СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Слова с двумя корнями

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Слова с двумя корнями»

План-конспект урока в 3 г классе

Тема урока: Учимся писать слова с двумя корнями

Учитель-стажер Янзина Наталья Петровна МОУ-СОШ №1 г. Красный Кут Саратовской области

Цель урока: учить составлению и записи сложных слов при помощи соединительных гласных – о, е.

Задачи: личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;

регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности; формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

познавательные: создать условия для развития умения анализировать, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.

Планируемые результаты:

личностные: интерес к изучению языка, интерес к письму, формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе и оказывать помощь одноклассникам;

предметные: совершенствование умений выделять корни в словах; умение различать, образовывать и правильно писать сложные слова с двумя корнями; формирование навыка устной и письменной речи, осознание важности орфографически грамотного письма.

9. Тип урока: урок - открытие нового знания

10.Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

11.Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебник русского языка ч.1, С.И.Иванов, А.О.Евдокимова, М., “Вентана-Граф”,2016; рабочая тетрадь №1 “Пишем грамотно”, М.,”Вентана-Граф”, 2016;



Этап

урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

1.Орг.

Момент

Слайд 2.












Слайд 3.

-Добрый день, ребята. Давайте начнем его, как обычно с нашей речевки:

КАЖДЫЙ ДЕНЬ- ВСЕГДА, ВЕЗДЕ

НА ЗАНЯТИЯХ, В ИГРЕ

СМЕЛО, ЧЕТКО ГОВОРИМ

И ТИХОНЕЧКО СИДИМ

Ребята, цветок тянется к солнцу, а человек тянется к знаниям. Он хочет узнать много нового и интересного. А вы хотите много знать?

Доска: Мир освещается солнцем, а человек знанием.

- Как вы понимаете это выражение?

-Думаю, что и на сегодняшнем уроке вы сможете приобрести новые знания, которые вам потребуются в будущем. И отправимся мы за ними в путешествие.

- Открывайте тетрадочки и запишите сегодняшнее число. Классная работа.

Настраиваются на работу на уроке.







-Когда человек много знает, ему легче ориентироваться в жизни.

КУУД: готовность к деятельности; слушать и вести диалог; положительная эмоциональная направленность.

2.Словарная

работа


Слайд 4.

-Посмотрите на доску, запишите предложения с доски себе в тетради, правильно вставляя пропущенные буквы.

Под тонкой осиной вырос большой мухомор.

На дереве висело спелое яблоко?

-Проверьте себя.

-Поднимите правую руку все, кто доволен собой?

-Почему?

-А подскажите мне, первое предложение какое по цели высказывания?

-А второе? Есть у нас те, кто считает иначе?

-Почему вы так решили?

Самостоятельно проверяют слова по образцу на слайде,

исправляют ошибки.

РУУД: контроль, коррекция и самооценка выполненных действий.


3.Актуали-

зация знаний.

-Посмотрите, в первом предложении у нас есть слово, которое собрано из двух слов. Найдите его. Какое это слово?

-Из каких слов его сложили? А какие части слов для этого взяли?

-Что такое корень слова?

-Как найти корень в словах?

Дети находят слово и отвечают на вопросы учителя.

-Мухомор

-Муха и мор.

-Корень.

-Сначала надо определить значение слова. Затем подобрать родственные слова. Найти общую часть слова – корень.

ПУУД: построение логической цепи рассуждения.

ЛУУД: применять правила делового сотрудничества.

РУУД: оценивать результаты деятельности.

4.Самоопределение

к деятельности.


Слайд 5.

- Мы с вами собирались отправиться в путешествие. Замените выражение одним словом, чтобы узнать на чем мы можем с вами путешествовать.

1.Как называется судно, которое само в небе летает?
2.Как называется транспортное средство, которое возит нас при помощи пара?
3.Как называют корабль, который раскалывает лед?
- Что интересного заметили в словах?

-Почему в этих словах по два корня?

-Давайте подумаем, от каких двух слов образовались данные слова?

-Как называются слова с двумя корнями?

- Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

-Сегодня мы будем учиться находить, записывать и образовывать сложные слова.

- А с какой целью человек использует сложные слова?





-самолет


-паровоз


-ледокол


Учащиеся отвечают на вопросы.




-Учимся писать слова с двумя корнями.


-Чтобы сократить словосочетание, высказывание.

