, где встречается буквосочетание ши (груши)

  3. Словарное слово (город)

  4. Слово с разделительный мягким знаком (гостья)

  5.  Слово, которое необходимо писать с заглавной буквы (Барто)

Проверяем. (вывешиваю эталон) лист самооценки

-Ребята, а почему слово Барто написали с большой буквы? (Агния Львовна Барто. 

17 февраля отмечается 115-летний юбилей со дня рождения детской поэтессы и писательницы Агнии Львовны Барто. Вспомните, сколько замечательных произведений она написала. Назовите произведения этого автора?


3. Постановка темы и цели

-В стране « Части Речи» жили-были имена Существительные. Плохо им жилось, скучно. Трава. Кот. Машина. Все бездействовали. Но однажды все изменилось. Трава стала расти, зеленеть, цвести, пахнуть. Кот - бегать, спать, мяукать, охотиться. Что же произошло? Просто пришли слова, которые помогли оживить имена существительные. Они не могли больше  смотреть на бездействие и заставили всех что-то делать.

Давайте вспомним какая часть речи обозначает действие предмета? (Глагол)

-Скажите, а что стала делать машина? ( Ездить, сигналить, перевозить)

-Так о чем же мы будем говорить на уроке? (О глаголе)

- Прочитайте тему нашего урока (Глагол)

Определите учебно-познавательную задачу урока (Узнать что такое глагол?)

4. Работа по теме урока

-Что обозначает глагол?

-На какие вопросы он отвечает? (ответы детей)

- Прочитайте правило от тетушки Совы на с. 68.

- Приведите свои примеры глаголов.


- А вот какое определение дает в толковом словаре В.Даль  

Глагол –  это речь человека, разумный говор, язык. В.И. Даль

Предлагаю прочитать отрывок текста «Удивительные глаголы». ( У каждого ученика на парте текст «Удивительные глаголы») 


                               Удивительные глаголы

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название?

Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.


Физкультминутка.    

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом!

Мы топаем ногами: топ –топ – топ.

Мы хлопаем руками: хлоп – хлоп – хлоп.

Мы руки разведём

И побежим кругом!


5.Усвоение новых знаний и способов действий.

Откройте учебник, выполним упражнение.

Посмотрите на рисунки. Что делает мальчик?

-Назовите слова, обозначающие действия мальчика (Мальчик моет, поливает, стирает, читает.)

-На какой вопрос отвечают эти слова?

-К какой части речи они относятся?

-Составим предложение по любому рисунку.

(ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ)

-Давайте запишем одно предложение в тетрадь и подчеркнём главные члены предложения.

Мальчик поливает цветы. 

-Какой частью речи выражено подлежащее? (сущ.)

-Какой частью речи выражено сказуемое? (гл.) (лист самооценки)

-Ребята, давайте мы попытаемся дать определение «ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГЛАГОЛ?» (ответы детей)

-Проверим наши предположения в учебнике. Зачитаем правило.

6.Первичное закрепление.

- Как  распознать глаголы в речи?  

- Давайте составим алгоритм. Что такое алгоритм? (Порядок действий)

- Сейчас мы его составим.

Работа в парах

У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке. 

1. Поставить к слову вопрос

2. Узнать, что оно обозначает

3. Определить часть речи


-Потренируемся задавать вопрос к глаголу, работая по карточке. (фронтально-коллективная работа)

Впиши в скобки вопрос.

Утром Леля (        ?) отправилась к морю. Девочка (        ?) увидела в белой пене волн птичку. Волны (        ?) раскачивали её. Леля (___________________?) вбежала в воду и выхватила у волн их добычу. Девочка (        _?) принесла птичку домой, согрела и выпустила на волю.

Физкультминутка.    

Мы гимнастику для глаз

 Выполняем каждый раз.

 Вправо, влево, кругом, вниз,

 

 Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.


7.Обобщение и систематизация знаний.

Индивидуальная работа

Спиши текст. Выдели все знакомые орфограммы. Подчеркни глаголы.

Над широкими полями нависла тяжёлая грозовая туча. В небе засверкала ослепительная молния. Прогремел сердитый гром. Хлынул проливной дождь. Тропинка сразу стала гладкой и скользкой.

Самопроверка с эталоном. (лист самооценки)

8.Итог урока.

- О какой части речи сегодня говорили на уроке? (о глаголе)

- Расскажите, что узнали о глаголе. Как думаете, всё узнали о глаголе?

9.Рефлексия.

-Оцените свою работу по следующему плану.

Сегодня на уроке:

  • 1.Я научился…

  • 2.Было интересно…

  • 3.Было трудно…

  • 4.Могу похвалить себя за то, что…

  • 5.Могу похвалить одноклассников за то, что…

  • 6.Больше всего мне понравилось…

  • 7.Мне показалось важным…

  • 8.Для меня было открытием то, что…

10.Оценивание.

Учитель выделяет наиболее активных учеников.

11.Информация о домашнем задании.

Учитель озвучивает инструкцию к выполнению д.з.