СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока " Сложноподчиненные предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Сложноподчиненные предложения"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»






















Подготовила и провела

Мамаева Зульфияханым Ламитдиновна,

учитель родного языка и литературы







20.01.2018г.



Цель урока: учить учащихся правильно определять структуру сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными, ставить знаки препинания.

Задачи:

- обучающие:

  • углубить знания о сложноподчиненном предложении- конструкции с несколькими видами придаточных;

  • усвоить понятия однородное, неоднородное, последовательное подчинение;

  • учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений.

-развивающие:

  • совершенствовать пунктуационные навыки, практические навыки анализа сложного предложения, умение конструировать сложное предложение,

  • развивать умение самостоятельно усваивать материал.

- воспитательные:

  • продолжить формирование привычки к труду, умению работать в паре, оценивать работу одноклассника, развивать умения самооценки.

Тип урока: урок формирования новых знаний через работу с информационными источниками

Формы работы учащихся: индивидуальная самостоятельная работа, работа в парах, компьютерное тестирование.


Технологии, применяемые на уроке:

-ИКТ(презентация, аудиозапись физминутки, задания ЭОР из единой коллекции информационных образовательных ресурсов по заявленной теме);

-личностно-ориентированные технологии: здоровьесберегающие, технология разноуровневого обучения.


Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, карточки для индивидуальных заданий, опорный конспект « с дырками», табель самоконтроля.










Ход урока.


  1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к занятию.

  1. Целеполагание.

Учитель объявляет тему урока: «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными».

Вопрос учителя классу: Ваши предположения, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Примерные ответы учащихся:

  1. Повторим материал о сложноподчиненном предложении.

  2. Познакомимся со сложными предложениями, в которых несколько придаточных.

  3. Научимся составлять схемы предложений.


Учитель: В процессе работы на уроке мы должны, основываясь на знания о строении СПП и средствах связи в нем,

  1. освоить классификацию СПП с несколькими придаточными;

  2. научиться определять типы подчинения в СПП, отражать строение таких предложений в схемах;

  3. научиться выделять придаточные предложение знаками препинания.

(слайды на экране)


  1. Входной контроль знаний.

Учитель: Чтобы приступить к изучению нового материала, вспомним изученное.


1 задание. Упражнение на избирательность внимания.

Быстро прочитывая грамматические формулировки, отмечайте знаком «+» в пустом квадрате справа лишь те утверждения, которые являются истинными.

Утверждение

+-

1

СПП состоит из двух простых предложений.


2

В состав СПП входят главное предложение и одно или несколько придаточных.


3

Простые предложения в составе СПП всегда равноправны.


4

Придаточное предложение с главным связано сочинительной или подчинительной связью.


5

В роли средств связи в СПП выступают подчинительные союзы или союзные слова.


6

Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль.


7

Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.


8

Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой.


9

Если придаточное стоит в сере

редине главного¸ то оно выделяется запятыми с обеих сторон.


1

Если в СПП несколько придаточных, то они поясняют только главное.




Ключ к заданию: 2,5, 6, 7, 8,9.

Взаимопроверка. Учащиеся оценивают себя по табелю самооценки (ставят количество правильных ответов)


Анализ: Кто не сделал ошибок?

Какие вопросы вызвали трудности?


2 задание. Схематический диктант. Карточка (раздаточный материал)

1 ученик работает у доски (закрытая часть), остальные – в тетрадях.

Предложения для анализа:

1. Если будет летная погода, экспедиция отправится в Арктику.

2. В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.

3. Чтобы свет не беспокоил больного, окна завесили шторами.

4. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.

5. Трудись, чтобы в твоей душе не умерли те крошечные искры небесного огня, которые зовутся совестью.


Сверка с доской. В табель самооценки ставим число - количество правильных схем.


Учитель: Какие предложения вызвали затруднения?

(Проводим анализ ошибок)


Итоги I этапа.

Учитель: Вы знаете особенности сложноподчиненного предложения, умеете находить главное и придаточное, знаете средства связи между ними, место придаточного, умеете ставить знаки препинания.


Минутка релакса под музыку Бетховена (Лунная соната)


  1. Знакомство с новым материалом.

1) Вопросы к классу:

1.Всегда ли главные предложения присоединяют к себе 1 придаточное? (обращаем внимание на 2 последних предложения)

Ответ:

К главному предложению может присоединяться несколько придаточных.

2. Зачем нужны в речи предложения с несколькими придаточными?

Все ли придаточные подчиняются главному? Как они соотносятся?

Ответ:

Предложения с несколькими придаточными обогащают нашу речь, делают ее ярче, образнее, доказательнее

Вывод:

Если придаточных несколько, то они могут пояснять не только главное, но и друг друга.


2) Работаем с опорным материалом - знакомимся с новым материалом.

(у каждого ученика – распечатка- опорный конспект с «дырками»)

Изучают самостоятельно материал.

