Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся | УУД |
1.Орг. Момент Слайд 2. Слайд 3. | -Добрый день, ребята. Давайте начнем его, как обычно с нашей речевки: КАЖДЫЙ ДЕНЬ- ВСЕГДА, ВЕЗДЕ НА ЗАНЯТИЯХ, В ИГРЕ СМЕЛО, ЧЕТКО ГОВОРИМ И ТИХОНЕЧКО СИДИМ Ребята, цветок тянется к солнцу, а человек тянется к знаниям. Он хочет узнать много нового и интересного. А вы хотите много знать? Доска: Мир освещается солнцем, а человек знанием. - Как вы понимаете это выражение? -Думаю, что и на сегодняшнем уроке вы сможете приобрести новые знания, которые вам потребуются в будущем. И отправимся мы за ними в путешествие. - Открывайте тетрадочки и запишите сегодняшнее число. Классная работа. | Настраиваются на работу на уроке. -Когда человек много знает, ему легче ориентироваться в жизни. | КУУД: готовность к деятельности; слушать и вести диалог; положительная эмоциональная направленность. |
2.Словарная работа Слайд 4. | -Посмотрите на доску, запишите предложения с доски себе в тетради, правильно вставляя пропущенные буквы. Под тонкой осиной вырос большой мухомор. На дереве висело спелое яблоко? -Проверьте себя. -Поднимите правую руку все, кто доволен собой? -Почему? -А подскажите мне, первое предложение какое по цели высказывания? -А второе? Есть у нас те, кто считает иначе? -Почему вы так решили? | Самостоятельно проверяют слова по образцу на слайде, исправляют ошибки. | РУУД: контроль, коррекция и самооценка выполненных действий. |
3.Актуали- зация знаний. | -Посмотрите, в первом предложении у нас есть слово, которое собрано из двух слов. Найдите его. Какое это слово? -Из каких слов его сложили? А какие части слов для этого взяли? -Что такое корень слова? -Как найти корень в словах? | Дети находят слово и отвечают на вопросы учителя. -Мухомор -Муха и мор. -Корень. -Сначала надо определить значение слова. Затем подобрать родственные слова. Найти общую часть слова – корень. | ПУУД: построение логической цепи рассуждения. ЛУУД: применять правила делового сотрудничества. РУУД: оценивать результаты деятельности. |
4.Самоопределение к деятельности. Слайд 5. | - Мы с вами собирались отправиться в путешествие. Замените выражение одним словом, чтобы узнать на чем мы можем с вами путешествовать. 1.Как называется судно, которое само в небе летает? 2.Как называется транспортное средство, которое возит нас при помощи пара? 3.Как называют корабль, который раскалывает лед? - Что интересного заметили в словах? -Почему в этих словах по два корня? -Давайте подумаем, от каких двух слов образовались данные слова? -Как называются слова с двумя корнями? - Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока? -Сегодня мы будем учиться находить, записывать и образовывать сложные слова. - А с какой целью человек использует сложные слова? | -самолет -паровоз -ледокол Учащиеся отвечают на вопросы. -Учимся писать слова с двумя корнями. -Чтобы сократить словосочетание, высказывание. | ПУУД: характеристика объекта по одному или нескольким признакам, анализ слова с целью выделения признаков, сравнение, построение логической цепи рассуждения. РУУД: умение определять цель деятельности на урок |
5.Постанов ка учебной задачи | -Как соединяются два корня в сложных словах? -Как называются такие гласные? -Вставьте в сложные слова пропущенные соединительные гласные. Доска: снег…пад земл…пашец мыш…ловка домохозяйка - Слова одинаковые, а буквы вставлены разные. -Почему были допущены ошибки? -Возникла проблема? -Какая? -Чему мы должны научиться на уроке? | -При помощи гласных. Соединительные гласные. Два ученика выходят к доске, вставляют пропущенные гласные. Анализируют место ошибки, делают вывод, ставят учебную задачу на урок. -Мы должны научиться правильно вставлять соединительные гласные в сложные слова. | КУУД: умение слушать и слышать, оформлять свои мысли в речи. ПУУД: умение на основе анализа объектов делать выводы. |
6. Физми- нутка Слайд 6 | Физминутка. -А сейчас поиграем. Все встаём. Я сейчас буду называть слова, если я называю сложное слово – вы 3 раза хлопаете, а если слово с одним корнем – вы топаете: Носорог, овцебык, морской, водопад, парта, мышеловка, самосвал, домовой, ледокол | | ЛУУД: установка на здоровый образ жизни. |
7.Развитие умений. Слайд 7, 8 Слайд 9 | Работа по учебнику стр .101 упр.2 -Вы молодцы, нашли все сложные слова. Мухомор, листопад, водопад. 2) Работа по учебнику стр. 100 упр.1 Какое правило можно вывести из этих двух упражнений? В каких случаях мы пишем соединительную гласную –о-? -В каких случаях мы пишем соединительную гласную –е-? -Сформулируйте вывод. - Вернёмся к нашим словам. Исправим ошибки. | Дети читают задание. Выписывают слова в которых два корня. Обозначают их и подчеркивают. Вывод: Если корень первого слова заканчивается на твёрдый согласный, то пишется буква О. Если корень первого слова заканчивается на мягкий согласный, то пишется буква Е. Твёрдый согл. - О Мягкий согл. - Е | Познавательные: развивают умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, выявлять сущность, особенности объектов. Коммуникативные: развивают умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме. |
8.Реализация построенного проекта Работа в парах. Слайд 10 | - Работа по учебнику стр. 101 упр.3 (устно) Работать будем в парах | Тихо обсуждают выполнение задания, вставляют соединительную гласную. По парам выходят к доске и делают выводы по заданию. | ПУУД: умение применять полученные знания в предложенных ситуациях. КУУД: вступают в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществляют совместную деятельность |
9. Первичное закрепление Слайд 11 | - Тетрадь «Пишем грамотно» стр. 28 упр. 1 Поменяйтесь тетрадочками и выполните взаимопроверку | Учащиеся самостоятельно читают задание и выполняют его. Взаимопроверка. | ЛУУД: умение определять и высказывать своё мнение. ПУУД: умение применять полученные знания в предложенных ситуациях. |
10. Включение в систему знаний и повторение. | Теперь снова откройте учебник Рубрика «Интересный материал из истории языка» учебник стр 101. Слово благодарить -Можно слово благодарить назвать сложным? -Докажите. -Почему написали соединительную гласную –о-? | 1) Читают материал рубрики. 1 ученик у доски, остальные в тетради записывают и находят корни, соединительную гласную в слове «благодарить» | РУУД: умение определять успешность выполнения своего задания. ЛУУД: проявлять доброжелательность, внимательность, помощь. КУУД: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность |
11.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Слайд 12 Слайд 13. | 1-Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке. – Чему научились? - Какое правило мы вывели с вами? – Кто или что вам помогало справиться? - Что вы теперь можете? – Кто доволен сегодня своей работой? -Кому было интересно? 2) - А теперь поднимите зелёные карточки те ребята, кому всё было понятно и в течении урока не допускал ошибок, жёлтые – если в течении урока были ошибки, но было всё понятно, красные – если на уроке вообще ничего не понятно было. 3) Домашнее задание. Учебник стр. 101 упр. 4 Всем спасибо за урок | Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке. | РУУД: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |