МБОУ «Школа № 11 им .А.В.Преснякова г. Феодосии»
Конспект открытого урока по русскому языку
9кл
«Сложноподчиненные предложения.
Обобщение и систематизация знаний»
Учитель русского языка и
литературы
Асанова Л.М.
г.Феодосия 2015-2016уч.год
Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения. Обобщение и систематизация знаний»
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения. Задачи урока:
Образовательные задачи:
закрепить полученные знания о СПП;
формировать умения находить придаточные предложения в составе СПП;
тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
систематизировать знания учащихся с целью подготовки к ГИА.
Развивающие задачи:
развивать умение излагать свою точку зрения, , формировать умения выделять общие и существенные признаки;
развивать умения сравнивать, комментировать, делать выводы,
анализировать и оценивать собственную деятельность;
развивать навыки исследовательской деятельности;
стимулировать интерес к изучаемому предмету с помощью информационных технологий;
Воспитательные задачи:
воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).
Форма проведения урока: урок-практикум ( с элементами лабораторной работы исследовательского характера).
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал – буклеты, презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Сложноподчиненные предложения»
План урока 1.Организационный этап. 2.Постановка цели и задачи урока.
3.Актуализация знаний.
3.1 «слепая» схема
4. Повторение и закрепление изученного:
4.1 Пунктуационная разминка
4.2 Работа с буклетом
а)цифровой диктант
б)составление и анализ предложений
4.3. Исследовательская работа
4.4. Конструирование текста
4.5. Комплексный анализ текста
5. Домашнее задание (дифференцированное)
6. Рефлексия. 7.Подведение итогов урока.
Ход урока
1.Оргмомент. Мотивация. (слайд 1)
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Этими словами я хочу нам пожелать успехов на уроке и хорошего настроения..
(слайд2): « Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно» Б. Житков.
-Когда будет от учения “радостно и победно”? (Когда сможешь преодолеть себя, самостоятельно открыть что-то новое и, наверное, помочь другу.)
-Вы правы, вам сегодня, я надеюсь, предстоит испытать радость от учения, а также я надеюсь на то, что сегодняшний урок будет для вас и меня интересным и полезным.
2. Постановка темы и цели урока. (Слайд №3)
Сегодня мы должны закрепить всё, что знаем о СПП. Запишите тему урока. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Поэтому цели нашего урока:
- обобщить и закрепить знания о СПП в ходе проведения исследовательской работы, лингвистического анализа текста и других видов работы.
. Слайд№4. А поможет нам закрепить и обобщить тему урока творчество В. Высоцкого.
Слайд№5 «Так кем же он все-таки был? Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю. Знаю только, что он был личностью. Явлением», - писал Р. Рождественский. Мы еще вернемся к этому замечательному высказыванию.
3. Актуализация знаний. А начнем повторение теоретического материала с заполнения «слепой» схемы
Слайды №6-11. Расскажите о строении сложных предложений, заполнив «слепую» схему. (Помнить о необходимости развития монологической речи детей)
Какое же предложение мы называем СПП? (Ученик дает определение)
Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия.
Слайд №13 Человек должен быть наделен фантазией, чтобы творить.
- докажите, что это СПП.
- назовите главную и зависимую часть
Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы.
4. Повторение и закрепление изученного
(Переходим к практической части нашего урока)
4.1 Пунктуационная разминка Слайд№14
- в чем сходство 1 и 2 предложений?
- чем они различаются?
Как называется союз во 2 предложении?
Цель нашей работы - выделить среди группы предложений только СПП, определить вид придаточного предложения. (СПП с прид изъяснительным) Почему?
4.2 Работа с буклетом. (Приложение №2)
а) Цифровой диктант "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках". (самостоятельная работа)
Слайд №15 Проверка «110 101 ».
б) Составление СПП Наша задача – составить СПП, соединив стрелками придаточные предложения с главными. Определите вид придаточных. (в таблице буклета)
Запишите в тетради только СПП с придаточными определительными и составьте их схемы.
Сколько СПП предложений вы записали?(2) Какие? Слайд №16
Каждая песня Высоцкого-это моноспектакль, в котором Высоцкий был и драматургом, и режиссером, и исполнителем.
Я не люблю любое время года, когда веселых песен не пою.
(Ученик у доски выписывает и составляет схему 2 предложения)
(А мы работаем над первым СПП предложением). Почему это СПП с придаточным определительным? (Придаточные определительные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении и отвечают на вопрос какой?)
Ребята, а всем ли вам понятно значение слова «моноспектакль»? Моноспектакль — это спектакль с единственным исполнителем.
-- Проверяем 2 предложение, правильно ли составлена схема.
Слайд №17 Это слова из песни В Высоцкого « Я не люблю»
В песне “ Я не люблю” чувствуется необычайная искренность поэта, его ненависть к лживой лести, нечестности, желание быть с людьми, служить Родине, России...
5.Исследовательская работа (в парах) Слайд№18
Следующая задача нашего урока – провести исследование
- Какие сложноподчиненные предложения встречаются в стихотворениях русских писателей и поэтов 19 века?
- В каком типе речи мы встречаем сложноподчиненные предложения чаще и почему? (исследование будут выполнять две пары учащихся) Приложение1.
6. Конструирование текста. Творческая работа.
А всем остальным ребятам я предлагаю представить себя в роли великого писателя и поэта и поработать творчески.
Слайд №19 Задание: перед вами фрагмент из произведения, в котором опущены все союзы, союзные слова, отсутствуют эпитеты. Ваша задача– восстановить текст.
(Ученики работают самостоятельно на листах с текстом,(приложение1) Проверка ( 2-3 ученика читают восстановленный ими текст, затем на экране появляется оригинал (Слайд 20)
- Как вы думаете, удалось ли вам восстановить авторский текст? (Да, мы пытались, но у писателя всё написано намного лучше, потому что он писатель).
- Мне кажется, что ваша работа тоже очень важна. Чтобы стать писателем, нужно много трудиться, работать со словами, потому что создание художественного произведения – это огромный труд, это работа, в которую автор вкладывает душу.
-Исследовательскую работу выполняли в парах. Послушаем их заключение.
6. Слайд №21.Комплексный анализ текста. (Читаю текст выразительно, если позволит время) Выполняем коллективно под руководством учителя. Текст на карточках у каждого учащегося.
(1)Так кем же он все-таки был?
(2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю.
(8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением.
(10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось: Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так… (13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение!
Р. Рождественский.
Слайд №22 Задания:
Прочитайте отрывок из воспоминаний о В. Высоцком.
Составьте схему предложения №8.
Объясните значение слова бард.
Выпишите грамматическую основу предложения №11.
Из предложения №13 выпишите все словосочетания со связью согласование.
Слайд №23 Примерные ответы по тексту
7. Домашнее задание (дифференцированное) Слайд№ 24
Написать сочинение – миниатюру на тему: «Сложноподчиненное предложение вокруг нас».
Решение кроссворда ( см. буклет)
8. Рефлексия. Слайд №25
«Давайте пошушукаемся».
Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствуете.
Запишите ваши отзывы на карточке:
Я сегодня узнал(а), научился(ась) __________
Что понравилось на уроке?________________
Что не понравилось ?_____________________
9. Итог урока. Слайд№26
В чем своеобразие СПП? Как вы считаете, достигли мы поставленных в начале урока целей? Если бы великий поэт был сейчас среди нас, он был бы доволен вашими знаниями. За урок вы получили заслуженные оценки (ставлю оченки)
Урока время истекло…
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно!
Огромное вам спасибо за урок.