1. Статья словаря лингвистических терминов "Однородное подчинение»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e5eca95e-fcfd-4645-acfb-06ca3e57145b/%5BRUS9_202-220%5D_%5BTD_041%5D.html

2. Статья словаря лингвистических терминов "Неоднородное подчинение»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5fd3e098-4985-4c09-a17b-b08083b38ec9/%5BRUS9_202- 220%5D_%5BTD_064%5D.html

3. Статья словаря лингвистических терминов «Последовательное подчинение»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8930c26f-78c4-49c8-ab70-5d9f1dda97d0/%5BRUS9_202-220%5D_%5BTD_065%5D.html


Учащиеся заполняют «дырки» опорного конспекта, рисуют схемы предложений.

Опорный конспект.

СПП с однородным подчинением.

При однородном подчинении все придаточные связаны с……….главного предложения и отвечают на …….вопрос.

Схема:

СПП с неоднородным подчинением (параллельным)

При неоднородном подчинении придаточные могут относиться к ………. словам главного предложения, отвечают на …. вопросы.

Схема:

СПП с последовательным подчинением.

Если придаточные предложения …… связаны одно с другим, то это последовательное подчинение. В этом случае придаточные располагаются цепочкой.

Схема:


3 ученика у доски составляют схемы предложений (из конспекта). Учащиеся проверяют себя.


  1. Самоконтроль

Виды подчинения в предложениях с несколькими придаточными

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3c2b6b83-7619-4ea0-8a60-7fd2d41f4c11/index_listing.html


1 задание. Прочитаем внимательно предложения, данные для иллюстрации типов подчинительной связи. Определим тип подчинения. 5 заданий теста.

Самостоятельная работа.

В табель самооценки ставим число- количество правильных ответов.

2 задание. (Задание по развитию связной речи). Следующий этап урока связан с умением пользоваться в речи СПП, умением их конструировать.

Из нескольких предложений составить одно сложноподчиненное, записать его, определить вид подчинения, записать графическую схему предложения. Работа в парах.

Работа выполняется в тетради.

Работа по вариантам (задание разного уровня сложности):


Карточка №1 (из 3-х простых)

Чтение- один из источников мышления и умственного развития. Надо приучить себя читать внимательно, вдумчиво. Чтение стало стимулом богатой и духовной жизни.


Ответ: Так как чтение один из источников мышления и умственного развития, надо приучить себя читать внимательно, вдумчиво, чтобы чтение стало стимулом богатой духовной жизни.


Карточка №2 (из 4-х простых)

Человеку в учении все дается легко. Он мало работает над развитием своих способностей. У него постепенно воспитывается лень мысли. Она может сформировать и легкомысленное отношение к жизни.



Ответ: Если человеку в учении все дается легко, если он мало работает над развитием своих способностей, у него постепенно воспитывается лень мысли, которая может сформировать и легкомысленное отношение к жизни.



3 задание. Электронное задание. Расставить знаки препинания в сложном предложении (5 предложений)

http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/6f0f3a75-c994-4dbb-a958-c774a9c3a5c3/index_listing.ht


Учащиеся решают пунктуационную задачу.

В табель самоконтроля ставят число- количество правильных ответов.


6.Подведение итогов

Учитель: Подведем итоги сегодняшней работы.

Учащиеся:

1. Познакомились с новым материалом - узнали о 3 типах подчинения придаточных.

2. Работали над составлением схем предложений.

3. Отрабатывали навык постановки знаков препинания, умение конструировать СПП с несколькими придаточными.

Учитель: Оцените свою работу на уроке – поставьте оценку в табеле.


Учащиеся анализируют лист контроля, оценивают работу, выделяют области, где необходимо дополнительно поработать.

Учитель: Итак, мы сегодня еще раз убедились, что СПП- огромная и еще малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы еще ни один урок.


7.Домашнее задание

К следующему уроку:

1) Выучить опорный конспект

2) Из тренировочных вариантов ГИА выполнить задания: В5,6 (В13,14)


Спасибо всем за работу!
























Приложение 1

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными


ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР


Название ресурса

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Статья словаря лингвистических терминов "Однородное подчинение

Тип, вид ресурса-нформационный

Форма предъявления

информации - словарная статья

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e5eca95e-fcfd-4645-acfb-06ca3e57145b/%5BRUS9_202-220%5D_%5BTD_041%5D.html

2

Статья словаря лингвистических терминов "Неоднородное подчинение

Тип, вид ресурса -информационный

Форма предъявления

информации - словарная статья

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5fd3e098-4985-4c09-a17b-b08083b38ec9/%5BRUS9_202- 220%5D_%5BTD_064%5D.html

3

Статья словаря лингвистических терминов «Последовательное подчинение»

Тип, вид ресурса- информационный

Форма предъявления

информации- словарная статья

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8930c26f-78c4-49c8-ab70-5d9f1dda97d0/%5BRUS9_202-220%5D_%5BTD_065%5D.html

4

Виды подчинения в предложениях с несколькими придаточными

Тип, вид ресурса- практический

Форма предъявления

информации- тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3c2b6b83-7619-4ea0-8a60-7fd2d41f4c11/index_listing.html

5

Пунктуация

Тип, вид ресурса- практический

Форма предъявления

информации- электронное задание

http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/6f0f3a75-c994-4dbb-a958-c774a9c3a5c3/index_listing.html












Приложение 2


Табель самооценки

№ задания

Задание

Результат

1

Упражнение на избирательность внимания


2

Схематический диктант



3

Самоконтроль.

Работа с электронным заданием


4

Задание по пунктуации (электронное задание




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!