ПУУД: характеристика объекта по одному или нескольким признакам, анализ слова с целью выделения признаков, сравнение, построение логической цепи рассуждения.

РУУД: умение определять цель деятельности на урок

5.Постанов

ка учебной

задачи


-Как соединяются два корня в сложных словах?

-Как называются такие гласные?

-Вставьте в сложные слова пропущенные соединительные гласные.

Доска:

снег…пад

земл…пашец

мыш…ловка

домохозяйка

- Слова одинаковые, а буквы вставлены разные.

-Почему были допущены ошибки?

-Возникла проблема?

-Какая?

-Чему мы должны научиться на уроке?

-При помощи гласных.


Соединительные гласные.


Два ученика выходят к доске, вставляют пропущенные гласные.


Анализируют место ошибки, делают вывод, ставят учебную задачу на урок.





-Мы должны научиться правильно вставлять соединительные гласные в сложные слова.

КУУД: умение слушать и слышать, оформлять свои мысли в речи.

ПУУД: умение на основе анализа объектов делать выводы.

6. Физми-

нутка

Слайд 6

Физминутка.

-А сейчас поиграем. Все встаём. Я сейчас буду называть слова, если я называю сложное слово – вы 3 раза хлопаете, а если слово с одним корнем – вы топаете:

Носорог, овцебык, морской, водопад, парта, мышеловка, самосвал, домовой, ледокол


ЛУУД: установка на здоровый образ жизни.


7.Развитие умений.

Слайд 7, 8




Слайд 9

  1. Работа по учебнику стр .101 упр.2

-Вы молодцы, нашли все сложные слова. Мухомор, листопад, водопад.

2) Работа по учебнику стр. 100 упр.1

Какое правило можно вывести из этих двух упражнений?

В каких случаях мы пишем соединительную гласную –о-?

-В каких случаях мы пишем соединительную гласную –е-?

-Сформулируйте вывод.

- Вернёмся к нашим словам. Исправим ошибки.

Дети читают задание.

Выписывают слова в которых два корня. Обозначают их и подчеркивают.







Вывод: Если корень первого слова заканчивается на твёрдый согласный, то пишется буква О.

Если корень первого слова заканчивается на мягкий согласный, то пишется буква Е.

Твёрдый согл. - О

Мягкий согл. - Е

Познавательные: развивают умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, выявлять сущность, особенности объектов.


Коммуникативные: развивают умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.


8.Реализация

построенного

проекта

Работа в парах.

Слайд 10

- Работа по учебнику стр. 101 упр.3 (устно)

Работать будем в парах


Тихо обсуждают выполнение задания, вставляют соединительную гласную. По парам выходят к доске и делают выводы по заданию.

ПУУД: умение применять полученные знания в предложенных ситуациях.

КУУД: вступают в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществляют совместную деятельность

9. Первичное

закрепление

Слайд 11

- Тетрадь «Пишем грамотно» стр. 28 упр. 1

Поменяйтесь тетрадочками и выполните взаимопроверку

Учащиеся самостоятельно читают задание и выполняют его.

Взаимопроверка.

ЛУУД: умение определять и высказывать своё мнение.

ПУУД: умение применять полученные знания в предложенных ситуациях.

10. Включение в систему знаний и повторение.













Теперь снова откройте учебник Рубрика «Интересный материал из истории языка» учебник стр 101.

Слово благодарить

-Можно слово благодарить назвать сложным?

-Докажите.

-Почему написали соединительную гласную –о-?


1) Читают материал рубрики.

1 ученик у доски, остальные в тетради

записывают и находят корни, соединительную гласную в слове «благодарить»


РУУД: умение определять успешность выполнения своего задания.

ЛУУД: проявлять доброжелательность, внимательность, помощь.

КУУД: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность

11.Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Слайд 12













Слайд 13.

1-Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.

– Чему научились?

- Какое правило мы вывели с вами?

– Кто или что вам помогало справиться?

- Что вы теперь можете?

– Кто доволен сегодня своей работой?

-Кому было интересно?

2) - А теперь поднимите зелёные карточки те ребята, кому всё было понятно и в течении урока не допускал ошибок, жёлтые – если в течении урока были ошибки, но было всё понятно, красные – если на уроке вообще ничего не понятно было.

3) Домашнее задание.

Учебник стр. 101 упр. 4


Всем спасибо за урок


Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке.


РУУД: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.